Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: проведение сравнительного анализа Японской и Российской модели менеджмента.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать основные принципы Японского менеджмента;
- исследовать управление качеством в системе менеджмента Японии;
- рассмотреть особенности Японского менеджмента;
- сделать сравнительную характеристику Японского и Российского.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________ 5
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ________________ 7
1.1 Особенности Японского менеджмента______________________________ 9
1.2 Поведение в организации_________________________________________11
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ __________________________________15
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ___________________________ 18
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ_______________ 22
3.1 Пожизненный найм______________________________________________23
3.2 Профсоюзы в Японии____________________________________________25
ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА________________________________ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________ 32
Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.
Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих.
За вклад в
В связи с постоянно
изменяющимися вкусами, потребностями
людей и появлением новых технологий от
руководителей требуется постоянная
перестройка самосознания и ориентировок,
которые в самом общем виде могут быть
сформулированы так:
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы.
Японский
Теоретически, чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно быть его самоотождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены.
Занятость в Японии имеет особое значение. Это не только вопрос контракта между работодателем и работником. Она имеет эмоциональный и моральный подтекст.
Японские
Пожизненный найм - это не юридическое право. Его утверждение - дань традиции, возможно, имеющей начало в первобытной общине и получившей законченную форму в японском феодальном обществе. Фирма морально обязана заботится о своем работнике вплоть до выхода на пенсию. Штат комплектуется на основе личных качеств, биографических данных и характера. Лояльность ценится больше, чем компетентность. К каждому рабочему относятся как к члену семьи. Точно также, если возникают финансовые трудности, все достойно переносят сокращение доходов.
В таких обстоятельствах менеджмент персоналом особенно важен. Японские менеджеры верят, что люди - это величайшее достояние. При отборе претендентов для менеджмента высшего уровня больше всего ценится способность руководить людьми.
Японцы
Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное выполнение работы сознательно затушевываются. Целью является улучшение работы группы и усиление групповой солидарности.
Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы. Группа отвечает за успех дела так же, как и за неудачи. Поэтому отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или связанные с рискованным предприятием. В японских фирмах решение принимается группой. Подчиненные формулируют свои предложения и передают их заинтересованным лицам. После того как групповым обсуждением поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные и приступает к их выполнению. Если будет замечено, что подчиненный не в состоянии контролировать ситуацию, менеджер среднего звена вмешается и будет самолично осуществлять руководство. Такое отношение внушает уверенность, что личные неудачи и ошибки, в общем-то, не беда, старший всегда поможет выйти из сложного положения. Таким образом, акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата. Это требует взаимопонимания.
Человек нуждается
в самоуважении: он любит нести
ответственность и
Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов. В Японии для рабочего большое значение имеет принадлежность к фирме, а не род занятий. Японский рабочий скажет, что он принадлежит «Хитачи», потом, что работает на заводе «Хитачи», и только потом, что работает электриком. Поэтому на японских предприятиях только один профсоюз.
В США, Англии, Италии и других странах менеджеры промышленных фирм ощущают все большие трудности в управлении персоналом. Становится все труднее внедрять новые методы и технику. Профсоюзы всегда в оппозиции к менеджменту. Обычно от профсоюзов утаивается важная информация, которая является конфиденциальной. В этой атмосфере конфликтов и подозрений падает производительность труда.
На японской компании NOK все эти трудности были преодолены на основе взаимопонимания и кооперации между менеджментом и профсоюзами. Это привело к созданию «Содзянкай». «Содзянкай» - представительный орган рабочих, который периодически устраивает встречи для обсуждения интересов рабочих, зарплаты и благосостояния. Но на этом функции общества не ограничиваются - оно занимается организацией досуга рабочих, участвует на собраниях менеджмента в обсуждении проблем (порой даже конфиденциальных) бизнеса, а решения принимаются путем взаимного согласия.
Японский
Профсоюзы отдают себе
полный отчет в том, что рабочие
могут повысить свой уровень жизни
только путем повышения
Необходимо
В целом, в Японии
меньше жалоб и претензий к
менеджменту по двум основным причинам:
во-первых, японский рабочий не чувствует
себя притесненным, во-вторых, он считает
свою работу более важным делом, нежели
права или убеждения. Истоки этого
кроятся в том, что управляющие японских
фирм уделяют огромное внимание благосостоянию
своих рабочих. Это, естественно, повышает
их доверие как к менеджменту, так и к профсоюзам.
ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Таблица: Сравнительная характеристика Японского и Российского моделей менеджмента.
Япония | Россия |
Структура управления компанией | |
Нестандартная, гибкая | Формализованная |
Характер принятия решений | |
Коллективный, на основе единогласия | Индивидуальный |
Форма ответственности | |
Коллективная | Индивидуальная |
Организация контроля | |
Коллективная | Индивидуальная |
Скорость служебного роста | |
Быстрая | Замедленная |
Главное качество менеджера | |
Координация действий подчиненных | Профессионализм |
Система найма на работу | |
Долгосрочная | Краткосрочная |
Система оплаты труда | |
По результатам работы коллектива | По индивидуальному результату |
Информация о работе Японская и российская модель менеджмента