Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа
Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся.
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет
Факультет управления и региональной экономики
Кафедра экономики предприятия и инновационной деятельности
Семестровая работа на тему:
законодательная поддержка
Выполнил: студент гр.ЭУП-091
Змеёва Е.В.
Проверила: Азмина Ю.М.
Волгоград,2011
Развитие нанотехнологий в России.
Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся. Анализ нормативно-правовых актов российского законодательства позволяет выделить основные этапы развития государственной политики в области нанотехнологий, На начальном этапе (1996–2004 гг.) развитию нанотехнологий отводилась скромная роль в процессе реализации государственной научно-технической политики. До 2000 г. не существовало системных государственных программ по поддержке и развитию данных технологий, хотя еще в 1950-е гг. в СССР было налажено производство нанопорошков. Данное направление было обозначено как «ультрадисперсные системы». В 1996 г. в Перечень критических технологий федерального уровня впервые вошли: «сверхбольшие интегральные схемы и наноэлектроника», «материалы для микро- и наноэлектроники», «керамические материалы и нанокерамика». В 2002 г. – «материалы для микро- и наноэлектроники», «прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля»; «элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров». Разработка и внедрение критических технологий были признаны одним из приоритетов инновационного развития государства. Период 2004–2007 гг. характеризуется осознанием необходимости ускоренного развития нанотехнологий и формированием основ государственной политики в данной области, включая разработку программных документов, в которых были обозначены цели, задачи и направления государственной политики. Впервые о развитии нанотехнологий как приоритетной области исследований было заявлено в конце 2004 г. в рамках «Кон- цепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 г.», определявшей основные направления деятельности в области нанотехнологий, приоритеты, принципы и направления развития наноиндустрии. Следующим этапом стало создание в мае 2005 г. Межведомственного научно-технического совета по проблеме нанотехнологий и наноматериалов – совещательного органа, образован-
ного с целью рассмотрения вопросов развития работ в области нанотехнологий на период до 2010 года. В качестве дополнения в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 гг.» было введено направление «Индустрия наносистем и материалов» с объемом государственного финансирования 70 млн долл. – в 2005 г. и 80 млн долл. – в 2006 году. В январе 2006 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 210600 Нанотехнология, установивший перечень специальностей: «Нанотехнология в электронике» и «Наноматериалы», квалификацию выпускника – «инженер». С введением стандарта в государственную политику поддержки наноиндустрии была включена и сфера образования. Однако эффективной подготовку специалистов в области нанотехнологий назвать трудно – по состоянию на август 2009 г. по указанным специализированным программам обучаются немногим более 3 000 человек во всей стране. Потребность в специализированных кадрах ГК «Роснанотех» оценивается в 150 000 человек к 2015 г., из них две трети должны будут иметь высшее образование. Налицо несоответствие между потребностями в специалистах и их предложением. Почти за три года, прошедших со времени введения стандарта по направлению «Нанотехнология», специальности «Нанотехнология в электронике», получили лицензии на ведение образовательной деятельности лишь 18 вузов, а по направлению «Нанотехнология», специальности «Наноматериалы», – 26. В связи с этим 4 августа 2009 г. в ГК «Роснанотех» принята «Концепция образовательной деятельности», нацеленная на решение трех основных задач:
Для реализации Концепции 2004 г. Правительством РФ в августе 2006 г. была принята Программа координации работ в области наноматериалов и нанотехнологий в Российской Федерации [15], координационно-коллегиальным органом которой стал Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов. Принятый для реализации Программы план работ предполагал конкретные сроки, действия и ответственных. Кроме того, были определены субъекты инновационной системы, формирующейся в целях реализации Программы, и требования к ним: главная научная организация Программы; главные организации отраслей; научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов страны; центры коллективного пользования научным оборудованием; центры трансферта технологий; венчурные фонды и иные специализированные финансовые институты, включая фонд развития наноиндустрии; негосударственные организации – участники Программы. Настоящий этап (с 2007 г.) характеризуется значительным усилением государственной поддержки развития нанотехнологий. Начинается:
С 2007 г. также происходит
увеличение финансирования исследований
и разработок, связанных с нанотехнологиями
в рамках общих федеральных научно-
В «Стратегии развития наноиндустрии» обозначены следующие этапы (стратегические горизонты) развития наноиндустрии в России:
насыщение соответствующих рынков в ближайшие 3–4 года;
В 2008 г. была законодательно утверждена «Концепция национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий». В соответствии с логикой стратегического менеджмента, основными формами реализации Президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», с комплексами целей и центров ответственности, необходимых методов и инструментов, источников и средств, каналов движения решений и ресурсов, должны стать:
1) Программа
развития наноиндустрии в
Федерации до 2015 года.
Проект Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. был представлен в конце 2007 г. Министерством образования и науки РФ в Правительство, которое одобрило его на заседании 17.01 2008 г. с учетом доработок. Документ предполагает формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии к 2011 г. – для поддержания научно-технического паритета России с экономически развитыми странами мира, а к 2015 г. намечается формирова- ние условий для масштабного наращивания объема производства новых видов продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий. При этом отечественный рынок нанотехнологий к этому времени, по прогнозам, должен составить 900 млрд руб. – около 3 % мирового рынка высоких технологий.
Эта рамочная Программа является также логическим продолжением Программы координации работ в области наноматериалов и нанотехнологий в Российской Федерации, «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 г.», обеспечивая переход к формированию конкурентного рынка нанопродукции в России. Статус этой Программы – промежуточный между стратегией и целевой программой, что повышает неопределенность ее проектных параметров (субъекты, объекты, цели, процессы, результаты, механизм реализации), снижая, тем самым, ее эффективность;
2) Федеральная целевая
программа «Развитие
Эта первая Федеральная целевая программа (ФЦП), разработанная исключительно в целях развития наноиндустрии в России,была утверждена 02.08 2007 г. постановлением Правительства РФ № 498 – с объемом финансирования 27,733 млрд рублей.
Инфраструктуру российской наноиндустрии планируется создавать в виде Национальной нанотехнологической сети (ННС),представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, участвующих в процессах коммерциализации технологий, ведущих подготовку кадров для наноиндустрии . Список субъектов инновационной структуры, входящих в ННС, обозначен в «Стратегии развития наноиндустрии». Деятельность организаций ННС контролируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне. ННС, таким образом, обеспечивает межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности в сфере нанотехнологий в национальном масштабе. Инфраструктура наноиндустрии включает научнообразовательные и исследовательские организации, материально-техническое обеспечение разработок, квалифицированные кадры для осуществления научных открытий и менеджмента нанотехнологий, производственные предприятия в составе венчурных компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов. ННС имеет многоуровневую, многомерную структуру и состоит из организационно самостоятельных подсетей по приоритетным направлениям развития наноиндустрии в Российской Федерации. По каждому из приоритетных направлений определяется головная организация (участник ННС второго уровня), которая разрабатывает концепцию и формирует соответствующую подсеть ННС, структурируя ее по участникам ННС третьего и четвертого уровней с уче-
том вышеперечисленных основ
Начиная с 2007 г., когда была утверждена «Стратегия развития наноиндустрии», во все федеральные целевые и другие программы включены мероприятия, направленные на поддержку исследований в области нанотехнологий. Примерами таких программ являются: ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы»; ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007–2011 гг.; Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы; Государственная программа вооружения на 2007–2015 гг.; Федеральная государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2006–2010 гг.; специализированные программы Российской академии наук и Российской академии медицинских наук; программы Российского фонда фундаментальных исследований; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг.; ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы;
3) целевые программы
второго эшелона, или
В России число направлений исследований в области нанотехнологий ограничено 9 тематическими направлениями, утвержденными в Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.: наноэлектроника; наноинженерия; функциональные наноматериалы и высокочистые вещества; функциональные наноматериалы для энергетики; функциональные наноматериалы для космической техники; нанобиотехнологии; конструкционные наноматериалы; композитные нано-
материалы; нанотехнологии для систем безопасности. При десятилетнем опоздании включения России в «нанотехнологическую гонку» государственное финансирование разработок в этой области до 2005 г. исчислялось несколькими десятками миллионов долларов в год . После 2005 г. расходы на нанотехнологии значительно выросли, а в будущем на реализацию Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. планируется выделять от 40 до 60 млрд руб. в год, что сопоставимо с текущими инвестициями в наноиндустрию развитых стран. Однако этого недостаточно с учетом произведенных за рубежом инвестиций в более ранний период и эффекта от их накопления. Недостаточно вовлеченным в процесс инвестирования нанотехнологий остается частный сектор отечественной экономики. Крупные ТНК, базирующиеся в России, как и многие национальные компании, опасаются распыления капитала, повышения риска, непрофильных вложений, недостаточно используют диверсификацию на основе высоких технологий, не спешат помогать государству в решении общих стратегических задач нанотехнологического прогресса. Они рассчитывают на то, что государство будет основным вкладчиком в нанотехнологические разработки и оборудование, возьмет на себя груз финансирования фундаментальных и отчасти прикладных научных исследований, подготовку профессиональных кадров, а также расходы на сопутствующие институциональные, организационные и информационные нормы и правила, структуры и сети, сведения и базы данных.
Информация о работе Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы