Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:17, курсовая работа
Работа посвящена целям и задачам государственного управления в начавшемся XXI веке. Сейчас много говорят о модернизации управленческой деятельность на государственном уровне, поэтому данная тема актуальна в наши дни. Россия находится в переломном периоде, не оправившись от событий в начале 90-х годов XX века и экономического кризиса 1998 года. Со сменой президента в начале XXI века произошло немало перемен. Какие-то перемены пошли на пользу, другие во вред. Нестабильность наблюдается во всех сферах общественной жизни. Экономика, политика, социальная и духовная сферы тесно взаимосвязаны между собой
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Факультет Экономики и управления
Кафедра Государственное и муниципальное управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине – Теория управления
Тема: «Задачи менеджмента в XXI веке»
Выполнила студентка
3 курса 3112 группы
факультета экономики и
Копнышева Анастасия Александровна
Руководитель:
Кандидат экономических наук
Анфимова Анна Юльевна
Дата защиты курсовой работы: __________ 20__ г.
Оценка: _____________________
Дубна 2011
Оглавление
Работа посвящена целям и задачам государственного управления в начавшемся XXI веке. Сейчас много говорят о модернизации управленческой деятельность на государственном уровне, поэтому данная тема актуальна в наши дни. Россия находится в переломном периоде, не оправившись от событий в начале 90-х годов XX века и экономического кризиса 1998 года. Со сменой президента в начале XXI века произошло немало перемен. Какие-то перемены пошли на пользу, другие во вред. Нестабильность наблюдается во всех сферах общественной жизни. Экономика, политика, социальная и духовная сферы тесно взаимосвязаны между собой, а значит, нуждаются в единовременной и едино направленной модернизации. В работе будет идти речь о том, что уже сделано, что должно произойти и измениться, и как, возможно, было бы лучше. Главная цель исследования заключается в формулировке задач современного менеджмента на государственном уровне. Объектом исследования является управление сферами общественной жизни. В качестве методов данного исследования выделю ознакомление и анализ последних интервью и заявлений президента нашей страны, председателя правительства, членов Государственной Думы, членов Правительства РФ, а так же министров и заместителей министров. Работа имеет неоспоримую практическую значимость для большинства граждан нашей страны, которые интересуются прогнозами развития России, а так же может быть полезна для специалистов, занимающихся сбором материалов по вопросам развития и модернизации страны. Работе присуща научная новизна, так как с быстроменяющимися темпами шагает вперед наша страна вместе со своими гражданами, а значит, изо дня в день меняются данные по модернизации управления государства. Работа состоит из нескольких разделов, в каждом из которых рассмотрены наиболее значимые сферы общественной жизни, сферы общественной жизни, проблемы которых наиболее актуальны и злободневны. Цель исследования – описание методов, которые применяются в управлении государством, так как хотелось бы в очередной раз подчеркнуть самобытность пути развития Российской Федерации.
Управление является необходимым элементом нашей повседневной жизни. Появление управления неразрывно связано с развитием общества. Этапы развития общественных отношений отражают развитие управления. Появление управления в обществе вызвано теми же причинами, которые вызвали образование государства и создание его органов. Наиболее общей причиной обособления функций управления является необходимость в регулировании отношений между людьми: выполнение «общих дел» и устранение конфликтов. На определенной стадии развития общества, существовавшие родоплеменные взаимоотношения перестали удовлетворять положению в обществе. Постепенно в обществе происходит выделение особого слоя людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов, происходящих в обществе, решением вопросов важных для всех. Здесь уместно заметить происхождение термина «политика», что с греческого означает «государственные или общественные дела». Если коротко проследить эти исторические изменения, можно отметить внимание к вопросам организации и управления еще в древнем мире. Поддержание порядка и обеспечение послушания поданных, благоустройство, организация войска, сооружение дорог и каналов не случайно собирали большое количество людей в Египте, Греции и Риме. Особое значение эти вопросы принимают в местах жительства большого количества населения в городах – «полисах». В таких городах-государствах вопросами управления занимается полиция. Первоначально понятие «полиция» означало управление делами полиса – города-государства. Только в последние три-четыре столетия полиция стала обозначать специальную службу надзора за общественным порядком и внутренней безопасностью. Исторический анализ позволяет утверждать, что полицейское право было предшественником административного права. Важность изучения государственного и муниципального управления заключается в том, что именно управление, и государственное управление в частности, на протяжении столетий было ядром административного права, и оно существенным образом влияло и влияет в настоящее время на развитие всего общества.
Изучение отечественного и зарубежного опыта управления особенно важно, поскольку без надлежащего управления вновь наши благие современные замыслы так и останутся маниловскими мечтаниями. Без учета исторического опыта управления общественными делами и твердых знаний основных положений теории управления не возможно добиться повышения уровня управления всех его видов для успешного развития общества и реально влиять на процессы, происходящие в нем. Для этого в качестве элементарной предпосылки стоит хотя бы осознать, понять, что же собой представляет управление, из каких элементов состоит, как формируется и реализуется, от чего зависит его эффективность.
Общество является сложной системой, в которой действуют принципы кибернетики (от греческого – искусство управлять; наука об управлении, связи и переработке информации) и синергетики (от греческого – совместный, согласованно действующий; научное направление, изучающее связи между элементами структуры). Но, не только. Взаимодействие в обществе осуществляется также структурно-бесструктурным способом. Органы власти, как субъекты управления, задают управлению структурный характер. При структурном управлении информация (управленческие акты) распространяются линейно, адресно, по специальной структуре и к выделенному объекту. При бесструктурном управлении информация распространяется свободно, по случайным цепочкам (через соседей, знакомых и т.п.) и может оказывать влияние на управление (стремление получить повышение путем оказания воздействия на начальника через его близких, знакомых, влиятельных людей). На практике процессы социального характера носят бесструктурный характер (перемещение рабочей силы, демографические процессы - рождение, смерть и т.п.) и субъекты управления могут воздействовать на них лишь частично, а иногда и не оказывать влияния вообще.
В любом обществе
управление носит
Курс государственного и муниципального управления предполагает в первую очередь изучение вопросов публичного управления, т.е. рассматриваются вопросы управления при использовании публичной власти.
Любое общество, являясь всеобъемлющим коллективом в государственных границах, имеет свою внутреннюю структуру с определенными целями. Оно объединяет разные социальные группы, национальные общности, множество объединений, множество экономических и социальных институтов. Разнообразие составляющих общество субъектов приводит к асимметричности общества. Каждая из составляющих предполагает свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия и конфликты. Для сохранения единства общества и его нормального функционирования как целостного организма такие противоречия необходимо разрешать.
Для разрешения конфликтов, совершенствования и развития общества в нем появляются определенные структуры, которые и занимаются этими вопросами. В связи с этим, в обществе предполагается наличие субъекта и объекта управления и существование между ними прямой (отдание распоряжений, команд) и обратной связи (информирование о степени выполнения команд субъекта управления).
Разрешение конфликтов происходит благодаря социальному управлению с использованием разнообразных способов, средств и механизмов. В результате взаимодействия в процессе социального управления достигаются компромиссы, происходит изменение и развитие общества.
Наряду с социальной составляющей в обществе действуют политические институты, что вызывает необходимость политического управления. Такое управление осуществляется в результате деятельности политической системы общества, в которую входят политические институты, регулятивные нормы, имеющие политическое значение (прежде всего нормы права), политический режим и политическая идеология. Суть функционирования политической системы в упорядочении общественных процессов на законной основе и обеспечении легальных форм борьбы и сотрудничества. Политическая система обеспечивает регулирование общественных отношений между многими противоборствующими объединениями политическими средствами.
Однако, несмотря на то, что все эти разнообразные силы имеют цели, выражающие интересы определенных слоев общества и групп населения, они не могут обеспечить целевую, заранее заданную направленность деятельности в интересах всего общества. Задача целевого развития экономики, политических и духовных процессов и объединение усилий в интересах всего общества решается использованием публичной власти, сосредоточенной в определенных институтах общества. Прежде всего, таким институтом является государство, выступающее как представитель общества. Действуя от имени народа, государство осуществляет государственное управление через создаваемые им органы. Поэтому в узком смысле управление – административная и исполнительно-распорядительная деятельность органов государства. Это же относится и к муниципальной сфере, где управление имеет форму местного самоуправления. В федеративном государстве вопросы местного самоуправления входят в сферу регулирования субъекта федерации.
Рассматривая управление
в широком значении, можно сказать,
что назначение
В отличие от
других существующих форм
Публичная власть
– в определенной степени
Если посмотреть на окружающую нас действительность можно заметить, что власть вмешивается во все стороны жизни общества, иногда устанавливая обязательную идеологию (СССР, Иран, Куба) или регулируя и интимные стороны человеческих отношений (запрет брака с иноверцами, ограничение рождаемости детей в семье – КНР). Несмотря на широкий спектр влияния воздействия, управление имеет свои пределы. Самые общие из них устанавливают две традиционные концепции: гражданского общества и естественных прав человека. Общепризнанным считается не допустимым вмешательство в сферу гражданского общества, не должно касаться естественных прав человека (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.). Однако естественные права человека давно включены в тексты конституций и, хотя законодательно признается их неотчуждаемость, на деле в ряде стран по приговору суда сама жизнь человека может быть «отчуждена».