Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся.

Файлы: 1 файл

Семестровая работа экономика предприятия.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

  Особенностью российского подхода к поддержке нанотехнологий можно назвать реализацию с помощью созданной в 2007 г. государственной специализированной российской корпорации нанотехнологий (ГК «Роснанотех»), в функции которой входит организационная и финансовая поддержка инновационной деятельности в сфере нанотехнологий. Основными направлениями ее деятельности были определены поддержка развития исследований и разработок в области нанотехнологий и содействие коммерциализации разработок. Государственная корпорация, принимая часть рисков, призвана устранить основные барьеры на пути коммерциализации нанотехнологий (отсутствие навыков ведения бизнеса и значительных финансовых средств у ученых-разработчиков). В деятельности корпорации можно выделить следующие основные составляющие: реализация государственной политики в области нанотехнологий; формирование инфраструктуры наноиндустрии; реализация проектов внедрения продуктов наноиндустрии. Для достижения целей государственной политики развития и поддержки нанотехнологических исследований корпорация участвует в инвестиционных проектах на начальной стадии коммерциализации, то есть в тот период, когда интерес частных инвесторов к проектам обычно еще недостаточен . Важным моментом является то, что корпорация планирует финансировать проекты лишь для повышения их привлекательности для частных инвесторов и выходить из них, когда частный капитал будет готов финансировать проект самостоятельно. Предполагается, что на этом этапе корпорация сможет вернуть свои инвестиции. В 2008 г. в ГК «Роснанотех» были приняты решения о финансировании 7 инвестиционных проектов на общую сумму 10,3 млрд руб. (средства корпорации 5,5 млрд рублей) . При этом была существенно недовыполнена закрепленная в «Стратегии деятельности государственной корпорации “Российская корпорация нанотехнологий” до 2020 года» задача на этот период – произвести финансирование проектов в объеме 14 млрд рублей. Всего за 2 года работы ГК «Роснанотех» поддержала 36 проектов и начала финансирование только 8 из них. Кроме того, государственные корпорации не стали ни вертикально, ни горизонтально интегрированными компаниями, то есть остались без собственной структуры предприятий и субъектов хозяйствования. Это доказывает основательность всевозрастающей критики российских государственных корпораций (в настоящее время их 8) как организационной формы проведения масштабной инвестиционной политики и реализации стратегических национально-государственных интересов. Действительно, их государственно-монополистическая природа и бюрократические изъяны очевидны, а активность, качество работы и эффективность явно недостаточны, что подтверждает и практика ГК «Роснанотех» на начальном этапе существования. В хозяйственном механизме России в качестве эффективных методов, со специальными инструментами привлечения частного капитала для предприятий, занимающихся производством продукции с использованием нанотехнологий, могут быть:

  • предоставление дотаций и субвенций из государственного и/или регионального бюджета;
  • передача прав собственности на объекты производственного назначения;
  • сокращение и пролонгация платежей за ресурсы;
  • выделение грантов и стипендий на исследования и образование;
  • введение выгодных экспортных и импортных таможенных платежей;
  • установление налоговых льгот и государственных гарантий по кредитам.

В конце 2008 г. правительством был утвержден Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5; в него вошли и нанотехнологии и наноматериалы . Чтобы преодолеть тенденции торможения и придать новые импульсы интенсификации развития наноиндустрии, ГК «Роснанотех» планирует в 2009 г. начать финансирование 36 уже поддержанных проектов на общую сумму 93,8 млрд руб. (в том числе средства корпорации – 52,4 млрд руб.) по данному стратегическому направлению развития страны. Планируется, что выручка от реализации этих проектов к 2015 г. составит 155 млрд рублей. Кроме того, планируется, что Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008–2010 годы» будет продлена еще на год. Об этом сообщил 19.08 2009 г. премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросам наноиндустрии. Особое внимание было обращено на необходимость привлечения частных инвестиций и расширение сфер исследований и применения нанотехнологий, формирование широкого фронта работ по созданию многоотраслевой конкурентоспособной отечественной наноиндустрии.Дальнейшая реализация государственной политики по развитию нанотехнологий в РФ предполагает:

  • формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии;
  • наращивание объемов уже выпускаемой с использованием нанотехнологий продукции;
  • разработку и доведение до промышленного производства новых видов нанотехнологической продукции;
  • создание эффективной системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в области нанотехнологий.

В период 2012–2015 гг. предполагается создать институциональные условия  для масштабного наращивания  объема производства новых видов продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий. Для системного обеспечения масштабного производства продукции наноиндустрии и завоевания конкурентных позиций на формирующемся рынке нанотехнологий необходимы детальная разработка и внедрение механизмов коммерциализации разработок. Эта система в первую очередь должна включать институциональные, организационные и информационные меры: частно-государственное венчурное партнерство; систему льгот и преференций; поддержку взаимодействия научно-образовательных, исследовательских учреждений с бизнесом; создание специальных научно-технологических зон. Требуется дальнейшее развитие и поддержка инновационной инфраструктуры, необходимой для коммерциализации наноиндустрии (инкубаторы бизнеса, технологические парки и интеллектуальные центры, лизинговые и коммерческие структуры). Это будет способствовать: созданию в РФ новых высокотехнологичных отраслей промышленности; выходунамежрегиональные и международные рынки сбыта нанотехнологической продукции; обеспечению России конкурентных преимуществ в мировой экономике. Кроме того, коммерциализация разработок в области нанотехнологий создаст предпосылки повышения конкурентоспособности и снижения издержек в производстве продукции традиционных отраслей экономики, осуществления перехода к новому технологическому укладу.

 

Перспективные задачи развития наноиндустрии.

 

Исходя из современного уровня разработок в области нанотехнологий, перспектив фундаментальных научных  исследований, можно сформулировать три основные задачи развития наноиндустрии.

На первом этапе стоит задача кардинального увеличения объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий, насыщения соответствующих рынков в ближайшие три-четыре года.

В результате в течение  указанного периода будет реализован комплекс социально-экономических  целей:

- создано значимое в масштабах экономики страны количество новых высокотехнологичных рабочих мест и увеличена капиталоемкость производства;

- повышено качество  медицинского обслуживания населения  за счет широкого внедрения  принципиально новых диагностических  средств (биочипы);

- улучшена экологическая  ситуация (повышено качество очистки  и переработки отходов производства  и снижено их количество, повышено  качество питьевой воды за  счет массового использования  новых высокоэффективных мембран  и мембранно-каталитических систем);

- достигнуто значимое  в масштабах экономики страны  снижение материало- и энергоемкости  продукции отечественной промышленности (массовое использование новых  наноструктурированных материалов, светодиодов).

 

Задача второго этапа - разработка и доведение до промышленного производства новых видов продукции нанотехнологий, которые должны появиться на рынке через три - пять лет.

Результатами реализации данной задачи наряду с расширением  масштабов уже достигнутых социально-экономических  целей, в частности, станут:

- увеличение продолжительности  и повышение качества жизни  за счет внедрения принципиально  новых видов медицинского обслуживания (системы адресной доставки лекарств, медицинские микроробототехнические  системы, медицинские нано- и микросенсорные  системы для телемедицины);

- повышение уровня  индивидуальной безопасности, безопасности  объектов транспорта, объектов промышленного,  общественного и бытового назначения  за счет широкого использования  принципиально новых нано- и микросенсорных  систем дистанционного контроля и управления.

 

Задача третьего этапа - опережающее развитие принципиально новых направлений в области нанотехнологий, обеспечивающих создание в стране надотраслевой научно-образовательной и производственной среды в перспективе на ближайшие 10-20 лет.

Главным содержанием  этого этапа станут разработка и  создание:

- продукции нанобиотехнологий; 

- гибридных устройств  и приборов бионического типа;

 

- нанобиосистем и устройств,  включая принципиально новые  гибридные системы очувствления  бионического типа;

- биоробототехнических  систем.

Реализация задачи третьего этапа приведет к созданию принципиально  нового технологического базиса экономики  в Российской Федерации.

 

Нанотехнологии: от идеи к практическому применению.

 

Всеобъемлющий характер применения нанотехнологий свидетельствует о том, что масштабные нанопроекты носят межотраслевой характер и требуют применения новых организационных подходов для их реализации. Это обусловлено беспрецедентным разнообразием развиваемых направлений работ в рамках нанотехнологических программ, сложностью их эффективной координации, большим объемом выделяемых финансовых средств, а также ожидаемыми глобальными последствиями осуществления этих работ.

Основной проблемой  является разрыв между высоким качеством  осуществляемых исследований, созданных научно-технологических заделов в сфере нанотехнологий и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране.

Для развития наноиндустрии  необходимо создать современные  кадровую, приборно-инструментальную, технологическую и информационную базы, добиться эффективной координации работ в этой области, ликвидировать избыточные экономические, институциональные и правовые барьеры, препятствующие развитию рынка нанопродукции и наноуслуг.

Основными инструментами  государственной политики в сфере нанотехнологий должны стать:

- программа развития  наноиндустрии в Российской Федерации  до 2015 года;

- федеральная целевая  программа «Развитие инфраструктуры  наноиндустрии в Российской Федерации  на 2008 - 2010 годы»; 

- иные федеральные целевые, региональные, отраслевые и ведомственные программы, предусматривающие финансирование разработок в сфере нанотехнологий и доведение их результатов до стадии промышленного производства.

 

Должна быть сформирована инфраструктура национальной нанотехнологической сети, обеспечивающей концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, повышение эффективности работ и уровня их координации, создание благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот новой конкурентоспособной продукции нанотехнологии.

В состав национальной нанотехнологической  сети войдут:

- национальный исследовательский  центр нанотехнологий, наносистем  и наноматериалов на базе федерального  государственного учреждения Российский  научный центр «Курчатовский институт», осуществляющий научную координацию деятельности по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии»;

- российская корпорация  нанотехнологий, решающая задачи  организационной и финансовой  поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий;

- организации, осуществляющие  финансирование проектов развития  нанотехнологий, включая венчурные  фонды; 

- научные, образовательные,  проектные и промышленные центры  и лаборатории, созданные на  базе вузов, Российской академии наук и других научных организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности, осуществляющие исследования, разработки в сфере нанотехнологий и выпуск нанопродукции.

 

Особое внимание должно быть уделено созданию необходимых  условий для организации эффективной деятельности национальной нанотехнологической сети, включающих в себя:

- оснащение вузов,  научных организаций и исследовательских  центров современным научно-исследовательским,  технологическим и учебным оборудованием,  создание приборно-инструментальной базы передового уровня;

- создание национальной  информационно-аналитической системы,  обеспечивающей подготовку и  принятие управленческих решений  в сфере нанотехнологий; эффективность  определения и согласования приоритетов  и областей ответственности исполнительных органов; согласование направлений международного научно-технического сотрудничества, тематики НИОКР; формирование единого реестра заказов, единого перечня квалифицированных исполнителей и областей их компетенции; обмен достигнутыми результатами; формирование высокоскоростной вычислительной сети;

- совершенствование системы  управления интеллектуальной собственностью (создание нормативно-правовой базы  патентно-лицензионной деятельности, оформление исключительных прав, обеспечение создания организационно-правовых механизмов трансферта нанотехнологий);

- разработка национальной  системы стандартов и сертификации  в сфере нанотехнологий и наноматериалов, гармонизированной с международной  системой;

- создание системы  содействия продвижению продукции наноиндустрии российского производства на внутренний и внешний рынок.

Информация о работе Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы