Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой – использования его лучших достижений в своей деятельности.
Цель курсовой работы - изучить особенности западноевропейской модели менеджмента.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть модели менеджмента;
2. проанализировать особенности западноевропейской модели менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы менеджмента 4
1.1.Сущность менеджмента 4
1.2.Характеристики моделей менеджмента 7
2. Особенности развития западноевропейской модели менеджмента ….11
2.1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента 11
2.2. Характеристика основных моделей западноевропейского менеджмента……………………………………………………………………..14
2.2.1. Немецкая модель менеджмента………………………………………….14
2.2.2. Шведская модель менеджмента………………………………………….16
2.3. Современное состояние развития западноевропейской модели менеджмента……………………………………………………………………..19
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ

 

             Кафедра Менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном  этапе.».

 

 

 

Выполнена студенткой  3 курса группы

заочной формы обучения

специальности  080502 "Экономика и управление на предприятии

(торговли и общественного  питания)"

 

Научный руководитель

 

 

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите    

 

 

« »   2013г.       

           (подпись научного руководителя)

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в России господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения.

Актуальность темы работы заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой – использования его лучших достижений в своей деятельности.

Цель курсовой работы - изучить особенности западноевропейской модели менеджмента.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть модели менеджмента;

2. проанализировать особенности западноевропейской модели менеджмента.

Объектом исследования являются модели менеджмента.

Предметом исследования - основные признаки и элементы западноевропейской модели менеджмента

При написании работы использованы труды М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, И.И. Семеновой, А.Б. Бахур и др.

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Сущность менеджмента

Прежде чем рассматривать  модели менеджмента следует рассмотреть  теоретическую часть вопроса, дать определение менеджменту. Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие «менедж» (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к  управлению как к искусству ведения  дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Менеджмент – это  тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным  путем[6, c.25].

Менеджмент – это  система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент – это  искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с  помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

К менеджеру предъявляются  определенные требования (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Требования к менеджеру

 

Примером талантливого менеджера может служить американец Ли Якокка. В начале 1980-х гг. этот «сверхгерой из бизнеса» спас от краха автомобильный концерн «Крайслер». Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Он мало что взял из традиционного набора управленческих рецептов, положившись на свой опыт и интуицию менеджера-коммерсанта, предпринимателя. Им сформулированы характеристики эффективного менеджмента, иными словами, философии менеджмента (табл. 1.1).

 

 

Таблица 1.1

Философия менеджмента (по Ли Яккоке)

 

Эволюция теории и  практики менеджмента проявилась в  многообразных направлениях. Начало «тихой управленческой революции» совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели менеджмента, приходит неформальное направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное»[7, c.24]

Таким образом, в данном параграфе я раскрыла понятие менеджмента и указала основные требования, которые предъявляются к менеджеру для более эффективного ведения бизнеса.

 

 

    1. Характеристики моделей менеджмента

 

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется  автор (создатель), модель управления и  экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления[4, c.118].

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

  • по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
  • по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
  • по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;
  • по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;
  • по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;
  • по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;
  • по отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счастливый атом», модель управления по результатам, ситуационная модель;
  • по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития)[3, c.98].

Прежде чем рассматривать  особенности заподноевропейской модели, я приведу ниже сравнение японской и американской моделей менеджмента. Благодаря данной таблице (табл. 1.2.) в последующем раскрытии темы можно будет выделить схожие и различные черты моделей менеджмента, рассматриваемых в моей работе.

 

Таблица 1.2.

Сравнительная таблица  моделей менеджмента

 

Характеристики

Модели менеджмента

японская

американская

Доминирующие качества делового человека

Умение работать в  «команде», ориентация на коллектив, отказ  от выпячивания собственного «Я», нежелание  рисковать.

Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску.

Критерии к продвижению  по службе

Жизненный опыт, хорошее  знание производства. Медленное должностное  продвижение.

Высокая квалификация, способность  к обучению. Перемещение в должности  происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

Тенденция перехода от узкой  специализации к овладению несколькими  смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений

Снизу вверх, принятие решения  по принципу консенсуса; решение принимается  долго, реализуется быстро.

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к  фирме и работе

Пожизненный наем, переход  в другую фирму считается неэтичным  поступком. Главные мотивы поведения  сотрудников характеризуются социально–психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив  – экономические факторы (деньги).

Характер проведения инноваций

Эволюционным путем.

Революционным путем.

Форма деловых отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия.

Контракты


 

 

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически  сочетать в себе основы национального  опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

В данном параграфе я  изучила понятие модели менеджмента  и на примере американской и японской моделях, я провела сравнительную характеристику, в которой четко прослеживаются как схожие черты, так и различия между этими двумя моделями. К схожим чертам можно отнести коллективную работу, умение работать в команде, к различиям же относятся отношение к риску, критерии к карьерному росту, процесс принятия решений, форма деловых отношений и т.д. Это в свою очередь говорит о том, на развитие менеджмента крайне влияет культура страны, традиции, отношение к ведению дел, взаимодействие отдельных стран друг с другом в экономическом отношении.   

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Предпосылки  формирования западноевропейской  модели менеджмента

 

Экономические отношения  связывают национальные экономики  и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Национальные особенности  управления организацией важны для  менеджера по следующим мотивам:

- в настоящее время  многие организации активно взаимодействуют  с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия  могут возникать проблемы, связанные  с тем, что его участники  действуют в соответствии с  традициями, принятыми в их культуре;

- опыт зарубежных компаний  может быть полезным в других  культурах. Особенно это важно  в связи с формированием мировой  экономики и усложнением связей  между экономиками отдельных  стран;

- менеджер может найти  работу за границей. Естественно,  ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями[2, c.251].

Понимание того, что менеджмент - это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

США вполне можно считать  страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают.

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента  очень характерно представление  о персональной ответственности  работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Информация о работе Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе