Закон развития организаций. Основные и дополнительные базовые стратегии современных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить закон развития организаций и стратегии развития современных организаций на примере выбранного объекта исследования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть закон развития организации, его принципы;
дать классификацию и характеристику базовых стратегий развития организации;
провести анализ стратегического управления организацией;
определить экономическую эффективность мероприятий по оптимизации стратегии.

Содержание работы

Введение
3
1. Основные теоретические аспекты развития организации
4
1.1. Закон развития организации, его принципы
4
1.2. Классификация и характеристика базовых стратегий развития организации

8
1.3.Формирование стратегии развития предприятия на основе выявления точек роста

10
2. Анализ стратегического управления организацией
15
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Элиот»

15
2.2.Оценка стратегического потенциала организации ООО «Элиот»

18
2.3.Анализ внутренней среды
22
2.4.SWOT–анализ
25
2.5.Основные направления совершенствования разработки стратегии

27
2.6.Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии

30
Заключение
34
Список использованной литературы
36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кемеровский институт (филиал)

 

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория менеджмента: Теория организации.

На тему «Закон развития организаций. Основные и дополнительные

базовые стратегии современных организаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:                                                       Проверил:

Группы УУз111                                                              К.Э.Н.,доцент

ЛеоноваН.С.                                                                    Исупова А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово - 2013

 
Содержание

 

Введение

3

1. Основные теоретические аспекты  развития организации

4

1.1. Закон развития  организации, его принципы

4

1.2. Классификация  и характеристика базовых стратегий  развития организации

 

8

1.3.Формирование  стратегии развития предприятия  на основе выявления точек  роста

 

10

2. Анализ стратегического управления  организацией

15

2.1.Организационно-экономическая характеристика  предприятия ООО «Элиот»

 

15

2.2.Оценка стратегического потенциала  организации ООО «Элиот»

 

18

2.3.Анализ внутренней среды

22

2.4.SWOT–анализ

25

2.5.Основные направления совершенствования разработки стратегии

 

27

2.6.Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии

 

30

Заключение

34

Список использованной литературы

36


 

 

 

 

 

 
Введение

 

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть развития предприятия. Стратегия должна определять: что предприятие должно делать и чего оно не должно делать; что более важно, а что менее важно в осуществляемой им деятельности.

Эффективная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности предприятия в условиях не спадающего кризиса. Стратегия – это сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современное предприятие может противостоять меняющимся условиям, позволяет не только выжить в конкурентной борьбе, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке.

Курсовая работа посвящена наиболее актуальным и наименее разработанным вопросам теории стратегического менеджмента – вопросам стратегий развития организации.

Цель курсовой работы: изучить закон развития организаций и стратегии развития современных организаций на примере выбранного объекта исследования.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

  1. рассмотреть закон развития организации, его принципы;
  2. дать классификацию и характеристику базовых стратегий развития организации;
  3. провести анализ стратегического управления организацией;
  4. определить экономическую эффективность мероприятий по оптимизации стратегии.

В качестве объекта исследования выбрано мебельное предприятие ООО «Элиот».

Предметом исследования являются внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие предприятия ООО «Элиот».

 

1. Основные теоретические  аспекты развития организации

 

1.1. Закон развития организации, его принципы

 

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Основное содержание развития – самоорганизация системы, перевод ее на более высокий уровень организованности, как по внутренним, так и по внешним связям. Различают две формы развития:

  • эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями;
  • революционную, характеризующуюся скачкообразным переходом от одного качественного состояния материи к другому.

Прогрессивное развитие – это переход от низших форм к высшим, регресивное – это деградация, переход к изжившим себя или уже пройденным формам и структурам.

Развитие организации обусловлено:

  • изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);
  • изменениями внутренней среды (перемещение работников, переход на новые технологии и др.);
  • потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);
  • старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);
  • изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры и фауны);
  • техническим прогрессом;
  • глобальным состоянием мировой цивилизации.

 Закон развития: в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направления на максимальное использование потенциала организации для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации. Побуждающим моментом является кризис организации, вызванный резкими изменениями его внешней (иногда и внутренней) среде, заключающийся в нарушении равновесия в организации, для выхода из которого необходим переход на качественно новый организационно-технологический уровень, т.о. каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла и использовать его прирост для повышения своего организованно-технического уровня. Так, цель хозяйственной организации – максимум прибыли достигается в целом за весь цикл, а на первых этапах основная цель – освоение бизнеса и завоевание рынка для последующего извлечения прибыли.

Закон развития организации опирается на совокупность принципов. Основные их этих принципов: принцип динамического развития организации, принцип преимущественного развития, сменяемости,  инерции, самозависимости, эластичности и стабилизации.

 Принцип динамического равновесия  является непременным условием  функционирования организации. Данный  принцип требует: а) оптимального  соотношения между элементами  системы, а также между целым  и ее частями; б) оптимального  соответствия между устойчивостью и изменчивостью, самоорганизацией и беспорядком; в) оптимального соотношения системы с внешней средой. Процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак производной.1 Приобретение организацией новых ресурсов понемногу меняет общий потенциал организации. Кажущаяся прерывистость его изменения обычно истолковывается взглядом со стороны, когда не принимается во внимание текущая деятельность, приводящая к новому качеству или количеству.

Принцип преимущественного развития - организационные системы ставят своей целью обеспечить оптимальное развитие путем перевода материальных ресурсов с менее значимых на более значимые и перспективные направления деятельности. При нехватке материальных ресурсов в организации, как в природе или в голодающем организме, средства переключаются на обеспечение наиболее важных направлений и сфер деятельности. С указанным принципом непосредственно связана широко распространенная практика перекрестного субсидирования разных направлений деятельности в одной организации.

 Согласно принципу сменяемости  развитие материальных систем  реализовывается не непосредственно  и напрямую, а с помощью перемены  их составных элементов. Как индивидуальное  развитие организма происходит  только на фоне постоянного химического состава вещества клеток, клеточного состава организма, а развитие экологического сообщества возможно только вследствие репродуктивной сменяемости состава входящих в нее популяций, так и кажущийся процесс случайных преобразований в организации находится в рамках принципа сменяемости. На рынке один товар сменяет другой не только по причине своего преимущества, но и в соответствии с этапом развития всей системы.

Принцип самозависимости устанавливает тот факт, что на ход развития компании (повышение ее потенциала — AR) влияет потенциал самой компании (R). Функция влияния (F) может быть представлена различным образом: линейно, ступенчато и т.д. Общий вид реализации данного принципа может быть описан следующим соотношением:

AR = F(R)2

Как правило, компании, обладающие большим техническим, интеллектуальным и финансовый потенциалом, гораздо быстрее реагируют на новые потребности и интересы потенциальных покупателей, чем небольшие общества или товарищества.

Принцип разумного консерватизма или инерции гласит, что изменение потенциала системы, способствующего развитию, происходит с некоторым запаздыванием, обусловленным темпом смены ресурсов или технологий.3

В организациях инерция выражается в применении физически и морально устаревшего оборудования, в работе отживших организационных структур. Инерция присуща человеку независимо от возраста. Инерция находит выражение в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип адаптации (эластичности) указывает, что каждая система-организация стремится смягчить результаты внутренних и внешних раздражающих воздействий. Компании неодинаково реагируют на одни и те же события, реакция обусловлена имиджем, профессионализмом персонала, техническим, организационным и культурным уровнем организации. Эластичность в свою очередь может иметь три уровня: высокая, средняя и низкая эластичность. Высокая эластичность обладает быстрым и плавным реагированием на возмущающие воздействия. Низкая эластичность выражается в затянутом ожидании, принятии и осуществлении неадекватных решений.

 Принцип стабилизации заключается  в том, что  стремление к стабилизации (максимальному продлению) наиболее  эффективных этапов жизненного  цикла - этот принцип реализуется  совместно со всеми вышеперечисленными  принципами.4

Знание основных принципов развития организации, безусловно, способствует ее успеху.

Направления и пути развития организации обычно определяются при разработке стратегии на длительную перспективу, после анализа состояния и тенденции развития внешней среды (предполагаемых возможностей для развития организации и угроз с ее стороны) в сочетании с анализом сильных и слабых сторон организации (SWOT – анализ).

На текущий момент существует достаточно много определений понятия «стратегия». Остановимся, лишь, на нескольких из них.

А.Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей»5.

Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Стратегия зависит от внешних и внутренних условий работы фирмы. Главными внешними факторами являются: социальные, политические, законодательство, влияние общества, привлекательность отрасли, рыночные угрозы и благоприятные возможности компании.

Первичными внутренними факторами, воздействующими на стратегию компании, являются: сильные и слабые стороны ее деятельности, компетентность менеджмента, его персональные амбиции, философия и этика компании, культура фирмы и курсовая стоимость акций.

 

1.2 Классификация и характеристика базовых стратегий развития организации

 

Все многообразие стратегий, которые организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из этих стратегий эффективна в определенной ситуации, определяемой фaктopaми внутренней и внешней среды, поэтому важно рассматривать причины выбора определенного варианта.

Рассмотрим базовые стратегии развития организации:

  1. Стратегия ограниченного роста. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Пpи стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются пpи изменении ситуации. Если руководство, в основном, удовлетворено положением фирмы, то, очевидно, что в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии, так как это самый простой и наименее рискованный путь действий.
  2. Стратегия роста. Эта стратегия, чаще всего, применяется в динамично развивающихся отраслях c быстро меняющейся технологией. Для нее характерно значительное ежегодное превышение уровня развития над уровнем предыдущего года.
  3. Стратегия сокращения или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организацией реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению, и никакие меры нe могут изменить эту ситуацию.
  4. Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии придерживаются, как пpaвилo, крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.

Информация о работе Закон развития организаций. Основные и дополнительные базовые стратегии современных организаций