Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:03, реферат
В условиях рыночной экономики отношения между персоналом предприятия и его руководством строятся на новой основе. Цель руководства - успех на рынке и, соответственно, получение прибыли. Цель персонала предприятия - получение материального вознаграждения и удовлетворение от работы. Руководство предприятия пытается получить максимум прибыли при минимуме расходов (в т.о. и на персонал). Персонал предприятия пытается получить большее материальное вознаграждение при меньшем объеме выполняемых работ. В нахождении компромисса между ожиданиями персонала предприятия и его руководства и есть суть стимулирования персонала.
Введение…………………………………………………………………….2
Современный подход к мотивации персонала за рубежом……………3
Методы материального стимулирования………………………..3
Нефинансовые вознаграждения…………………………………...6
Комплексная система трудовой мотивации сотрудников на примере компании IBM……………………………………………8
Системы группового стимулирования труда…………………..…….10
Гибкие системы вознаграждения персонала за рубежом…………….15
Мотивация персонала на украинских предприятиях…………………17
Заключение…..……………………………………………………..........21
Список использованной литературы…………………
Выявление конкретных предпочтений персонала, необходимое для разработки различных пакетов, осуществляется либо в ходе неформальных коммуникаций, как это обычно происходит в мелких фирмах, либо путем разработки так называемых социальных анкет или специальных вопросников (это характерно для крупных организаций с сотнями и даже тысячами сотрудников). В таком вопроснике работника обычно просят проранжировать ряд дополнительных выплат и услуг по степени их важности для него и его семьи, ответить, готов ли он пожертвовать частью своего заработка на финансирование дополнительных выплат и услуг сверх того, что ему предоставляет фирма, также просят указать пол, возраст, семейное положение, профессию и т.д.
Многочисленные обзоры 1980-1990-х годов показали, что и персонал, и работодатели чаще всего положительно оценивают гибкие программы: работники - объясняя это более высокой степенью удовлетворения своих потребностей и позитивным восприятием самой свободы выбора, работодатели - отмечая повышение мотивации персонала, усиление его лояльности к организации, более эффективный контроль над трудовыми издержками, а в ряде случаев - и их снижение. Но, как отмечают многие специалисты, «информирование персонала о предоставляемых выплатах и услугах не менее важно, чем сами эти выплаты и услуги», и в последние годы США, например, переживают настоящий бум в этой сфере. Так, проведенный недавно Aon Consulting Benefacts опрос американских работодателей показал, что почти 75% респондентов в настоящее время осуществляют индивидуальное информирование своих работников об их финансовом вознаграждении. Формы такого информирования самые различные: от неформальной беседы тет-а-тет до официального письма (employee earnings and benefits letter), подписанного менеджером по персоналу, или электронной почты, видеокассет, Интернета [6]. В целом можно заключить, что наличие гибких программ дополнительных выплат и социальных услуг работникам способствует повышению результативности систем мотивации персонала.
Персонал предприятия является человеческим капиталом предприятия, который ожидает своевременное и достойное экономическое, психологическое и карьерное вознаграждение за продуктивную и высококачественную работу. Именно мотивация и стимулирование к труду, возможность реализовать себя как личность и специалиста способны удержать талантливых и перспективных работников на предприятии в конкурентных условиях.
Вопросы мотивации рассматривали такие украинские ученые:
О. Баева, С. Беляев, О. Дигун и другие. В своих работах они рассматривали разные аспекты мотивации персонала, эффективного использования трудового потенциала, мотивации трудовой деятельности, повышение продуктивности, результативности и эффективности труда.
Целью исследования является определение основных проблем мотивации работников и пути их решения.
Вопрос в том, как сделать так, чтобы работник ценил свое место в фирме? На первый взгляд кажется, что решением этой проблемы может быть повышение заработной платы. Но это не всегда так. Такой принцип, как материальное вознаграждение за труд требует соблюдения определенных условий. Согласно теории Герцберга, не стоит повышать жалованье в связи с индексацией, поскольку индексация жизни, направленная на поддержание «гигиенических (жизненных) факторов», отнюдь не воодушевляет сотрудников на рост их производительности.
Кроме заработной платы, как известно, выплачивают еще премии. Но премия должна быть правильно позиционирована в сознании работника. Не считается мотивирующим фактором премия, которую платят эпизодически, поскольку она воспринимается как часть зарплаты. Когда человек получает премию, то он осознает, что руководство оценило достигнутые им результаты и одновременно не пожалело денег на вознаграждение. При этом, главное для сотрудника не сама сумма премии, а факт ее получения.
Рассмотрим такую ситуацию. Работник заработал своим трудом и умом многое, и денежная мотивация для него перестает действовать. Как известно, бизнес — это рутина, повседневность. Людям это надоедает, и они начинают искать свободу. В бизнесе работника интересует не только реализация себя как профессионала, а как личности вообще. И тогда нужно совпадение базовых ценностей компании и личных интересов сотрудника. Например, руководство западных фирм идет на установление гибкого графика работы: оно разрешает трудиться своему работнику утром или ночью: главное, чтобы у него было вдохновение. Отработанное время определяется по карточке. У каждого сотрудника есть веб - страничка. На которой он может получить информацию о том, сколько находился на рабочем месте — но не меньше 40 часов в неделю. Что касается украинских фирм, то они придерживаются пока жесткого графика работы.
Наиболее привлекательной для адаптации в других компаниях может быть детально разработанная и апробированная система мотивации, применяемая в компании «Киевстар» .
Так, в компанию «Киевстар» сотрудник принимается на должность, обязанности которой четко определены должностными инструкциями и для которой установлен определенный уровень заработной платы (грейд). Каждая должность и каждый грейд имеет определенную «вилку» размера заработной платы, которая может изменяться в зависимости от успехов сотрудника на этой должности. В процессе работы сотрудник имеет возможность перехода на другую должность, участвуя во внутреннем конкурсе, причем конкурс на замещение вакансии, в первую очередь, объявляется среди сотрудников «Киевстар». Все выплаты в компании происходят совершенно легально с уплатой соответствующих налогов, и таким образом сотрудник «Киевстар» легко может использовать еще и такие дополнительные возможности, как банковское кредитование, пенсионное обеспечение и т. п. Кроме заработной платы, каждый штатный сотрудник «Киевстар», в зависимости от индивидуальных результатов труда и результатов работы его подразделения и компании в целом, может рассчитывать на премии. Обычно выплачиваются ежеквартальные и ежегодные премии, что составляет существенную добавку к заработной плате. Кроме заработной платы и премий, каждый штатный сотрудник получает социальный пакет, который включает в себя медицинское страхование, доплату к отпуску, пенсионное накопительное страхование, страхование от несчастного случая, мобильные услуги для членов семьи.
Сотрудник компании имеет возможность получить целевую материальную помощь в особых случаях, например, юбилей, рождение ребенка, свадьба, а также поддержку в случае серьезной болезни. Также компания «Киевстар», активно содействует повышению квалификации своих сотрудников, оплачивает соответствующие семинары, тренинги, а также специальные программы развития; проводит конкурсы бизнес - идей с поощрительными премиями и возможностью внедрения этих идей на практике.
По проведенному опросу киевских
юридических, адвокатских и консалтинговых
фирм по поводу повышения мотивации
сотрудников, у большинства из них
карьерное продвижение
Мотивация персонала является
на данный момент наиболее важной темой
в украинском менеджменте. Во многих
компаниях не разработана до конца
система мотиваций и
Важную роль в украинском
менеджменте играет интуитивный
поиск оптимальных решений в
сфере управления персоналом. И такой
подход является недостаточным. Часто
на руководящие должности
В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что успешная работа предприятия напрямую зависит от качества работы его персонала. Для повышения производительности труда необходимо мотивировать работников. Распространенное мнение о том, что для качественной работы персонала необходимо лишь повысить заработную плату, является ошибочным. Не всегда материальная мотивация приносит большой эффект, особенно у работников, чья заработная плата высокая. . Рабочий должен почувствовать сопричастность к тому, чем занимается компания. Тогда размер зарплаты отойдет на задний план (возможно, временно), и сотрудник перестанет думать о приложении своих способностей в других фирмах, где труд оплачивается выше. Как утверждают эксперты, спектр человеческих устремлений и желаний такой огромный, что измерять его только деньгами не стоит. Не случайно сегодня многие известные международные компании при приеме на работу «ценного кадра» стараются выяснить внутреннюю его мотивацию. Руководство не против высокой зарплаты, но оно должно быть уверено, что сотрудником, в первую очередь, движет не стремление к большим деньгам, а интерес к новому делу.
Украинский менеджмент с каждым годом все больше пытается внедрять западные схемы управления, не всегда учитывая особенности местного менталитета. Менеджеры все чаще желают работать в западных компаниях или их представительствах в Украине, так как система мотивации и стимулирования труда в них более прогрессивна. Украинский менталитет совмещает американский дух индивидуализма и японские работоспособность и стремление к совершенствованию. Наиболее подходящая формула для Украины: «Наше богатство — наши человеческие ресурсы». А для успешного управления персоналом достаточно создать благоприятные условия труда и обрисовать реальные перспективные возможности.
Заключение
В Украине, обладающей значительным
кадровым и интеллектуальным потенциалом,
предприятия сегодня
Для украинских предприятий
является полезным изучение зарубежного
опыта трудовой мотивации, поскольку
с учетом существующей специфики
в экономическом развитии государства,
менталитета украинского
Список использованной литературы
1. Шеклтон Р. Мотивация - меняющийся
подход // Персонал-Микс. - 2001. - №5 // http://www.cfin.ru/press/pmix/
2. Ф.Дж. Роджерс (Бак). Путь успеха: Как работает корпорация IBM. - Санкт-Петербург: «Азбука» - «Терра», 1997. - С. 215-216.
3. Ивлев А., Гарайбех Ю. Организация
и стимулирование труда: зарубежный опыт //
http://www.chelt.ru/2003/12-
4. Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы
мотивации персонала в Западной Европе
и США // http://www.cfin.ru/management/
5. Иванов М.М., Исаенко A.П., Колупаева С.Р.,
Корнеева И.В., Хруцкий B.Е. Как добиться
успеха. Практические советы деловым людям.
- М.: Издательство Политической литературы,
1991 / http://bibliotekar.ru/biznes-
6. Клёмина Т. Гибкие системы
вознаграждения персонала за рубежом //
Персонал-Микс. - 2001. - №1 // http://www.cfin.ru/press/pmix/
Информация о работе Закордонний досвід посилення мотивації персоналу