Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:21, курсовая работа
Актуальность темы работы заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой – использования его лучших достижений в своей деятельности.
Цель курсовой работы - изучить особенности западноевропейской модели менеджмента.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть модели менеджмента;
2. проанализировать особенности западноевропейской модели менеджмента.
Введение 3
1.Теоретические основы менеджмента 4
1.1.Сущность менеджмента 4
1.2.Характеристики моделей менеджмента 7
2. Особенности развития западноевропейской модели менеджмента ….11
2.1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента 11
2.2. Характеристика основных моделей западноевропейского менеджмента……………………………………………………………………..14
2.2.1. Немецкая модель менеджмента………………………………………….14
2.2.2. Шведская модель менеджмента………………………………………….16
2.3. Современное состояние развития западноевропейской модели менеджмента……………………………………………………………………..19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Такая система управления является продуманной и логичной. Однако, это не единственно возможный способ организации управления.
Западный стиль управления часто называют «современным» или «цивилизованным».
Дело том, что и в Европе и в США органически сформировались крепкие традиции деловой культуры с общими корнями. В отличие от бурно развивающейся российской традиции они уже на уровне базовых понятий по-другому понимают такие организационно-культурные феномены, как бюрократия, предпринимательство, лидерство, командность, инициативность, дисциплина[14, 245].
Западные компании пришли к тому, что значимость такого нематериального актива, как качественное корпоративное управление, находится в одном ряду со стоимостью основных активов и брендов. В российской же ситуации до сих пор больше ценятся материальные активы.
Миссия компании, стратегия, ценности, человек, как их носитель и исполнитель - неотъемлемые компоненты управленческих практик для лучших западных компаний. Но, увы, не для отечественных. Безусловно, люди в команде должны не только разделять ценности и принципы, руководствуясь которыми они будут достигать поставленные цели, но они еще должны их принимать. Вот, собственно, коренное отличие западного подхода к менеджменту, ориентированного, в первую очередь, на результат и максимальное использование ключевых компетенций сотрудников. Именно этот фактор дает осязаемые преимущества в конкурентной борьбе перед традиционным российским подходом[15, c.287].
Для управления компанией очень важно, чтобы дистанция между персоналом и топ-менеджментом была минимальной. То есть любой сотрудник может совершенно спокойно обратиться к директору, не испытывая при этом страха; высказать свое мнение, даже если оно некоторым образом отличается от позиции руководства. Короткая дистанция власти обеспечивает качественную обратную связь и высокую скорость принятия решений.
Оперативность решений - очень важный аспект современного управления, потому что сейчас время спрессовано как никогда. И здесь западный стиль управления, бесспорно, выигрывает перед российским. Ведь в отечественном менеджменте отношение ко времени определяется процессом, а не результатом[1, c.136].
Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что западноевропейская модель менеджмента имеет ряд преимуществ перед российской. Менеджмент должен быть в первую очередь ориентирован на результат, а также использование основных компетенций сотрудников, что пока не прослеживается в российском менеджменте. Во многих российских организациях стараются сокращать дистанцию между менеджером и персоналом, но сказываются отголоски административно-командной системы, когда обращение к руководителю вызывал некий страх и настороженность. Также умение оперативно принимать решения также является отличительной и положительной чертой западноевропейского менеджмента, которую необходимо внедрять в российскую практику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель, которая ставилась
при написании данной курсовой достигнута.
Мной были изучены основные модели
западноевропейского
В данной работе я раскрыла понятие менеджмента и указала основные требования, которые предъявляются к менеджеру для более эффективного ведения бизнеса; изучила понятие модели менеджмента и на примере американской и японской моделях и провела сравнительную характеристику, в которой четко прослеживаются как схожие черты, так и различия между этими двумя моделями. К схожим чертам можно отнести коллективную работу, умение работать в команде, к различиям же относятся отношение к риску, критерии к карьерному росту, процесс принятия решений, форма деловых отношений и т.д. Это в свою очередь говорит о том, на развитие менеджмента крайне влияет культура страны, традиции, отношение к ведению дел, взаимодействие отдельных стран друг с другом в экономическом отношении.
Также я узнала, что для формирования западноевропейской модели менеджмента большую роль сыграл опыт США, так как именно в США особенное внимание уделяли этому явлению, и менеджмент в Европе очень схож с американским из-за близости их культур.
Я рассмотрела особенности немецкой модели менеджмента, в которой особое внимание уделяется именно техническому образованию управленцев, длительный стаж работы на одном рабочем месте, высокая степень формализации. В шведской модели менеджмента предусматривается децентрализованная рыночная система, рост производства частного сектора, максимально полная занятость населения.
Изучив данную тему я выяснила, что западноевропейская модель менеджмента имеет ряд преимуществ перед российской. Менеджмент должен быть в первую очередь ориентирован на результат, а также использование основных компетенций сотрудников, что пока не прослеживается в российском менеджменте. На российских предприятиях необходимо сокращать дистанцию между топ-менеджерами и персоналом, что в свою очередь приведет к более комфортным условиям работы, а также качественной обратной связи и скорому принятию решений, что также является «слабым звеном» в российской практике.
Сегодня многие руководители российских предприятий стараются перенять опыт управления западных фирм, что не всегда заканчивается благополучно. Следует понимать, что некоторые успешно работающие в Европе законы и правила управления совершенно не пригодны для работы в российских условиях. Особенности российского менеджмента рассматриваются в качестве основного отличительного признака в управлении фирмой в России и на Западе. Человек, выросший в нашей стране и получивший российское образование, имеет свой подход к решению той или иной проблемы, по-своему реагирует на различные ситуации, что создает определенные трудности в следовании западной модели управления. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от опыта развитых стран в области управления и искать его новые пути с нуля. Учитывая все основные особенности российского менеджмента, досконально изучая опыт страны, вырвавшейся в сфере управления далеко вперед, можно весьма преуспеть во многих сферах деятельности, доступных российскому предпринимателю и управленцу.
При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.