Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 06:56, курсовая работа
цель моей работы – разобраться, в чем же заключается японский «стиль управления», понять, почему система менеджмента в Японии признана одной из самых эффективных в мире, и исследовать японскую модель управления. Данное исследование в свою очередь определяет и задачи работы: выявить и проанализировать традиционные и современные черты японской системы управления, окончательно сформировавшейся во второй половине ХХ века, а также охарактеризовать высшее звено японской управленческой системы.
Введение. 2
1. Основы управления фирмами в Японии. 4
1.1 Основные черты японского управления. 4
1.1.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления. 4
1.1.2 Управление персоналом. 8
1.1.3 Обучение и подготовка персонала. 10
1.1.4 Управленческие решения, стиль и концепция управления. 14
1.1.5 Средства мотивации. 16
1.1.6 Система управления качеством. 19
1.1.6.1 Кружки качества. 19
1.1.6.2 Цели и задачи кружков качества. 22
1.1.6.3 Успешное функционирование кружков качества. 23
2. Особенности управления в компании TOYOTA. 26
2.1 История фирмы Toyota. 26
2.2 Руководящие принципы компании «Тойота». 30
2.3 Система управления производством. 30
2.4 Система 5S. 31
2.5 Подход Toyota – не только инструменты и технологии. 34
2.6 Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota. 36
2.7 Производство «точно вовремя» – just-in-time (JIT) 43
3. TOYOTA. Настоящее и будущее компании. 46
3.1 Toyota сегодня. 46
3.2 Планы на будущее. 47
3.3 Россия-часть стратегии компании. 48
3.4 В условиях кризиса. 49
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 52
Раздел IV. Постоянное решение
фундаментальных проблем
Принцип 12. Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами (генти генбуцу).
·
Решая проблемы и
· В основе твоих размышлений и рассуждений должны лежать данные, которые проверил ты сам.
·
Даже представители высшего
Принцип 13. Принимай решение не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты; внедряя его, не медли (немаваси).
·
Не принимай однозначного
· Немаваси – это процесс совместного обсуждения проблем и потенциальных решений, в котором участвуют все. Его задача – собрать все идеи и выработать единое мнение, куда двигаться дальше. Хотя такой процесс и занимает довольно много времени, он помогает осуществить более масштабный поиск решений и подготовить условия для оперативной реализации принятого решения.
Принцип 14. Станьте обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа (хансей) и непрерывного совершенствования (кайдзен).
·
Как только процесс
·
Создай такой процесс, который
почти не требует запасов. Это
позволит выявить потери
·
Оберегай базу знаний об
·
При завершении основных
Вместо того чтобы изобретать колесо, когда начинаешь новую работу или когда появляется новый менеджер, научись стандартизовать лучшие приемы и методы» (2).
Можно использовать
целый набор инструментов TPS, но
при этом следовать лишь
Сущность бережливого производства не в том, чтобы копировать инструменты Toyota, разработанные для конкретного производственного процесса. Бережливое производство означает, что нужно разработать принципы работы именно вашей организации и придерживаться их, эффективно создавая добавленную ценность для потребителей и общества. Так ваша компания сможет стать рентабельной и конкурентоспособной. Принципы дао Toyota представляют собой отправную точку. Toyota применяет их не только на сборочных линиях для серийного производства. В следующей главе мы увидим, как некоторые из этих принципов применяются в структурах, которые занимаются оказанием услуг по разработке продукции Toyota.
2.7 Производство «точно вовремя» – just-in-time (JIT)
Производственная система
«точно вовремя» была
«Любые лишние действия,
повышающие затраты на продукт,
JIT – это непрерывный
процесс, предусматривающий
Скорость процесса
обычно измеряется временем
Одним из методов
сокращения времени цикла
Характерными чертами
JIT, отличающими ее от
1.
Производство изделий ровно
2.
«Тянущая» система
3. Короткий цикл производства.
4.
Высокая оборачиваемость
5.
Эффективное использование
6.
Минимальная величина запасов
(сырье, материалы,
7.
Высокая производительность
8.
Непроизводственной работе
9.
Высокая вовлеченность всего
персонала в непрерывный
Канбан по-японски – «бирка», «карточка» или «сигнал». Так называется инструмент управления потоком и производством изделий в системе «вытягивания». Лучший способ изменить график поставки материалов от внутренних и внешних поставщиков – использовать канбан.
Основные принципы работы канбан:
1. пустые контейнеры с ярлычком, как бы говорящим: «Наполни меня»;
2. полные контейнеры с точным указанием уровней заполнения и максимума;
3.
ярлычки, расположенные на
4.
ярлычки, закрепленные на
5.
разметка на полу и на полках,
контролирующая
6. использование канбан для информирования о производственном браке;
7. поддержание порядка и техники безопасности;
8.
все работники, участвующие в
этом процессе, должны быть осведомлены
о «визуальном графике», который
обеспечивает применение
В традиционном производстве
могут оказаться полезными
Проще говоря, технологам
нужно определить уровень
3. TOYOTA. Настоящее и будущее компании
3.1 Toyota сегодня
«Toyota стала вторым по величине автопроизводителем в 2003 г., обогнав по продажам Ford, и с тех пор мечтает о глобальном лидерстве. Компания с капитализацией около $194,6 млрд уже давно стоит дороже, чем GM, Ford и Daimler Chrysler, вместе взятые. Теперь компания хочет сместить GM и с пьедестала мирового лидера по объему продаж автомобилей. Президент компании Кацуаки Ватанабэ сообщил, что с учетом своих подразделений Hino Motors и Daihatsu Motor в нынешнем финансовом году компания намерена увеличить продажи на 8,8% до 8,85 млн автомобилей. А по итогам 2008 г. увеличить эту цифру еще на 10,7% до 9,8 млн.
В ближайшие два года Toyota может стать крупнейшим автопроизводителем в мире. Руководство компании ожидает, что в 2008 г. она увеличит продажи до 9,8 млн автомобилей по сравнению с 8,13 млн по итогам прошлого года. Нынешний лидер – американская General Motors активно сокращает производство в попытках выбраться из кризиса.
Достигнуть такого количества продаж японский автопроизводитель рассчитывает путем увеличения своей доли на развивающихся рынках, включая Бразилию, Индию и Россию. По словам Ватанабэ, компания по-прежнему будет делать ставку на компактные и эффективные модели. Планы компании схожи с намерениями GM, которая готовится к постройке нового завода в Индии для производства Chevrolet Spark, модели ценой в $6000–8000. Ватанабэ рассказал, что Toyota собирается продавать свои экономичные модели за $6000, «предварительно изучив модели конкурентов».
По оценкам экспертов, если прогнозы Toyota оправдаются, компания почти наверняка выйдет на первое место по мировым продажам. Пока GM удается сохранять лидерство, но разрыв между конкурентами сокращается. Во II квартале нынешнего года Toyota увеличила продажи на 7,1% до 4,36 млн автомобилей. А у GM они сократились до 4,6 млн. В попытке выбраться из кризиса компания разработала план реструктуризации, предусматривающий масштабные увольнения сотрудников и закрытие ряда заводов в США, что уже в нынешнем году приведет к сокращению производства на 12%» (17).
Европа терпит огромное
снижение продаж в
3.2 Планы на будущее
У Toyota, которая сегодня входит в пул лидеров по американскому и европейскому рынкам (тем не менее только с начала года компания потеряла в Европе 10% рынка), агрессивные планы на 2009–2010 годы. «Среди важнейших глобальных инициатив – вывод новых моделей. Только в 2009 году будет представлено 18 новых моделей Toyota и Lexus (из них 11 гибридов). Всего в 2009 году Toyota планирует продать 9,7 миллиона автомобилей. Еще одним ключевым аспектом станет модернизация двигателей и трансмиссий к 2010 году. К 2-литровому дизельному двигателю, производимому в Польше, добавится новый 1,6-литровый дизельный двигатель, который будет производится совместно с Isuzu в 2012 году. Японцы подчеркнули, что еще в 2007 году дизельные Toyota и Lexus составили около 40% совокупных продаж в Европе» (18). Важной частью стратегии развития для Toyota останется разработка альтернативных видов топлива и его источников. В ближайшее время будет представлено 11 новых гибридных моделей, новое поколение Toyota Prius будет представлено на автосалоне в Детройте уже в 2009 году. Производство электрических батарей – главный ключ автомобильных технологий будущего, уверены японцы. Сделать так, чтобы на машинах, работающих от розетки, можно было ездить как можно дольше, и создание небольшого, но мощного гибридного автомобиля – еще одна перспектива ближайшего времени. Начиная с 2010 года, Toyota планирует производить около 1 млн никелевых батарей на действующем заводе Panasonic в Шизуоке (Omori Plant, Shizuoka, Japan), а также собирается построить для этих целей еще один завод в Мияги (Miyagi Prefecture, Japan). Новое поколение литиево-ионных батарей появится уже в начале 2009 года.
3.3 Россия-часть стратегии компании
На фоне общей стагнации
мирового автомобильного рынка
Россия с ее потенциалом
Также компания изучает
возможность строительства
В то время как сегодня практически у всех мировых автопроизводителей российскому рынку отводится приоритетная роль, в остальном стратегии развития автопроизводителей серьезно разнятся. Например, интересы японских автопроизводителей сегодня по-прежнему сосредоточены в Западной Европе. В это время американские автопроизводители, например General Motors, напротив, отдают приоритет странам Восточной Европы.
«Как заявил президент General Motors Corp. в Европе Карл-Петер Форстер, лучший способ укрепиться на рынках России и Восточной Европы – строительство заводов, где будут производиться адаптированные для этих рынков автомобили. Так, в этом году GM планирует открыть уже третий сборочный завод в Санкт-Петербурге, у компании как минимум по одному сборочному заводу в каждой из стран Восточной Европы. Японские автопроизводители в свою очередь заявили, что GM делает акцент на устаревших моделях (в том числе и на бывших моделях Daewoo), тогда как сами японцы настроены на инвестиции в модернизацию и разработку новых технологий и создание принципиально новых средств передвижения.
Какая из стратегий окажется верной, покажет только время(19).
3.4 В условиях кризиса
Toyota имеет огромный запас прочности, но руководство компании во главе с президентом Toyota Кацуаки Ватанабэ срочно приступило к разработке антикризисного плана.
Главная задача любой
компании в условиях кризиса
– снижение и оптимизация