Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: Выявление особенностей и характерных черт японского менеджмента. Рассмотрение наиболее эффективных методов управления на примере компаний, применяющих японский менеджмент. В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать японскую модель менеджмента.
2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента на практике.
3. Рассмотреть перспективы развития этой модели.
В результате проведенных преобразований к началу 80-х годов тенденции развития в области заработной платы в Японии и в других развитых капиталистических странах в значительной мере сблизились.
Однако развитие этого процесса не означает ликвидации самого базового принципа формирования заработной платы на основе выслуги лет. Здесь речь идет только о развитии этой системы, ее приспособлении к потребностям функционирования компании в условиях ускорения научно-технического прогресса и сохранения морально-психологического воздействия на работников. Причина, по которой компании стараются сохранить принцип «нэнко сейдо», очень проста: это помогает воспитывать у занятых чувство преданности компании, усиливает и закрепляет их долговременные связи с местом работы. Японская система заработной платы наряду с другими методами управления персоналом позволяет компаниям эффективно контролировать и, следовательно, эксплуатировать рабочую силу.
Необходимо остановиться более подробно на системе должностного продвижения.
Основным принципом, определяющим
должностное продвижение внутри
организационной структуры
В «системе статусов» необходимо
отметить две важные особенности. Прежде
всего зависимость оплаты труда от занимаемого
ранга проявляется достаточно четко и
гораздо сильнее, чем, например, на Западе;
то же касается и должностной разницы
в окладе (там работник, занимающий более
низкую ступеньку в должностной иерархии,
вполне может получить вознаграждение
больше, чем его вышестоящий коллега).
Но еще большее значение в Японии имеют
моральные аспекты этой проблемы. Даже
мизерное повышение социального «статуса»
занятого означает для него признание
заслуг и проявление внимания к нему со
стороны администрации. Честолюбие его
удовлетворено, и достигнутое тем самым
самоутверждение способствует повышению
его моральной удовлетворенности трудом,
что в конечном итоге проявляется как
мощный фактор стимулирования производительности.
Должностное продвижение менеджеров в
целом осуществляется также в соответствии
с принципом «мибун». Преобладание возрастного
критерия при назначении на должность
(часто в ущерб таким критериям, как знания,
компетентность, инициатива и др.) лежит
в основе того несомненного факта, что
в подавляющем большинстве японских компаний
процветает геронтократия: власть преимущественно
принадлежит людям пожилого, а иногда
и весьма преклонного возраста.
В современных японских компаниях
в системе продвижения
В японских компаниях в
силу господства системы «пожизненного»
найма кадры руководителей
1.3. Система принятия решений «рингисэй».
Во многих японских компаниях
в той или иной мере использовалась
система принятия решений «рингисэй»,
обеспечивающая углубленную проработку
и согласование решений. Классическая
процедура «рингисэй» предусматривала
многократное согласование подготавливаемого
решения на нескольких уровнях управления,
начиная с рядовых сотрудников (одному
из них поручается составление предварительного
проекта решения) и кончая высшими руководителями,
утверждающими решение, прошедшее все
стадии согласования. Согласование включает
консультации на уровне рядовых сотрудников
различных отделов (их проводит работник,
отвечающий за подготовку предварительного
проекта решения), на уровне руководителей
отделов и иных подразделений (осуществляются
в форме циркуляции проекта решения по
всем отделам, имеющим отношение к данному
вопросу), а затем более высокими руководителями
— заместителями и начальниками управлений
или департаментов. К концу циркуляции
документ-проект оказывается завизированным
личными печатями десятков начальников
различных рангов. В случае возникновения
несогласия в ходе подготовки решения
на том или ином уровне собираются консультативные
совещания руководителей соответствующего
уровня, в ходе которых вырабатывается
согласованная позиция. Подобная практика
подготовки решений является достаточно
сложной и длительной, но большинство
японских корпораций идут на такое замедление
принятия решений, рассчитывая на то, что
процедура «рингисэй», обеспечивающая
согласование действий на стадии принятия
решения, облегчает координацию их последующего
выполнения.
Система имеет безусловные плюсы. Однако
она не лишена и некоторых недостатков.
Считается, что процедура должна обеспечить
приток новых идей и свободу мнений при
обсуждении решений. Но так происходит
не всегда. Иногда в условиях жесткой иерархии
и почтения к начальству подобный процесс
сводится к попыткам подчиненных предугадать
мнение руководителей, чем к продвижению
их самостоятельной точки зрения. В таком
виде система «рингисэй» часто превращалась
в сложный и не всегда полезный механизм,
отнимающий у руководителей и служащих
разных рангов массу времени на согласование
решений.
Поэтому происходит постепенное сокращение сферы влияния метода принятия решений «рингисэй». Это связано с рядом причин, - в том числе с широким распространением планирования и методов разработки бюджета в японских фирмах (за счет этого отпала необходимость принятия решений по многим, вопросам традиционным методом). Если учесть, что долгосрочное планирование используется, по имеющимся данным, на 83% японских фирм, то масштабы таких перемен достаточно ощутимы. На 63% японских фирм усилены полномочия отдельных лиц по принятию решений, что опять-таки привело к сокращению сферы «рингисэй». На 4% японских компаний к 1974 г. система «рингисэй» была ликвидирована вообще.
1.4. Организационные структуры управления.
Организационные структуры управления в японских корпорациях построены, как правило, по линейно-функциональному принципу. Вместе с тем в японских управленческих структурах весьма велика роль органов, обеспечивающих горизонтальные связи на разных уровнях управления — различного рода постоянно действующих совещаний руководителей разных рангов. Аналогичную цель преследуют существующие во многих фирмах специализированные (по той или иной проблеме или сфере деятельности) комитеты, включающие представителей разных подразделений и служб. В ряде фирм используется такая организационная форма, как штабные службы, существующие на высшем уровне управления и не несущие непосредственной линейной и функциональной нагрузки. Для японских корпораций характерно активное использование механизмов групповой ответственности и программно-целевых методов управления, применяющихся для решения таких задач, как научно-исследовательские и проектные разработки, инвестиционно — строительные проекты и т. д.
Важнейшим организационным элементом всех структур управления является группа. Для японской системы управления характерны групповое стимулирование и групповая ответственность. Подобные группы могут формироваться не только как формальные подразделения, создаваемые на постоянной основе (т. е. штатные структурные компоненты организации), но и в качестве неформальных, временных формирований (группы контроля качества и т. д.).
Важная роль отводится такому направлению работы, как повышение качества продукции. В процессе создания современной системы управления качеством в крупной японской фирме обычно формируются два уровня, которые самым тесным образом взаимодействуют друг с другом, хотя и решают различные группы задач.
Первый уровень — общефирменная система контроля качества, связанная развитой системой горизонтальных связей с другими функциональными подразделениями фирмы и организующая деятельность по обеспечению соответствующего уровня качества выпускаемой продукции и услуг в общекорпоративном масштабе.
Второй уровень — система
так называемых кружков качества, создаваемых
в низовых производственных звеньях с
целью решения локальных задач по повышению
эффективности производства, производительности
труда и качества изделий непосредственно
на рабочих местах, на уровне участков,
цехов и т. п. В этих «кружках» обычно объединяются
8-10 человек, работающих на одном участке.
Идея создания в рамках фирмы «кружков
качества» или «групп нулевых дефектов»
была импортирована из США в конце 50-х
годов. Однако в Японии эта идея получила
качественно новое наполнение и привела
к созданию специфического и весьма эффективного
механизма повышения отдачи каждого работника.
Такое повышение отдачи достигается во
многом за счет использования тщательно
продуманной системы мотивации, а также
морального, психологического и материального
принуждения работников к постоянному
повышению производительности и качества
труда, которая действует в замаскированном
виде.
Создание «кружков качества»
в японских фирмах осуществляется обычно
в рамках специальных программ, рассчитанных
на несколько лет. Эти программы
предусматривают проведение специальных
мероприятий по подготовке управляющих
среднего звена и рабочих по повышению
их квалификации, разъяснению целей
и задач работы «кружков качества».
Для координации работы таких
групп в рамках фирмы обычно формируется
специальный организационный
В японской литературе по управлению широко пропагандируется тезис о том, что «кружки качества» и подобные группы создаются исключительно на добровольной основе. Однако анализ показывает, что руководство компании создает такие условия, при которых работник не может не участвовать в их деятельности. В противном случае он рискует не только значительно ослабить свои шансы на продвижение по службе, но и подвергнуться дискриминации в оплате труда, первоочередному увольнению и т.д.
Специальные программы, формируемые на среднем уровне управления, ориентируют деятельность «кружков качества» на решение очень широкого круга проблем. Сюда входит сокращение брака, усовершенствование техники, технологии, оснастки, рационализация маршрутов движения деталей и загрузки оборудования на своем участке, снижение всех видов издержек производства, повышение квалификации персонала. Руководство японских компаний оказывает довольно широкую поддержку деятельности кружков. Рабочим предоставляется возможность пользоваться для проверки своих идей необходимым оборудованием и материалами, разрешается проводить заседания кружков в рабочее время. Компании, как правило, оплачивают организацию соревнования между кружками, участие в отраслевых и региональных конференциях, обучение рабочих в рамках различных программ повышения квалификации и т. п.
Деятельность «кружков качества»
обычно протекает следующим образом.
Усилиями всей группы и при участии
руководства данного
Оценивая эффективность работы рационализаторских групп, какими являются «кружки качества» в японских фирмах, можно утверждать, что в умелой организации их работы и в обеспечении постоянной активности производственного персонала в решении текущих проблем и кроется очередной «секрет» успехов в повышении производительности труда и качества в японской промышленности.
Экономическая эффективность
работы «кружков качества» довольно
высока. Так, по имеющимся оценкам, в
среднем годовая экономия от одного
предложения в крупной японской
компании составляет около 5 тыс. долл.,
а на каждого члена кружка приходится
50—60 предложений в год. Помимо чисто
экономического эффекта в ходе работы
кружков повышается квалификация персонала,
стимулируется творческая активность
работников, улучшается морально-психологический
климат, т. е. создается необходимый
образовательный и
1.5. Подготовка кадров.
В Японии уделяется значительное внимание развитию всех направлений подготовки и переподготовки кадров.
Для обеспечения процесса постоянного повышения квалификации и развития профессиональных навыков широко используются различные курсы и программы обучения, ориентированные на самые различные категории трудящихся.