Японская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Выявление особенностей и характерных черт японского менеджмента. Рассмотрение наиболее эффективных методов управления на примере компаний, применяющих японский менеджмент. В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать японскую модель менеджмента.
2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента на практике.
3. Рассмотреть перспективы развития этой модели.

Файлы: 1 файл

Японская модель менеджмента.docx

— 75.76 Кб (Скачать файл)

В целом, в Японии меньше жалоб и претензий к менеджменту  по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает  свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого  кроятся в том, что управляющие  японских фирм уделяют огромное внимание  благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие как к менеджменту, так и к профсоюзам.

 

2.5. Японский менеджмент  в России.

В России, и в частности  на Урале, предприятия стали использовать принцип кайдзен. В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». В этот процесс вовлекаются абсолютно все — от менеджеров до рабочих. Вся жизнь (в том числе и частная) должна ориентироваться на постоянное улучшение. Одним из составляющих этого принципа является подход «Lean Production»(«бережливое производство»).

На автозаводе «Урал» перестраивают  производственную систему в соответствии с подходами «Лин продакшн».Заводы «Уралмаш» и «ВСМПО-Ависма» внедряют пилотные проекты управления технологическим циклом «Бережливое производство», который базируется на принципах кайдзен .На Уралмаше начали с самого простого: с подробной карты производственного процесса. Каждый процесс делили на более мелкие составляющие и определяли затраты на каждом шаге. В результате сократилось время документооборота, изменилась структура ремонтных подразделений. «Уборка» по методу «точек порядка» тоже принесла результаты — десятки тонн металла, которые лежали как мусор, вывезли из цехов, разложили бумаги на рабочих местах. По мнению директора предприятия, «бережливое производство» (оно же Lean Production) в ближайшие годы будет наиболее востребованным в российских компаниях инструментом кайдзен.

Но в России есть проблема внедрения принципов японского  менеджмента. Одна из них — разница  культуры и менталитета Японии и  России, не позволяющая заимствовать опыт «напрямую». Японский менталитет и бизнес отличает методичность: пошаговое  выполнение любых задач с постоянным улучшением результата. В противоположность  японскому, в русском менталитете умения и осознания необходимости «беречь каждую копейку» не было и нет.

Российские компании осознают выгоду японских принципов менеджмента, но не готовы воспринимать их в целом. Поэтому внедрение японского  менеджмента идет частично, только то, что считается более выгодным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ.

В модели японского менеджмента, безусловно, много положительных  сторон. Оригинальная система управления принесла японским компаниям мировой успех в отраслях, связанных с производством массовой стандартной продукции. Однако в информационную эпоху базовыми являются те отрасли, продукция которых в значительной степени ориентирована на конкретного, иногда единичного потребителя. Соответственно этому должны измениться характер управления фирмами и сами фирмы. Ведь то, что раньше приносило победу в конкурентной борьбе, сегодня грозит обернуться источником поражения. Чтобы продолжать свою успешную работу стоит прибегать к деловой разведке. 

Сегодня уже не стоит вопрос о целесообразности проведения деловой  разведки. Многие руководители предприятий  понимают, что это напрямую связано  с корпоративной безопасностью. Угроза для последней, как правило, возникает из-за конфликта интересов, который в условиях конкурентной борьбы присутствует всегда.

Деловая разведка — это  постоянный процесс сбора, обработки, оценки и накопления данных, их анализа  с целью принятия оптимальных  решений. В самом процессе ее проведения можно выделить следующие этапы:

  • сбор данных, которые, по сути, еще не являются информацией; 
  • структурирование информации; 
  • хранение и анализ структурированных данных; 
  • синтез знаний, они и станут первым продуктом деловой разведки; 
  • фаза принятия управленческого решения (стратегического или тактического); 
  • принятие решения приводит к действию и, соответственно, к конкретному результату. 

На каждом этапе используют свои, соответствующие моменту методы. Начинают любую работу с накопления материала. На этой стадии наиболее эффективен мониторинг различных источников информации. Специалисты в области деловой разведки считают, что большинство сведений о намерениях конкурентов, порой даже секретных, есть в открытых источниках. Можно выделить следующие каналы получения необходимых материалов:

  • СМИ — в данном случае важно направлять внимание не только на специальную литературу или профильные издания. Часто крупицы информации можно обнаружить в неосторожном интервью или необдуманном комментарии. Даже рекламные объявления или список опубликованных вакансий способны навести на размышления о планируемых мероприятиях; 
  • Интернет — всемирная глобальная сеть дает возможность получить сведения о любом человеке, товаре, предприятии. Посетить сайт компании — все равно, что побывать в самой фирме. Здесь можно найти информацию об услугах, продукции, контактах, сотрудниках, планах, новинках и т. п.; 
  • ярмарки, выставки, конференции, семинары. Некоторые почему-то забывают о таком методе, как визуальный мониторинг. А между тем, именно его использование может подкорректировать наше представление о стратегии компании-конкурента. Как правило, к проведению таких акций, как выставки или конференции, очень тщательно готовятся, фирмы хотят продемонстрировать свою новую продукцию или хотя бы рассказать о ней. Посещение подобных мероприятий дает возможность получить наглядное впечатление, определить степень интереса к новинке как со стороны потенциальных партнеров, так и со стороны потребителя, увидеть результаты всевозможных тестов или сравнительных испытаний. Небезынтересным в этом смысле будет изучение книги отзывов. К визуальному мониторингу можно отнести и обход торговых точек конкурирующих компаний. Наблюдения такого рода дают материал о товарном ассортименте, работе персонала, услугах, ценовой политике, портрете покупателя и т. п.; 
  • неформальное общение с коллегами и партнерами. Не должна ускользать от внимания и информация, не подтвержденная официальными источниками или СМИ. Кулуарные беседы с коллегами по бизнесу зачастую способны добавить более достоверные сведения. Особая категория людей, представляющая интерес, — VIP-клиенты конкурентов по бизнесу, которые тоже могут сообщить много интересного. 

Иногда для получения  данных необходимо обращение в государственные  или правоохранительные органы. Так, налоговая служба может предоставить сведения о госрегистрации, юридическом и фактическом адресах, учредителях. В некоторых случаях прибегают к тактическим хитростям. Делают так называемую оперативную закупку товара. Цель такой акции — исследовать (разобрать, собрать) конструкцию продукции конкурентов. Или другой пример: проведение анкетирования персонала под видом маркетингового исследования. Если вас интересуют какие-то научные разработки, но вы не имеете доступа в лаборатории, можно предложить контракты на финансирование исследовательских работ. Даже затяжные и, казалось бы, бессмысленные переговоры могут быть очень результативны, ведь в их процессе часто запрашивают дополнительные данные.

Кроме того, существуют специальные  компьютерные программы, позволяющие  собирать и сортировать информацию, структурировать и анализировать  ее и даже выстраивать прогноз  развития ситуации.

На следующем этапе  функционирования деловой разведки происходит обработка и анализ собранного материала. Собственно, на этой стадии сведения переходят в знания, которые  способны обеспечить понимание ситуации, а следовательно, и управление ею. На данной ступени обязательно обращение к специалистам, экспертам в определенных областях, использующих собственные аналитические методы. Среди них особенно следует выделить:

  • SWOT-анализ, этим способом изучают сильные (S) и слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T). Причем объектом анализа может быть как работа фирмы в целом, так и отдельные сегменты ее деятельности. При проведении исследования в центре внимания внутренние факторы (S и W) и внешние (O и T). Цель анализа — получить ответы на вопросы: что делать; что развивать; с чем бороться; что исключить; 
  • бенчмаркинг — анализ и сравнение конкурентных преимуществ (от англ. bench — уровень и mark — отметка). Есть несколько трактовок понятия, в том числе — опорная отметка или эталонное сравнение. Однако подобная процедура подразумевает не только сопоставление, но и изучение успешного опыта других. Для того чтобы занять лидирующее положение на рынке, необходимо сконцентрировать свои силы по следующим направлениям и предложить: 
  • продукцию с параметрами, превосходящими аналоги (такими критериями может быть цена, набор функций, даже цветовая гамма и пр.); 
  • исключительное качество; 
  • более совершенный уровень обслуживания; 
  • новый бренд-имидж. 

При проведении бенчмаркинга эти параметры также учитывают.

Все перечисленные методики направлены не только на изучение опыта  работы конкурентов, но и на выявление  их слабых сторон с целью укрепления собственного положения на рынке. Любое, даже успешно развивающееся предприятие, имеет уязвимые места. 

Последний этап работы —  выдача «оценочной» информации, которая  направлена на принятие руководством верных управленческих решений. 
 
Есть и еще один аспект в целесообразности проведения мероприятий, осуществляемых деловой разведкой — защита интересов собственного бизнеса, страхование рисков. Гарантией относительного спокойствия могут стать знания, полученные в ходе деловой разведки.

Данный метод широко используется японскими компаниями для повышения  эффективности их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
          Япония - маленькая страна. Плотность населения высока. Ресурсы ограничены. Природные катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

Японцы хорошо умеют не только использовать в собственных  целях достижения других стран, но и  в своем прошлом находить опорные  точки для дальнейшего роста. Все дело - в отношении к человеческому  ресурсу, к тому ресурсу, качество которого определяет эффективность использования  всех остальных - материальных, финансовых, географических, информационных и иных.

Сотрудники работают группой  более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений  осуществляется в Японии путем группового обсуждения.

Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры  и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие  фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.

Японским менеджерам удалось  создать на предприятиях такие условия, при которых рабочие самостоятельно стали объединяться в группы по изучению методов управления качеством и  их применению на своих рабочих местах. В Японии эти группы называют "кружками контроля качества". Кроме этого, непременным условием эффективного труда служит благоприятный психологический  климат в японских компаниях.

Японский менеджмент взывает  к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. 
 
Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.

Сегодня многие западные и  некоторые российские компании  удачно используют принципы японского менеджмента.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

2.Пшенников В.В., Японский  менеджмент. 27 уроков для нас.  М.: изд.«Япония сегодня» – 1997 г.

3. Семенова И.И.История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

4. Шонбергер Р.Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1988.- 256с.

5. http://bigc.ru/publications/ 

6. http://it2b.ru

7. http://honda.ru/history

8. http://pozdnyakov.tut.su

9. http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Японская модель менеджмента