Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа
Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся.
Особенностью российского подхода к поддержке нанотехнологий
можно назвать реализацию с помощью созданной
в 2007 г. государственной специализированной
российской корпорации нанотехнологий
(ГК «Роснанотех»), в функции которой входит
организационная и финансовая поддержка
инновационной деятельности в сфере нанотехнологий.
Основными направлениями ее деятельности
были определены поддержка развития исследований
и разработок в области нанотехнологий
и содействие коммерциализации разработок.
Государственная корпорация, принимая
часть рисков, призвана устранить основные
барьеры на пути коммерциализации нанотехнологий
(отсутствие навыков ведения бизнеса и
значительных финансовых средств у ученых-разработчиков).
В деятельности корпорации можно выделить
следующие основные составляющие: реализация
государственной политики в области нанотехнологий;
формирование инфраструктуры наноиндустрии;
реализация проектов внедрения продуктов
наноиндустрии. Для достижения целей государственной
политики развития и поддержки нанотехнологических
исследований корпорация участвует в
инвестиционных проектах на начальной
стадии коммерциализации, то есть в тот
период, когда интерес частных инвесторов
к проектам обычно еще недостаточен . Важным
моментом является то, что корпорация
планирует финансировать проекты лишь
для повышения их привлекательности для
частных инвесторов и выходить из них,
когда частный капитал будет готов финансировать
проект самостоятельно. Предполагается,
что на этом этапе корпорация сможет вернуть
свои инвестиции. В 2008 г. в ГК «Роснанотех»
были приняты решения о финансировании
7 инвестиционных проектов на общую сумму
10,3 млрд руб. (средства корпорации 5,5 млрд
рублей) . При этом была существенно недовыполнена
закрепленная в «Стратегии деятельности
государственной корпорации “Российская
корпорация нанотехнологий” до 2020 года»
задача на этот период – произвести финансирование
проектов в объеме 14 млрд рублей. Всего
за 2 года работы ГК «Роснанотех» поддержала
36 проектов и начала финансирование только
8 из них. Кроме того, государственные корпорации
не стали ни вертикально, ни горизонтально
интегрированными компаниями, то есть
остались без собственной структуры предприятий
и субъектов хозяйствования. Это доказывает
основательность всевозрастающей критики
российских государственных корпораций
(в настоящее время их 8) как организационной
формы проведения масштабной инвестиционной
политики и реализации стратегических
национально-государственных интересов.
Действительно, их государственно-
В конце 2008 г. правительством был утвержден Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5; в него вошли и нанотехнологии и наноматериалы . Чтобы преодолеть тенденции торможения и придать новые импульсы интенсификации развития наноиндустрии, ГК «Роснанотех» планирует в 2009 г. начать финансирование 36 уже поддержанных проектов на общую сумму 93,8 млрд руб. (в том числе средства корпорации – 52,4 млрд руб.) по данному стратегическому направлению развития страны. Планируется, что выручка от реализации этих проектов к 2015 г. составит 155 млрд рублей. Кроме того, планируется, что Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008–2010 годы» будет продлена еще на год. Об этом сообщил 19.08 2009 г. премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросам наноиндустрии. Особое внимание было обращено на необходимость привлечения частных инвестиций и расширение сфер исследований и применения нанотехнологий, формирование широкого фронта работ по созданию многоотраслевой конкурентоспособной отечественной наноиндустрии.Дальнейшая реализация государственной политики по развитию нанотехнологий в РФ предполагает:
В период 2012–2015 гг. предполагается
создать институциональные
Перспективные задачи развития наноиндустрии.
Исходя из современного уровня разработок в области нанотехнологий, перспектив фундаментальных научных исследований, можно сформулировать три основные задачи развития наноиндустрии.
На первом этапе стоит задача кардинального увеличения объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий, насыщения соответствующих рынков в ближайшие три-четыре года.
В результате в течение указанного периода будет реализован комплекс социально-экономических целей:
- создано значимое в масштабах экономики страны количество новых высокотехнологичных рабочих мест и увеличена капиталоемкость производства;
- повышено качество
медицинского обслуживания
- улучшена экологическая
ситуация (повышено качество очистки
и переработки отходов
- достигнуто значимое
в масштабах экономики страны
снижение материало- и
Задача второго этапа - разработка и доведение до промышленного производства новых видов продукции нанотехнологий, которые должны появиться на рынке через три - пять лет.
Результатами реализации
данной задачи наряду с расширением
масштабов уже достигнутых
- увеличение продолжительности
и повышение качества жизни
за счет внедрения
- повышение уровня
индивидуальной безопасности, безопасности
объектов транспорта, объектов промышленного,
общественного и бытового
Задача третьего этапа - опережающее развитие принципиально новых направлений в области нанотехнологий, обеспечивающих создание в стране надотраслевой научно-образовательной и производственной среды в перспективе на ближайшие 10-20 лет.
Главным содержанием этого этапа станут разработка и создание:
- продукции нанобиотехнологий;
- гибридных устройств и приборов бионического типа;
- нанобиосистем и устройств,
включая принципиально новые
гибридные системы
- биоробототехнических систем.
Реализация задачи третьего этапа приведет к созданию принципиально нового технологического базиса экономики в Российской Федерации.
Нанотехнологии: от идеи к практическому применению.
Всеобъемлющий характер применения нанотехнологий свидетельствует о том, что масштабные нанопроекты носят межотраслевой характер и требуют применения новых организационных подходов для их реализации. Это обусловлено беспрецедентным разнообразием развиваемых направлений работ в рамках нанотехнологических программ, сложностью их эффективной координации, большим объемом выделяемых финансовых средств, а также ожидаемыми глобальными последствиями осуществления этих работ.
Основной проблемой является разрыв между высоким качеством осуществляемых исследований, созданных научно-технологических заделов в сфере нанотехнологий и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране.
Для развития наноиндустрии необходимо создать современные кадровую, приборно-инструментальную, технологическую и информационную базы, добиться эффективной координации работ в этой области, ликвидировать избыточные экономические, институциональные и правовые барьеры, препятствующие развитию рынка нанопродукции и наноуслуг.
Основными инструментами государственной политики в сфере нанотехнологий должны стать:
- программа развития
наноиндустрии в Российской
- федеральная целевая
программа «Развитие
- иные федеральные целевые, региональные, отраслевые и ведомственные программы, предусматривающие финансирование разработок в сфере нанотехнологий и доведение их результатов до стадии промышленного производства.
Должна быть сформирована инфраструктура национальной нанотехнологической сети, обеспечивающей концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, повышение эффективности работ и уровня их координации, создание благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот новой конкурентоспособной продукции нанотехнологии.
В состав национальной нанотехнологической сети войдут:
- национальный
- российская корпорация нанотехнологий, решающая задачи организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий;
- организации, осуществляющие
финансирование проектов
- научные, образовательные,
проектные и промышленные
Особое внимание должно быть уделено созданию необходимых условий для организации эффективной деятельности национальной нанотехнологической сети, включающих в себя:
- оснащение вузов,
научных организаций и
- создание национальной
информационно-аналитической
- совершенствование системы
управления интеллектуальной
- разработка национальной
системы стандартов и
- создание системы содействия продвижению продукции наноиндустрии российского производства на внутренний и внешний рынок.
Информация о работе Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы