Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:54, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является определение возможности использования японского опыта управления персоналом в других странах. Объектом исследования является персонал организации, а предметом- модель управления персоналом в Японии.
Введение…………………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии…..…………………........6
Японский менталитет и его влияние на стиль управления…………………...6
Наем рабочей силы в Японии……………………..…………………...............10
Обучение и стимулирование персонала на японских предприятиях………..13
Глава 2. Внедрение японской модели управления персоналом за рубежом..……..20
2.1. Использования японского опыта управления персоналом в других станах....20
2.2. Возможность применения японских методов управления персоналом в России……………………………………………………………………………….….24
Заключение…………………………………………………………………………….31
Глоссарий……………………………………………………………............................33
Список литературы……………………………………………………………………36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
ТЕМА:
«ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии…..…………………........6
Глава 2. Внедрение японской модели управления персоналом за рубежом..……..20
2.1. Использования японского опыта управления персоналом в других станах....20
2.2. Возможность применения
японских методов управления персоналом в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники. Вот каким путем Япония выросла в мировую экономическую державу. В 1950 г. доля Японии в мировом ВНП не превышала 1%, а на долю США приходилось 50%. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43% мирового ВНП, причем Япония обеспечивает 17% из них, США – 26%.
Японская система управления персоналом наилучшим образом показала себя в способности наиболее эффективно использовать трудовые ресурсы. Многие страны активно использую японский опыт управления на своих предприятиях. Поэтому следует изучить и проанализировать главные аспекты японской системы управления персоналом, и, если будет возможность, внедрить какие-то части этой теории в России.
Актуальность исследования японского стиля управления человеческими ресурсами доказывает и тот факт, что в условиях экономического кризиса единственным стабильным ресурсом организации становится человек. И именно слаженно работающий коллектив и профессионализм каждого отдельного работника поможет вывести предприятие из кризисной «ямы». Японский менеджмент развивает творчество, мастерство и сознательность персонала, стимулирует сотрудничество в работе, которое мобилизует знание и опыт всей группы, еще больше сплачивает ее, развивает дух сотрудничества. Таким образом, японская модель управления персоналом вызывает пристальный интерес, а потому актуальна на сегодняшний день.
Сегодня степень изученности японских методов управления персоналом в научных кругах достаточно велика. Все ученые сводятся к единому мнению о колоссальной эффективности этих методов в управлении. В теоретическом аспекте современных ученых больше всего проявляют интерес к вопросу пригодности японской системы управления персоналом в других странах, в частности в России. Сегодня стоит проблема адаптации японской модели управления человеческими ресурсами к российскому менталитету. Этой проблемой занимаются следующие ученые: Веретнов В., Глиньский Б. М., Горчакова Т., Карасюк Е.А., Коркина Т., Боковикова И., Куцивол В., Пронников, В.А., Ладанов, И.Д. и др.
Целью моей курсовой работы является определение возможности использования японского опыта управления персоналом в других странах. Объектом исследования является персонал организации, а предметом- модель управления персоналом в Японии.
Курсовая работа имеет стандартную структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, глоссарий. В первой главе рассматриваются особенности японского стиля управления человеческими ресурсами (процесс найма, обучения и стимулирования персонала), а также японский менталитет, как причина и предпосылка этих особенностей. Во второй главе курсовой работы поставлена проблема заимствования японского опыта и перенос его в другие страны. Приводятся примеры применения японской модели управления персоналом за рубежом, а также определяются японские методы, возможные для использования в России.
Гипотезой исследования является следующее предположение. Использования японского опыта за рубежом возможно при условии его адаптации к условиям принимающей страны. Мною были использованы описательный, сравнительный методы, а также анализ и синтез.
Таким образом, в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии
1.1. Японский менталитет и его влияние на стиль управления
Существует ряд определений менталитета: менталитет
– «совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации»,
– «своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах...»,
– «определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа, его граждан, – запечатлевшее в себе (не «в памяти народа», а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета».
В этих определениях речь идет не только о психологической, но и о социально-психологической природе менталитета. Буртенко А.П. и Колесниченко Ю.В., основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, отмечают генетические, исторические, природно-климатические источники этого явления, выделяя главным образом менталитет как «код», детерминирующий социальное поведение отдельного человека и нации.
С точки зрения управленческой науки, менталитет – подсознательная социально-психологическая «программа» действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Источник ее формирования – совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны.
Управление – форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет – всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету. [8, С. 32]
В основу японской системы управления положены такие качества, как трудолюбие, гармония, лояльность. Интерес к данной модели со стороны исследователей продиктован ее высокой эффективностью. Основу успеха японских компаний составляют доминирующие национальные черты: коллективизм, лояльность, аккуратность, бережливость, практичность, чрезмерное трудолюбие, высокая приспособляемость к новым условиям.
Но самой ярко выраженной
Бережливость и практичность японских работников является следствием существования нации в условиях дефицита ресурсов, побуждающего людей действовать в соответствии с определенным сценарием – они экономят на системе управления, бережливо используют трудовые, финансовые, капитальные и земельные ресурсы – это проявляется в быстром внедрении безотходных, энерго- и материалосберегающих технологий.
Коллективизм и иерархичность
относятся к базовым принципам
японского управления. При принятии
решений ответственность за их
Управление персоналом занимает крайне важное место в управлении и является ключевым аспектом японского менеджмента, оно также важно, как и управление финансами или техническим процессом. [4, С. 22]
Соответствие менеджмента менталитету Японии [8, С. 34]
Черты менталитета |
Обусловленные ими особенности управления |
Группизм |
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы. |
Бережливость |
Максимальная экономия на системе управления; имеет место установка на экономию ресурсов; внедрение безотходных технологий. |
Аккуратность |
Высокое качество; имеет место высокая культура управления; выборочная форма контроля; высокая исполнительность; управленческая установка на непрерывный рост качества. |
Практицизм |
Формирование нестандартной системы управления, приведение ее в соответствии с конкретными целями и заданиями. |
Высокая приспособленность к новизне |
Восприимчивость нововведений, ориентация на быстрое их внедрение; массовая покупка патентов и лицензий |
Служебные отношения |
Личное неформальное отношения с подчиненными; продвижение по службе по старшинству и стажу работы; замедленная оценка работы и служебный рост; определяющие качества руководителя быть отцом коллектива, координировать и контролировать деятельность подчиненных. |
Трудолюбие |
Высокая производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу. |
Синтоизм |
Обостренное чувство экологической безопасности; использование энерго- и материалосберегающих технологий |
Буддизм |
Производство и деньги – вторично; вера, религия – цель жизни; религиозные ценности определяют поведение на производстве. |
Исходя из особенностей менталитета, формируются особенности управления, которые можно представить в виде следующей таблицы: [7, С. 9]
Параметры оценки |
Япония |
1.Демократизм управления |
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия. |
2.Организационная структура |
Имеет корпоративную философию, упор делается на личностные аспекты, структура базируется на взаимопомощи и поэтому она вертикальна. |
3. Оценка с точки зрения равенства – иерархия |
В Японии иерархия приняла образ семьи, связи старших и младших по принципу морального долга и благодарности. |
4.Форма ответственности |
Ответственность коллективная. |
5.Вопросы «кооперации и конкуренции» |
В Японии эти два понятия совместимы, считается, что можно одновременно и конкурировать и сотрудничать (и–и). Благодаря конфуцианству в Японии более расположены к поиску взаимовыгодных решений. |
6.Формализация системы управления |
Нестандартно гибкая система управления. |
7. Форма контроля |
А) неформальная структура контроля; Б)коллективный контроль. |
8.Влияние возрастных параметров на служебный рост |
А) продвижение по службе по старшинству и стажу работы; замедленный служебный рост; Б)долгосрочная занятость в фирме. |
9.Приоритетные качества руководителя |
Основной критерий руководителя – умение координировать и контролировать деятельность подчиненных. |
10.Критерии оценки труда |
Оплата труда по показателям группы, службы, стажу. |
11.Социализация руководителя |
Подготовка руководителя универсального типа. |
Таким образом, менталитет
является важным фактором формирования
национального стиля
1.2. Наем рабочей силы в Японии
При планировании трудовых ресурсов в Японии тщательно следят за сбалансированной структурой рабочей силы. На это есть две причины. Первая — экономическая: каждый год определенное число работников уходит в отставку по достижении возрастного предела (когда они получают наивысшую зарплату). Это значительно сокращает расходы на зарплату, так как их заменяют неопытные выпускники школ, получающие меньше всех в компании. Вторая причина объясняется тем, что поддержание определенной возрастной структуры облегчает продвижение по службе.