Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся.

Файлы: 1 файл

Семестровая работа экономика предприятия.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Основными задачами, которые  предстоит решить в рамках национальной нанотехнологической системы, являются:

- рост объема и результативности  государственных и частных инвестиций в исследования, разработки и производственную деятельность, связанные с развитием и внедрением нанотехнологий;

- формирование территориальных  научно-производственных кластеров,  обеспечивающих создание, производство  и продвижение на рынок высоких технологий конкурентоспособной продукции наноиндустрии, с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

- разработка и внедрение  эффективных механизмов коммерциализации  результатов исследований и разработок  в области наноиндустрии;

- информирование общества  о возможностях, перспективах и  рисках, связанных с применением  нанотехнологий;

- создание системы  оперативного мониторинга научно-технического, производственного и рыночного  потенциала Российской Федерации  в сфере нанотехнологий;

- - изучение и анализ  ближайших, среднесрочных и стратегических  перспектив развития мирового  рынка нанотехнологий, исследований  и разработок, проводимых за рубежом; 

- организация эффективного  международного сотрудничества, реализация  совместных с иностранными государствами и частными корпорациями, финансирующими проведение работ, проектов в области развития и внедрения нанотехнологий, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации к научной, педагогической и производственной деятельности, осуществляемой в рамках национальной нанотехнологической сети.

 

Формирование национальной нанотехнологической сети осуществляется в два этапа:

первый этап - 2007 - 2010 годы;

второй этап - 2011 - 2015 годы.

На первом этапе должны быть сформированы конкурентоспособный сектор исследований и разработок в области наноиндустрии и эффективная система коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий.

На втором этапе должны быть созданы условия для масштабного  наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских организаций на мировой рынок высоких технологий.

Алгоритм запуска рынка нанотехнологий предполагает формирование национальной программы институтов частно-государственного партнерства (ИЧГП), включающей создание компаний по приоритетным направлениям. Серьезной проблемой в этой связи являются пробелы в законодательстве, тормозящие передачу ИЧГП интеллектуальной собственности и материальных ресурсов, а также привлечение инвестиций под гарантии спроса на наноиндустриальную продукцию. Развертыванию междисциплинарных подходов в проведении фундаментальных и прикладных исследований препятствует существующая система организации финансирования науки, между тем как одним из аспектов обеспечения национальной безопасности и достижения нанотехнологического лидерства является переход к междисциплинарной системе организации исследований и образования. Именно нанотехнологический проект может стать системным интегратором в масштабах России, дающим возможность построения адекватной новой экономике модели общества, основанной на знаниях о способах и методах обработки информации на современной и перспективной нанотехнологической элементной базе.Разработка принципиально новых средств воздействия на окружающую среду и человека обуславливает создание концептуально новой Доктрины национальной безопасности, учитывающей риски применения различных вооружений с использованием наноматериалов и нанотехнологий. Отмечено, что наноиндустриальный этап развития для получения антропоморфных гибридных техносистем бионического типа предполагает интеграцию достижений в биотехнологической сфере с микро- и наноэлектроникой. Получаемая продукция, например, нанобиосенсоры, позволит на основе принципов самоорганизации и атомно-молекулярного конструирования создавать различные классы биоробототехнических устройств, применимых не только в вооруженных силах, но и в

гражданском строительстве, медицине, транспорте. Развитие культуры междисциплинарных исследований и  наращивание опыта по сопровождению глобальных научно-технических проектов может служить основой для плавного перехода от кластерной модели к сетевой с формированием национальной нанотехнологической сети (ННС) на базе шести основных технологических платформ ННС РФ и существенного укрепления оборонно-промышленного и наноиндустриального потенциалов России.

Алгоритм "запуска" рынка продукции нанотехнологий:

Национальная программа  формирования институтов частно-государственного партнерства:

  • Создание и/или подбор компаний п приорететным направлениям развития.
  • Передача интеллектуальной собственности.
  • Передача материальных ресурсов, включая прямые инвестиции.
  • Создание гарантированного спроса- внутренний рынок (госзаказ, нацпроекты, изменения нормативной базы.

Аналогичные программы  в США- SBIR, STTR, SBIC.

Плановое увелечение объемов производства наноиндустрии  путем замещения выпускаемой  промышленной продукции продукцией НАНО (перенормировка).

Технология платформы  ННС РФ:

Исследовательская- технологическая

Обеспечение НИОКР, метрология, база для стандартизации и сертификации.

Научно-образовательная  и кадровая

Обеспечение междисциплинарной подготовки, высокой мобильности, гибкое реагирование на запросы рынка труда, социальная инфраструктура.

Информационно-коммуникационная

Информационная интеграция национального нанопроизводства, базы данных, мониторинг, форсайт, проведение экспериментов в режиме удаленного доступа.

Организационно-экономическая

Система коммерциализации  разработок в сфере НАНО, частно-государственного партнерства (SBIR).

Организационно-правовая

Правовая база инноваций  в среде НАНО, интеллектуальная собственность, стандарты, страхование рисков.

Организационно-методическая для международного сотрудничества

Международные научно-технические  обмены, кооперация, взаимодействие с  зарубежной российской диаспорой.

Проблема создания конкурентоспособной  системы менеджмента инновационных  проектов- это отсутствие четкой и  прозрачной схемы коммерциализации нанотехнологий и наноразработок, отлаженных механизмов осуществления капиталовложений и гарантий возврата потенциальным инвесторам заемных средств, внедрения наноиндустриальной продукциибв экономику страны являются следствием недоработок в нормативноправовой базе. Наличие правовых пробелов в законодательстве (например, отсутствие четкого определения понятия "инновационная продукция") препятствует созданию более благоприятных условий частному бизнесу, заинтересованному в финансировании отечественных наноиндустриальных проектов. Для преодоления сложившейся ситуации

требуется, в частности, разработка механизмов оперативного мониторинга и экспертизы нормативно-правовых документов на необходимую степень глубины.

  24 апреля 2007 г. Президентом РФ была подписана Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии».

26 апреля 2007 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации  В. В. Путин объявил о Президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» и обозначил основные положения стратегии и финансовые ресурсы, выделяемые на нанонауку и нанотехнологии государством:

«Мною недавно утверждена стратегия развития наноиндустрии, которая определяет главные приоритеты и организационно-правовые механизмы создания инфраструктуры соответствующей отрасли. В нее войдут государственные научные центры и университеты, а также лаборатории частных корпораций. Государством должны быть выделены необходимые средства на материально-техническое, кадровое и организационное обеспечение соответствующих работ. Эти средства будут переданы в управление специально создаваемой российской корпорации нанотехнологий. Объем этих ресурсов составит не менее 130 миллиардов рублей. Прошу в кратчайшие сроки завершить разработку и принятие соответствующего федерального закона. Всего же с учетом федеральных целевых программ на это направление должно быть запланировано в федеральном бюджете около 180 миллиардов рублей. Обращаю ваше внимание: мы, по сути, открываем еще одно, сопоставимое с общим финансированием науки, направление — почти в таком же объеме! При этом важнейшим вопросом является создание условий для роста негосударственных инвестиций в развитие наноиндустрии. Рассчитываю на интенсивную совместную работу Правительства, формируемых государственных структур и частных компаний по реализации конкретных проектов, в том числе и в таких сферах, как авиа- и судостроение, ракетно-космическая промышленность, атомная энергетика, медицинская техника и жилищно-коммунальное хозяйство. Считаю также возможным, учитывая масштабность и уникальность проекта по нанотехнологиям, предложить принять в нем участие всем странам СНГ. Это могло бы стать еще одним объединяющим нас взаимовыгодным и направленным в будущее проектом».

  Кроме создания  Российской корпорации нанотехнологий, «решающей задачи организационной  и финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий» в «Стратегии развития наноиндустрии» предусматривалась разработка двух других ключевых документов: «Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» и федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 — 2010 годы». Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» вывела развитие нанотехнологий на другой уровень финансирования и внимания государственных структур и общества, но при этом сохранила тесную преемственность с предыдущими документами. В документе 2006 г. «Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации» [7] прописаны и ФЦП по развитию наноиндустрии, и Головная организация — координатор научно-технических работ, и фонд развития наноиндустрии. Новым стало поручение Президента разработать «Программу развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» и серьезное увеличение объемов финансирования нанотехнологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Нанотехнологии под  микроскопом: введение [Электронный ресурс] // Альфа-Омега : [сайт]. – Режим доступа: http://alphaomega.su/index/0-100 (дата обращения 04.09.2009).

2. Лященко, В. И. Перспективы  «нанотехнологических прорывов»  в трансграничных инновационных  системах [Электронный ресурс] / В. И. Лященко, Т. Ф. Бережная // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – Т. 5, № 4. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/ 2008/08/25/0000323946/journal5.4-12.pdf (дата обращения 05.09.2009).

3. Инновационное развитие  – основа модернизации экономики  России [Текст] : нац. доклад. – М. : ИМЭМО РАН : ГУ-ВШЭ, 2008. – 168 с.

4. Президентская инициатива  «Стратегия развития наноиндустрии» [Электронный ресурс] // Федеральный Интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы» : [сайт]. – Режим доступа: http://www.portalnano.ru/read/programs (дата обращения 26.08.2009).

5. Иншаков, О. В. Экономическая  генетика и наноэкономика [Текст] / О. В. Иншаков. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. – 94 с.

6. Иншаков, О. В. Экономическая  генетика как теоретическая и  инструментальная основа наноэкономики  [Текст] // Эволюционная теория, теория  самовоспроизводства и экономическое  развитие :материалы VII Междунар. симп. по эволюц. экономике, г. Пущино Моск. обл., 18–20 сент. 2009 г. – М. : ИЭ РАН, 2008.

7. Критические технологии  федерального уровня [Электронный  ресурс] : утв. приказом № 2728п-П8  от 21.07 1996 г. – Режим доступа: http://www.rusnanonet.ru/download/nano/19960721_krt.pdf (дата обращения 03.09.2009).

8. Перечень критических  технологий Российской Федерации  [Электронный ресурс] : утв. Приказом  Президента РФ № ПР-578 от 30.03 2002 г. – Режим доступа: http://www.rusnanonet.ru/download/nano/20020330_pr_578_kt.pdf  (дата обращения 01.09.2009).

 

 

 

 

 




Информация о работе Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы