Японская модель управлеия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить японскую модель управления. Задачи:
рассмотреть философию японского управления;
выявить традиционные корни японского управления;
сделать анализ японской системы управления трудовыми ресурсами;
рассмотреть принципы японского управления персоналом.
проанализировать японской системы управления на примере ЗАО «АВС».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты японской модели управления персоналом
1.1 Философия японского управления………………………………………..
1.2 Традиционные корни японской модели управления…………………….
1.3 Японская система управления трудовыми ресурсами………………….
1.4 Принципы японского управления персоналом………………………….
Глава 2. Анализ японской системы управления на примере ЗАО «АВС»
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………..
2.2 Миссия и цели предприятия……………………………………………….
2.3 Персонал организации…………………………………………………….
2.4 Анализ системы управления персоналом……………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

кур японская модель управ.docx

— 70.88 Кб (Скачать файл)

Отбор кадров – на этом этапе при  управлении планированием кадров руководство: начальники отделов и участка, отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве  случаев выбирается человек, имеющий  наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании  кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится  к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (проектировщик, сборщик), то наиболее важное значение, имеют образование и предшествующая деятельность в данной сфере. Эффективный отбор кандидатов представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов. Как в Японии.

В связи с постоянно изменяющимися  вкусами, потребностями людей и  появлением новых технологий от руководителей  ЗАО «АВС» потребовалась перестройка  самосознания и ориентировок, которые  в самом общем виде сформулированы так:

  1. Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли
  2. Главный человек - потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя.
  3. Следующий этап производственного процесса - потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволил устранить барьеры и разобщенность между отдельными стадиями жизненного цикла продукции
  4. Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием.
  5. Человек в системе управления - вовлечение всех без исключения работников в процесс управления качеством.
  6. Функциональное управление.

Качество на анализируемом предприятии  закладывается на каждом этапе, в  каждом процессе и тем самым фирма  добивается полностью бездефектного  производства. Это достигается путем  управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты  и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством  может помочь рабочим выявить, а  затем и устранить эти причины.

Комплексное управление качеством  вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное  управление качеством позволяет  обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу. Черта японского управления.

Комплексное управление качеством  дает возможность отделу продаж и  производственному отделу умело  и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем, чтобы выпускаемая продукция  последовательно удовлетворяла  их запросам.

Комплексное управление качеством  проникает в сознание людей и  помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством на ЗАО «АВС».

Обучение персонала. Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

  1. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и проводится как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. На нашем предприятии эту функцию выполняет заместитель начальника производственного участка. Инструктаж является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося: сборщика и проектировщика. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков.

2) Ротация представляет  собой метод самостоятельного  обучения, при котором сотрудник  временно перемещается на другую  должность с целью приобретения  новых навыков. Помимо чисто  обучающего эффекта ротация оказывает  положительное влияние на мотивацию  сотрудника, помогает преодолевать  стресс, вызываемый однообразными  производственными функциями. Как  правило перемещаются две категории работников фирмы: сборщики и проектировщики, кроме этого была неоднократно применена

Кроме инструктажа и ротации  кадров на анализируемом предприятии  широко используют так называемое обучение вне рабочего места, которое заключается  в чтении лекций, проведении мини-семинаров, направляющих сотрудников фирмы  при самостоятельном обучении.

3) Лекция является традиционным  методов профессионального обучения  на анализируемом предприятии.  Лекция позволяет развить множество  новых идей в течение одного  занятия, сделать необходимые  акценты. Лекции чрезвычайно эффективны  с экономической точки зрения. В то же время практически  отсутствует обратная связь, инструктор, как правило им выступает начальник одного из отделов или участка, не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

4) Самостоятельное обучение  является наиболее простым видом  обучения – для него не требуется  ни инструктор, ни специальное  помещение, ни определенное время  – обучающийся учится там,  тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную  пользу из самообучения при  условии разработки и предоставления  сотрудникам эффективных вспомогательных  средств – аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих программ.

Данные методы обучения взяты  из японского опыта управления.

Стимулирование персонала. Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы руководство фирмой, подобно японским компаниям, больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.

Наказания делятся на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение допускается  в случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного  неповиновения инструкциям старших. Фирма выпустила документ, озаглавленный  «Главные принципы». В нем выдвинуты  на первый план три принципа: искренность, дух оптимизма и конечная гармония. Этот официальный документ показывает, насколько серьезно сотрудники относятся  к своей работе.

Менеджеры «АВС» прибегают к  мерам наказания крайне неохотно. В противовес тактики запугивания  наказанием, руководство уделяет  особое внимание самосознанию рабочих  и поэтому использует «тактику лозунгов», побуждающих повысить дисциплину.

Такая позиция вполне объяснима: с  одной стороны, каждый подчиненный  является индивидуумом и имеет право  на ошибку, с другой - правильная кадровая политика при приеме на работу «не  допустит» в фирму недобросовестного  работника, поскольку за него несет  полную ответственность тот, кто  его принял на работу.

Управление персоналом становится стратегическим фактором из-за необходимости  гарантии пожизненного найма на анализируемом  предприятии, что является редким фактором в современной российской экономике.

Директором предприятия совместно  с начальниками отделов разработаны  премиальные схемы выплат. При  этом:

  • Премии не являются слишком общими и распространенными ,поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях.
  • Премия всегда связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа;
  • Работники чувствуют, что премия зависит дополнительных, а не нормативных усилий.
  • Дополнительные усилия работников, стимулированные премией покрывают затраты на выплату этих премий.

Обычным явлением, как в Японии, на предприятии стало возрождение  доски почета на которой ежемесячно появляются фотографии особо отличившихся сотрудников с перечнем их заслуг. Своего рода соревнование. У работников появляется стремление попасть на это место, они прикладывают к этому больше усилий, в результате – уважение коллектива и возможность самореализации в дальнейшем.

Режим работы – 5 дней в неделю, в  случае необходимости работники  остаются на своих местах и в выходные дни, но расчет с ними уже идет по особому тарифу.

Предприятие стремится повысить квалификационный уровень своих сотрудников, чтобы  успешнее держаться на рынке и  не сдавать позиций, поэтому оплачивает все возможные курсы, семинары, в  результате сотрудники вырастают в  собственных глазах и работают с  большей отдачей.

ЗАО «АВС» выплачивает  премии в размере до половины оклада особо отличившимся работникам по результатам  работы за период – квартал, год. Применяется  для материальной мотивации персонала  на выполнение работ быстро и качественно. Работники стремятся повысить свое благосостояние и поэтому работают лучше, принося своей фирме большую  прибыль и укрепляя ее. Ценные подарки  служат роль отличительного знака для  работника и побуждают его  «биться» за него, кроме того – это  престиж и материальное поощрение.

Публичная похвала применяется  для нематериального стимулирования работников управленческим персоналом организации. Цель – показать, что  за работником наблюдают, радуются его  успехам и выделяют среди остального персонала.

 

 

Заключение

В работе был проведен анализ японской системы управления.

Японцы работают группой более  эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная  задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.

В Японии отвергают личность как  отдельного индивидуума, но проявляют  уважение к мнению каждого.

Японцы проявляют уважение не к  месту, которое занимает тот или  иной человек, а к тому, что конкретное он сделал в жизни, к его опыту.

Повиновение в Японии принимает  форму полного подчинения. Это  не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших.

С целью более подробного изучения японской системы управления была рассмотрена  модель управления в ЗАО «АВС». В  настоящее время деятельность предприятия  направлена на достижение одной цели – получить максимальную прибыль  и сохранить лучшие кадры, что  характерно для Японии. Результаты работы на отдельных направлениях сплачивают коллектив, способствуют повышению  эффективности работы и объединяют личные цели сотрудников с целями организации. Намечается изменение  культуры задачи, так как - это культура команды, где результат команды  важнее индивидуальных целей. Культура задачи хорошо адаптируется в новых  рыночных условиях и широко используется в Японии.

Для совершенствования  системы управления персоналом, я  предлагаю следующее:

1) предать функции мотивации  персонала непосредственно в  руки начальников отделов

2) ввести комплексную  систему мотивации труда;

  1. ввести на предприятии оценку результатов труда, с целью создания резерва управленческих кадров.
  2. ввести на предприятии практику подготовки и переподготовки руководящих кадров.

5) арофессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников.

Изучение передового опыта Японии является очень существенной и актуальной задачей. Изучение эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

Принимая во внимание специфику и особенности японской системы управления, ряд наработок и положений может быть использован и в нашей стране. Длительный опыт работы японских предприятий особенно привлекателен, если учитывать отсутствие безработных и сохранение в то же время конкурентной среды, а также выход из глубочайшего кризиса в послевоенный период и пр.

Эффективным может быть ориентация на качество образования и личностный потенциал работника, а также на длительную перспективу использования его в конкретной организации. Интенсификация управления и повышение качества работы персонала возможны только в результате применения принципиально новых подходов к работе с кадрами. Они заключаются, прежде всего, в ее комплексном характере, более широком использовании элементов планирования, применения индивидуальных форм работы.

Экономически целесообразны капиталовложения, связанные с набором персонала, поддержанием его в трудоспособном состоянии, непрерывным обучением и выявлением качеств, потенциальных возможностей и способностей, заложенных в личности работника, с последующим развитием важных для его профессиональной деятельности. А также необходима достаточная степень мотивации работника, основанная не только на материальном вознаграждении, но и на моральном поощрении.

Целью является достижение такой ситуации, когда работник будет чувствовать себя неотъемлемой частью своей фирмы, членом большой семьи, зная, что здесь он найдет признание своих способностей, поддержку и сможет реализоваться как профессионал, получая пропорциональное своему вкладу в общее дело материальное вознаграждение. Такой опыт и хотелось бы применить в нашей системе управления. Что касается коллективного принятия решений, это возможно лишь при наличии высококвалифицированных специалистов, способных решать проблемы разного характера, а все это является особенностью японской системы образования, в таких масштабах применение подобного опыта на данный момент невозможно.

Информация о работе Японская модель управлеия