Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: Выявление особенностей и характерных черт японского менеджмента. Рассмотрение наиболее эффективных методов управления на примере компаний, применяющих японский менеджмент. В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать японскую модель менеджмента.
2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента на практике.
3. Рассмотреть перспективы развития этой модели.
В целом, в Японии меньше
жалоб и претензий к
2.5. Японский менеджмент в России.
В России, и в частности
на Урале, предприятия стали
На автозаводе «Урал» перестраивают производственную систему в соответствии с подходами «Лин продакшн».Заводы «Уралмаш» и «ВСМПО-Ависма» внедряют пилотные проекты управления технологическим циклом «Бережливое производство», который базируется на принципах кайдзен .На Уралмаше начали с самого простого: с подробной карты производственного процесса. Каждый процесс делили на более мелкие составляющие и определяли затраты на каждом шаге. В результате сократилось время документооборота, изменилась структура ремонтных подразделений. «Уборка» по методу «точек порядка» тоже принесла результаты — десятки тонн металла, которые лежали как мусор, вывезли из цехов, разложили бумаги на рабочих местах. По мнению директора предприятия, «бережливое производство» (оно же Lean Production) в ближайшие годы будет наиболее востребованным в российских компаниях инструментом кайдзен.
Но в России есть проблема внедрения принципов японского менеджмента. Одна из них — разница культуры и менталитета Японии и России, не позволяющая заимствовать опыт «напрямую». Японский менталитет и бизнес отличает методичность: пошаговое выполнение любых задач с постоянным улучшением результата. В противоположность японскому, в русском менталитете умения и осознания необходимости «беречь каждую копейку» не было и нет.
Российские компании осознают выгоду японских принципов менеджмента, но не готовы воспринимать их в целом. Поэтому внедрение японского менеджмента идет частично, только то, что считается более выгодным.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
В модели японского менеджмента, безусловно, много положительных сторон. Оригинальная система управления принесла японским компаниям мировой успех в отраслях, связанных с производством массовой стандартной продукции. Однако в информационную эпоху базовыми являются те отрасли, продукция которых в значительной степени ориентирована на конкретного, иногда единичного потребителя. Соответственно этому должны измениться характер управления фирмами и сами фирмы. Ведь то, что раньше приносило победу в конкурентной борьбе, сегодня грозит обернуться источником поражения. Чтобы продолжать свою успешную работу стоит прибегать к деловой разведке.
Сегодня уже не стоит вопрос о целесообразности проведения деловой разведки. Многие руководители предприятий понимают, что это напрямую связано с корпоративной безопасностью. Угроза для последней, как правило, возникает из-за конфликта интересов, который в условиях конкурентной борьбы присутствует всегда.
Деловая разведка — это постоянный процесс сбора, обработки, оценки и накопления данных, их анализа с целью принятия оптимальных решений. В самом процессе ее проведения можно выделить следующие этапы:
На каждом этапе используют
свои, соответствующие моменту
Иногда для получения данных необходимо обращение в государственные или правоохранительные органы. Так, налоговая служба может предоставить сведения о госрегистрации, юридическом и фактическом адресах, учредителях. В некоторых случаях прибегают к тактическим хитростям. Делают так называемую оперативную закупку товара. Цель такой акции — исследовать (разобрать, собрать) конструкцию продукции конкурентов. Или другой пример: проведение анкетирования персонала под видом маркетингового исследования. Если вас интересуют какие-то научные разработки, но вы не имеете доступа в лаборатории, можно предложить контракты на финансирование исследовательских работ. Даже затяжные и, казалось бы, бессмысленные переговоры могут быть очень результативны, ведь в их процессе часто запрашивают дополнительные данные.
Кроме того, существуют специальные
компьютерные программы, позволяющие
собирать и сортировать информацию,
структурировать и
На следующем этапе функционирования деловой разведки происходит обработка и анализ собранного материала. Собственно, на этой стадии сведения переходят в знания, которые способны обеспечить понимание ситуации, а следовательно, и управление ею. На данной ступени обязательно обращение к специалистам, экспертам в определенных областях, использующих собственные аналитические методы. Среди них особенно следует выделить:
При проведении бенчмаркинга эти параметры также учитывают.
Все перечисленные методики
направлены не только на изучение опыта
работы конкурентов, но и на выявление
их слабых сторон с целью укрепления
собственного положения на рынке. Любое,
даже успешно развивающееся
Последний этап работы —
выдача «оценочной» информации, которая
направлена на принятие руководством
верных управленческих решений.
Есть и еще один аспект в целесообразности
проведения мероприятий, осуществляемых
деловой разведкой — защита интересов
собственного бизнеса, страхование рисков.
Гарантией относительного спокойствия
могут стать знания, полученные в ходе
деловой разведки.
Данный метод широко используется японскими компаниями для повышения эффективности их деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Япония - маленькая страна. Плотность населения
высока. Ресурсы ограничены. Природные
катаклизмы вызывают чувство опасности.
Поэтому у японцев острое чувство необходимости
национального единства. Они в полной
мере осознают, что их выживание зависит
от единства и социальной сплоченности.
Японцы хорошо умеют не только использовать в собственных целях достижения других стран, но и в своем прошлом находить опорные точки для дальнейшего роста. Все дело - в отношении к человеческому ресурсу, к тому ресурсу, качество которого определяет эффективность использования всех остальных - материальных, финансовых, географических, информационных и иных.
Сотрудники работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового обсуждения.
Японское общество поделено
на отдельные институты не горизонтально,
а вертикально. Предприятие является
одним из таких институтов. Менеджеры
и работники могут иметь
Японским менеджерам удалось
создать на предприятиях такие условия,
при которых рабочие
Японский менеджмент взывает
к естественным здоровым инстинктам
работников для развития их творчества,
мастерства и сознательности.
Овладение стержнем японского менеджмента
– отказ от узкой специализации, универсальное
развитие работника и связанные с таким
развитием стабильная занятость, ротация
кадров внутри фирмы, обучение в процессе
работы и т.д.– необходимо каждой фирме,
желающей не только преуспеть, но и хотя
бы существовать.
Сегодня многие западные и
некоторые российские компании удачно
используют принципы японского менеджмента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
2.Пшенников В.В., Японский менеджмент. 27 уроков для нас. М.: изд.«Япония сегодня» – 1997 г.
3. Семенова И.И.История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
4. Шонбергер Р.Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1988.- 256с.
5. http://bigc.ru/
6. http://it2b.ru
7. http://honda.ru/history
8. http://pozdnyakov.tut.su
9. http://ru.wikipedia.org