Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: проведение сравнительного анализа Японской и Российской модели менеджмента.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать основные принципы Японского менеджмента;
- исследовать управление качеством в системе менеджмента Японии;
- рассмотреть особенности Японского менеджмента;
- сделать сравнительную характеристику Японского и Российского.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________ 5
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ________________ 7
1.1 Особенности Японского менеджмента______________________________ 9
1.2 Поведение в организации_________________________________________11
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ __________________________________15
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ___________________________ 18
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ_______________ 22
3.1 Пожизненный найм______________________________________________23
3.2 Профсоюзы в Японии____________________________________________25
ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА________________________________ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________ 32
Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.
Как порождением концепцией «человеческого потенциала» можно рассматривать систему группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за принятие решения не персонифицирована. За принятое решение несет ответственность все группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принять решение.
Можно рассмотреть более подробно процесс принятия решения группой. Сущность системы Ринги в том, что решения должны приниматься путем консенсуса. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если кто-то против, предложение возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен, хотя процедурная часть системы Ринги претерпела изменения. Каждое предложение обсуждается в неофициальных группах. Решение никогда не выносится на официальное обсуждение без неформального.
Нужно четко понимать, что японский метод предполагает полное единодушие. Это не решение большинства. Японцы питают отвращение к тирании большинства. Если полного единодушия нет, решение не принимается. Если решению противопоставлено мнение небольшого меньшинства, его убеждают уважать взгляды остальных. Эта компромиссная позиция позже будет вознаграждена. Для японца считается невежливо открыто возражать старшему и вышестоящему: несогласие нужно выражать очень дипломатично.
Японцы
В противовес традиционной модели поведения «Х» и «Y» японцы развили и успешно применяют модель «человеческого потенциала», согласно которой на первый план выдвигается идея о том, что людям требуется возможность применять и развивать свои способности, получая от этого удовлетворение. Концепция «человеческого потенциала» защищает такие условия труда, в которых способности работника поощряются к развитию, и уделяет особое внимание развитию у работников стремления к самоуправлению и самоконтролю.
Считается, что власть
менеджмента в Японии законна, и
поэтому она с готовностью
принимается и уважается. Рабочие чувствуют,
что их менеджеры более образованы и компетентны.
Менеджеры не имеют избыточных привилегий,
что могло бы вызвать ревность. Их оклады
и другие вознаграждения считаются скромными
по сравнению к их заслугам. А эффективный
менеджмент является необходимым условием
для процветания самих рабочих.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
Управленческий
Можно рассмотреть этот процесс на примере фирмы «Мацусита». В основу организации фирмы положена система филиалов. Они классифицируются следующим образом:
для высших управляющих компаний с целью контроля управляющих филиалами - система планирования в филиалах, система внутреннего капитала филиалов, система ежемесячных бухгалтерских отчетов;
для управляющих филиалов с
целью контроля руководителей
отделов - бюджеты отделов, система
ежемесячных бухгалтерских
Система планирования в филиалах предполагает, что каждый самостоятельный отдел, а затем и филиал разрабатывает свой план. На их основе подготавливается общий план всей компании. В общих чертах метод планирования предполагает следующие этапы:
Необходимо
Чтобы избавится от субъективизма, японские управляющие повсюду, где есть малейшая возможность, применяют методы статистики для определения текущей ситуации. Японцы верят цифрам. Они измеряют все. Они стараются количественно описать все аспекты бизнеса. Японцы не расточают силы впустую. Все устроено безупречно, что является сущностью хорошего менеджмента.
Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.
Наказания делятся
на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение
допускается в случаях
Японские
Такая позиция вполне объяснима: с одной стороны, каждый подчиненный является индивидуумом и имеет право на ошибку, с другой - правильная кадровая политика при приеме на работу «не допустит» в фирму недобросовестного работника, поскольку за него несет полную ответственность тот, кто его принял на работу.
Управление
Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.
Изначально
Существуют
Задачами
Управлением качеством имеет многие преимущества:
Основные идеалы воплощенные, можно кратко охарактеризовать так:
Естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если над ним осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.
Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.
Информация о работе Японская и российская модель менеджмента