Задачи менеджмента в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена целям и задачам государственного управления в начавшемся XXI веке. Сейчас много говорят о модернизации управленческой деятельность на государственном уровне, поэтому данная тема актуальна в наши дни. Россия находится в переломном периоде, не оправившись от событий в начале 90-х годов XX века и экономического кризиса 1998 года. Со сменой президента в начале XXI века произошло немало перемен. Какие-то перемены пошли на пользу, другие во вред. Нестабильность наблюдается во всех сферах общественной жизни. Экономика, политика, социальная и духовная сферы тесно взаимосвязаны между собой

Файлы: 1 файл

курсова по Теории управления - 03..doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

II. Методы государственного управления.

В науке существует различные школы, которые классифицируют различные методы государственного, муниципального управления. Имеются разные методологические подходы: тоталитарный, демократический и государственно-религиозный. В наше время актуально демократическая модель управления. Большинство школ работает над идеями демократических концепций государственного управления. Существуют такие виды демократической модели государственного управления:

  1. Связанные с идеями «государства-зла» и «государства-добра»;
  2. Связанные с идеями «государства-ночного сторожа»;
  3. Связанные с идеями «государства – всесильного регулятора»;
  4. Идеи, отстаивающие приоритет экономических и политических методов управления;
  5. Связанные с идеями «рациональной бюрократии».

Все демократические  концепции  требуют, с одной стороны, разделения государственного и муниципального управления, с другой – представления о муниципальных органах как «агентах государства». При всех различиях демократические концепции опираются на общие постулаты управления – общечеловеческие ценности, принципы демократии, политического и идеологического плюрализма, разделения властей, господства права, признание местного самоуправления и т. д. Они отвергают тоталитаризм и авторитаризм, утверждают подконтрольность чиновника населению, ставят его на службу общим (а не классовым) интересам.

 При изучении  государственного управления широко используются:

  • исторический метод – путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления;
  • конкретно-социологические методы и приемы – анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих;
  • социально-качественные методы исследования – для выявления социальных предпочтений разных групп служащих;
  • Правовые – изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление;
  • сравнительно-правовые методы – сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение.

Важнейшую роль при изучении государственного управления играют методы наблюдения за деятельностью  соответствующих органов и должностных лиц, методы имитации (например, организация соответствующих деловых игр, копирующих определенный вид деятельности органа государства, или местного самоуправления), различные частные методики, изучение документов, статистики, отчетов соответствующих органов, данных средств массовой информации.

Все эти методы разработаны в прошлом, но сегодня необходима новая модель развития. Россия идет вперед, развивается по собственному пути. Поэтому большинство методом управления государством не подходят для нашей страны. Например, применение исторического метода может оказаться неактуальным, так как за последние столетия государство сменило не один вид государственного режима и формы управления. Анкетирование и опросы не подходят как метод управления в чистом виде, потому что представители власти не могут их проводить должным образом, поэтому получение достоверных и необходимых данных затруднено.

Можно сделать  вывод, в XXI веке необходима новая модель государственного и муниципального управления. Это главная задача менеджеров государственного звена на данном этапе развития России. Отсюда следуют другие задачи, решение которых поможет прийти к цели. Об этих задачах я буду говорить в последующих главах своего исследования.

Далее будут  рассмотрены проблемы российской системы  государственного управления.

 

 

III.Развитие технологий как необходимая задача государственного управления

В послание президента России Д.Медведева: «В ХХI веке нашей стране вновь нужна всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям».1

Это задачи, поставленные Президентом  в одном из его последних посланий Федеральному собранию. По последним данным Россия опустилась на 63 место в мире по развитию инфраструктуры связи. В наше время без хорошо слаженной работы связи жизнь не представляется возможной. XXI век – век Интернета, поэтому необходимо обеспечить широкопластный доступ в интернет. Информационные технологии должны обеспечить необходимый уровень культуры для людей, которые живут в глубинках нашей Родины. Россия должна быть обеспеченна хорошей связью, так как наша страна располагается в 11 часовых поясах, что затрудняет обмен информацией. Информация в наше время – это наше всё! Развитие информационной инфраструктуры – одна из ключевых позиций в послании Президента. Как это связанно с задачами государственного  управления XXI века?

Объяснение простое –  электронное правительство! Электронное правительство – это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. 2Таким образом, мы видим, что все управление народом в России вскоре будет проводиться в интернете и с помощью его. Если не будет налажена связь по всей стране, то будет невозможно и нормальное функционирование государства и регулирование управления им. Уже со следующего 2012 года планируется перевод оказания практически всех государственных услуг в пространства интернета. Возможно, такие меры и нововведения могут помочь русскому народу в борьбе с коррупцией. Эта борьба стала навязчивой идеей и недостижимой целью еще несколько веков назад. Возможно, решение задачи с интернет ресурсами приведет к решению или хотя бы частичному выходу из ситуации связанной с коррумпированностью должностных лиц.  Электронное правительство способно решить ряд задач, ориентированных на граждан:

  1. Предупредительность: предоставление государственных услуг самым удобным для граждан образом, быстро и комфортно, без лишних затрат усилий;
  2. Доступность: показывать удобный и легкий доступ к е-правительству, если возможно в любое время и в любом месте;
  3. Оперативность: предоставление услуг немедленно, с минимальным бюрократизмом;
  4. Эффективность: эффективно удовлетворять потребности публики безопасным и удобным способом, не усложняя процесс.

Необходимость постановки задачи о том, что Россия  должна быть обеспечена хорошей связью, объясняется невозможностью при  отсутствии нормального обмены информацией развития научно-исследовательской деятельности страны. Для развития науки, культуры, разработки новых технологий необходимо создать научно-исследовательские центры во всех регионах России, которые будут обеспеченны всеми последними разработками, инновационными технологиями, а так же, само собой, ресурсами интернет. Создание таких центров необходимо для РФ, прежде всего для её граждан. Ведь разработка новых, конкурентоспособных технологий – залог востребованности, а значит и процветания нашего государства вместе со своими согражданами.

Росстат совместно  с Министерством Связи РФ проводили  опрос среди граждан России по оценке качества государственных услуг. В анкетировании приняли участие 73 региона нашей Родины. В итоге получили, что лишь 1% населения доволен качеством оказания услуг государством. 10% от всех необходимы обществу услуг предоставляет малый бизнес. В итоге ученые подсчитали и сделали вывод, что граждане вынуждены тратить порядка 25млн. часов в очередях за государственными услугами. Бывший мэр Москвы Лужков в своем докладе подлился опытом столицы о введении в эксплуатацию единой городской автоматизированной информационно-аналитической системы – инфоматы – устройства, помогающие получить необходимую информацию людям, которые не имеют персонального компьютера. Сравнительно новое изобретение для нашей страны. Таким образом, люди могут значительно сократить затраты своего личного времени на простаивание в очередях за получением справки или, как это часто бывает, за тем, чтобы узнать о неполноте собранных документов и пр.

IV. Молодежь России как двигатель прогресса

Президент России Д.Медведев говорит о привлечении  молодых специалистов к управлению страной на государственном, федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Еще одной важной задачей менеджеров государственного звена стало увеличение доли молодых специалистов на государственных должностях. Можно сказать – омоложение состава правящих государственных структур. Повышение компьютерной грамотности государственных служащих – необходимое условие развития государства. Если мы хотим прийти к внедрению информационных технологий в госструктуры, тогда необходимо преодолеть «цифровое неравенство»  между регионами, городами и даже слоями населения  и поколениями. Молодежь должна быть у власти. Ведь именно от молодого поколения зависит будущее. Современные навыки пользования техникой и свежее идеи – главные преимущества молодого поколения.

Молодое поколение  может быть полезно государству  и с другой стороны. Нужно привлекать молодое поколение к взаимопомощи и взаимовыручке. Технологизация и информатизация всех оказываемых услуг – прекрасная идея. Но не надо забывать, что немалая часть населения РФ – пожилые люди, которым будет ложно осваивать новые для них технологии. Таким образом, можно задействовать молодежь в общественной деятельности. Как, например, организация пожилых людей для постижения азов информационных технологий. Лично я слышала реальный пример такой деятельности. В городе Дубна Московской области примерно сентябре-октябре 2011 года дом ветеранов проводил обучающие компьютерные курсы для пожилых людей. Причем, старики с большим интересом, уважением и благодарностью отзывались о таком мероприятии, были заинтересованы. Тем более молодежи не помешает возможность общения со старшим, более опытным поколением. Такая затея поможет решить немало социальных проблем, связанных с девиантным поведением молодого поколения. Хочу заметить, что «в России было проведено исследование компанией J’son & Partners Consulting среди более чем 500 респондентов в Москве, Самаре и Ставрополе. Результаты показали, что молодые россияне не только сами активно используют новые технологии и сервисы, но и формируют пользовательские предпочтения своих родителей. Большинство респондентов отметили, что они оказали значительное влияние на своих родителей при решении о подключении к широкополосному доступу в Интернет (92%) или услугам платного ТВ (80%)».3

Сегодня существует проблема нехватки квалифицированных кадров. Молодые люди по окончанию университета либо покидают свою малую родину, по причине того, что не видят перспектив развития и карьерного роста в своем городе, либо просто не в состоянии идти работать на производство и по своей специальности. Большинство современных учебных заведений не дает должного уровня образования. Такого образования, чтобы молодой специалисты мог пойти работать по своей специальности.  Как замечает Павел Ипатов, губернатор Саратовской области, «Проблема в том, что студент, который приходит на производство, фактически оказывается не готов к работе, так как не знает производственной специфики».4

Таким образом, выявляется еще одна немаловажная задача государственного управления – повышение качества образовательных услуг. Многие привыкли обвинять молодежь в том, что они просто не хотят учиться. Лично я могу сказать, что не надо ставить крест на нашем поколении. Может нужно поменять специфику образования, определить какие же специалисты нам действительно необходимы, побороть коррупцию в ВУЗах, и, наконец, заинтересовать преподавателей ВУЗов и школьных учителей, в том, что в общем-то в их интересах «научить нас учиться», заинтересовать молодежь в получении образования. Необходимо побороть стереотип о том, что модно иметь корочки о «вышке» - нет, модно быть образованным человеком.

 

«- Даже если исходить из весьма условных критериев, используемых для определения молодежи, она  все равно составляет 27 процентов  населения страны, - подчеркнул важность обсуждаемого вопроса Президент  России Дмитрий Медведев. - Всегда считал, что разговор о молодежной политике стоит выносить на обсуждение только в том случае, если мы способны предложить серьезные изменения в законодательстве, новые механизмы и способы стимулировать активность молодежи». 5Молодое поколение не хочет принимать участия в политической жизни страны. Только наши бабушки и дедушки свято верят в то, что от них что-то зависит, и они могут что-то действительно изменить. Но будущее – это молодёжь! Молодежь, которая сама этого не осознает. Необходимо привлекать молодое поколение к участию в политической жизни, нужно объяснить, что молодое поколение – двигатель прогресса любой страны. Пока именно студенческая среда и, конечно, другие люди будут молчать, то власть так и будет работать на самих себя, а население сетовать на судьбу. Надо сдерживать власть! Так определяется еще одна важная задача государственного управления XXI века – активизация молодого поколение и привлечения его к политической и общественной жизни.

V. Задачи демографической политики.

Из решения задач  государственного управления, связанных с молодежью, стразу следует постановка и решение проблем с демографической обстановкой в стране. Свои рассуждения хочу начать с указа бывшего президента РФ В.Путина: «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

В целях консолидации  усилий  федеральных  органов   государственной власти, органов государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации  по  обеспечению условий  для   устойчивого демографического развития страны постановляю:

1. Утвердить  прилагаемую   Концепцию   демографической     политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Федеральным   органам    государственной    власти,    органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований  руководствоваться   положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.

3. Правительству Российской  Федерации в 3-месячный  срок   утвердить план  мероприятий  по  реализации  в  2008  —  2010   годах   Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания».6

В прошлом столетии в России показатели продолжительности  жизни приближались к показателям  европейских стран (68 лет). Но события  конца XX века повернули тенденцию вспять и численность населения начала стабильно сокращаться из года в год. Рождаемость сократилась, увеличилась смертность. Около 80% умирающих в последние годы – люди трудоспособного возраста, в основном (60%) мужчины.  Значительная доля причин смертей(около 30%) – случайные происшествия: отравления, самоубийства, ДТП и пр. 55% смертей происходит из-за различного рода заболеваний. Смертность среди новорожденных почти в 2 раза превышает показатели развитых европейских стран. Конечно, с 2000 года отмечается рост рождаемости в РФ, но пока показатели недостаточны для прироста населения. На рождаемость отрицательно влияют: низкий  денежный  доход   многих семей, отсутствие нормальных  жилищных  условий,  современная   структура семьи (ориентация на малодетность,  увеличение  числа  неполных   семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин  (около   15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий  уровень  репродуктивного  здоровья,  высокое  число    прерываний беременности (абортов). Целями демографической политики Российской Федерации на  период   до 2025 года являются стабилизация численности населения  к  2015  году и создание условий для ее роста к 2025   году, а  также  повышение  качества  жизни  и  увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет. Таким образом выделим задачи демографической политики:

Информация о работе Задачи менеджмента в 21 веке