Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа
Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся.
Основными задачами, которые предстоит решить в рамках национальной нанотехнологической системы, являются:
- рост объема и
- формирование территориальных
научно-производственных
- разработка и внедрение
эффективных механизмов
- информирование общества о возможностях, перспективах и рисках, связанных с применением нанотехнологий;
- создание системы
оперативного мониторинга
- - изучение и анализ
ближайших, среднесрочных и
- организация эффективного международного сотрудничества, реализация совместных с иностранными государствами и частными корпорациями, финансирующими проведение работ, проектов в области развития и внедрения нанотехнологий, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации к научной, педагогической и производственной деятельности, осуществляемой в рамках национальной нанотехнологической сети.
Формирование национальной нанотехнологической сети осуществляется в два этапа:
первый этап - 2007 - 2010 годы;
второй этап - 2011 - 2015 годы.
На первом этапе должны быть сформированы конкурентоспособный сектор исследований и разработок в области наноиндустрии и эффективная система коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий.
На втором этапе должны
быть созданы условия для
Алгоритм запуска рынка нанотехнологий предполагает формирование национальной программы институтов частно-государственного партнерства (ИЧГП), включающей создание компаний по приоритетным направлениям. Серьезной проблемой в этой связи являются пробелы в законодательстве, тормозящие передачу ИЧГП интеллектуальной собственности и материальных ресурсов, а также привлечение инвестиций под гарантии спроса на наноиндустриальную продукцию. Развертыванию междисциплинарных подходов в проведении фундаментальных и прикладных исследований препятствует существующая система организации финансирования науки, между тем как одним из аспектов обеспечения национальной безопасности и достижения нанотехнологического лидерства является переход к междисциплинарной системе организации исследований и образования. Именно нанотехнологический проект может стать системным интегратором в масштабах России, дающим возможность построения адекватной новой экономике модели общества, основанной на знаниях о способах и методах обработки информации на современной и перспективной нанотехнологической элементной базе.Разработка принципиально новых средств воздействия на окружающую среду и человека обуславливает создание концептуально новой Доктрины национальной безопасности, учитывающей риски применения различных вооружений с использованием наноматериалов и нанотехнологий. Отмечено, что наноиндустриальный этап развития для получения антропоморфных гибридных техносистем бионического типа предполагает интеграцию достижений в биотехнологической сфере с микро- и наноэлектроникой. Получаемая продукция, например, нанобиосенсоры, позволит на основе принципов самоорганизации и атомно-молекулярного конструирования создавать различные классы биоробототехнических устройств, применимых не только в вооруженных силах, но и в
гражданском строительстве, медицине, транспорте. Развитие культуры междисциплинарных исследований и наращивание опыта по сопровождению глобальных научно-технических проектов может служить основой для плавного перехода от кластерной модели к сетевой с формированием национальной нанотехнологической сети (ННС) на базе шести основных технологических платформ ННС РФ и существенного укрепления оборонно-промышленного и наноиндустриального потенциалов России.
Алгоритм "запуска"
рынка продукции
Национальная программа формирования институтов частно-государственного партнерства:
Аналогичные программы в США- SBIR, STTR, SBIC.
Плановое увелечение объемов производства наноиндустрии путем замещения выпускаемой промышленной продукции продукцией НАНО (перенормировка).
Технология платформы ННС РФ:
Исследовательская- технологическая
Обеспечение НИОКР, метрология, база для стандартизации и сертификации.
Научно-образовательная и кадровая
Обеспечение междисциплинарной подготовки, высокой мобильности, гибкое реагирование на запросы рынка труда, социальная инфраструктура.
Информационно-коммуникационная
Информационная интеграция национального нанопроизводства, базы данных, мониторинг, форсайт, проведение экспериментов в режиме удаленного доступа.
Организационно-экономическая
Система коммерциализации разработок в сфере НАНО, частно-государственного партнерства (SBIR).
Организационно-правовая
Правовая база инноваций в среде НАНО, интеллектуальная собственность, стандарты, страхование рисков.
Организационно-методическая для международного сотрудничества
Международные научно-технические обмены, кооперация, взаимодействие с зарубежной российской диаспорой.
Проблема создания конкурентоспособной
системы менеджмента
требуется, в частности, разработка механизмов оперативного мониторинга и экспертизы нормативно-правовых документов на необходимую степень глубины.
24 апреля 2007 г. Президентом РФ была подписана Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии».
26 апреля 2007 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин объявил о Президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» и обозначил основные положения стратегии и финансовые ресурсы, выделяемые на нанонауку и нанотехнологии государством:
«Мною недавно утверждена стратегия развития наноиндустрии, которая определяет главные приоритеты и организационно-правовые механизмы создания инфраструктуры соответствующей отрасли. В нее войдут государственные научные центры и университеты, а также лаборатории частных корпораций. Государством должны быть выделены необходимые средства на материально-техническое, кадровое и организационное обеспечение соответствующих работ. Эти средства будут переданы в управление специально создаваемой российской корпорации нанотехнологий. Объем этих ресурсов составит не менее 130 миллиардов рублей. Прошу в кратчайшие сроки завершить разработку и принятие соответствующего федерального закона. Всего же с учетом федеральных целевых программ на это направление должно быть запланировано в федеральном бюджете около 180 миллиардов рублей. Обращаю ваше внимание: мы, по сути, открываем еще одно, сопоставимое с общим финансированием науки, направление — почти в таком же объеме! При этом важнейшим вопросом является создание условий для роста негосударственных инвестиций в развитие наноиндустрии. Рассчитываю на интенсивную совместную работу Правительства, формируемых государственных структур и частных компаний по реализации конкретных проектов, в том числе и в таких сферах, как авиа- и судостроение, ракетно-космическая промышленность, атомная энергетика, медицинская техника и жилищно-коммунальное хозяйство. Считаю также возможным, учитывая масштабность и уникальность проекта по нанотехнологиям, предложить принять в нем участие всем странам СНГ. Это могло бы стать еще одним объединяющим нас взаимовыгодным и направленным в будущее проектом».
Кроме создания
Российской корпорации
Список литературы
1. Нанотехнологии под
микроскопом: введение [Электронный ресурс]
// Альфа-Омега : [сайт]. – Режим доступа:
http://alphaomega.su/index/0-
2. Лященко, В. И. Перспективы
«нанотехнологических прорывов»
3. Инновационное развитие
– основа модернизации
4. Президентская инициатива
«Стратегия развития
5. Иншаков, О. В. Экономическая
генетика и наноэкономика [
6. Иншаков, О. В. Экономическая
генетика как теоретическая и
инструментальная основа
7. Критические технологии
федерального уровня [Электронный
ресурс] : утв. приказом № 2728п-П8
от 21.07 1996 г. – Режим доступа: http://
8. Перечень критических
технологий Российской
Информация о работе Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы