Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Разработка и внедрение концепций научного управления стало серьёзным переломным этапом, благодаря которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Административная или "классическая школа управления" рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ.

Содержание работы

1 Вклад школы научного управления в теорию менеджмента………………...5
1.1 Основные принципы организации производства и принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором………………………………………………...6
1.2 Значение и роль НОТ…………………………………………………………9
1.3 Административное управление и принципы управления А. Файоля……13
1.4 Бюрократические системы управления и их типы………………………...19
2 Анализ реализации механизмов управления на примере торговой сети ООО «Бизнес-Фудз»………………………………………………………….….27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы…………………………………………...…46

Файлы: 1 файл

Zarozhdenie_teorii_menedzhmenta_Podkhod_k_teorii.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Бюрократические системы управления и их типы 

 

Впервые модель чёткой иерархической структуры управления была разработана в начале ХХ в. немецким ученым Максом Вебером в теории бюрократии как наиболее эффективная для того времени система управления организациями и обществом. Основным принципиальным положением теории было четкое разделение труда, из которого вытекали следующие требования к системе управления:

·   использование квалифицированных специалистов на всех уровнях исполнения;

·   соблюдение иерархии управления, т. е. нижестоящий уровень должен подчиняться вышестоящему уровню;

·   наличие формальных правил и норм для выполнения персоналом своих задач;

·   разработка квалификационных требований для каждого должностного лица.

Со временем понятие «бюрократия» превратилось в нарицательный термин. Бюрократическая система утратила многие черты своей рациональности и превратилась в целый слой людей, связанных с управлением (чиновники).

Бюрократия – тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

Характеристики рациональной бюрократии, согласно М. Веберу, следующие:

– четкое разделение труда, что увеличивает квалификацию специалистов в каждой должности;

– иерархичность уровней управления, при котором вышестоящие уровни управления контролируют нижестоящие, а нижестоящие им подчиняются;

– наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

– дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности, т. е. игнорирование личных качеств во взаимоотношениях между сотрудниками организации;

– осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями, защищенность служащих от произвольных увольнений.

Бюрократические системы управления характеризуются бюрократической организационной структурой, которая предполагает высокую степень разделения труда, развитую иерархию управления, цепь команд, наличие многочисленных правил и норм поведения персонала и подбор кадров по их деловым и профессиональным качествам. М. Вебер выделял следующие преимущества бюрократической формы организации:

– технические преимущества (совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации);

– универсальность (такая организационная форма способствует увеличению эффективности самых разнообразных организаций – как промышленных предприятий, так и правительственных учреждений, воинских подразделений и профессиональных объединений).

Основным недостатком бюрократических структур управления является отсутствие необходимой гибкости для быстрого реагирования на изменяющуюся внешнюю среду. Это вызвано преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений, взаимодействие с клиентами и поставщиками.

Бюрократические организации предполагают наличие структур управления следующих типов: линейные; функциональные; линейно-функциональные; дивизиональные и другие структуры управления  
иерархического типа. Их содержание широко рассматривается в управленческой литературе.

Приведем характеристику основных типов организационных структур:

Линейная организационная структура характеризуется тем, что руководители подразделений низших ступеней управления непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня и связаны с вышестоящей подсистемой только через него (рис 1.).  

 

 

 

Рис. 1. Линейная структура управления  

 

Преимущества и недостатки линейной структуры управления представлены в табл. 1.

Таблица 1. 

Преимущества и недостатки линейной структуры управления 

 

Преимущества (достоинства)

Недостатки

Единство распорядительства.

Простота и четкость подчинения.

Полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений.

Оперативность в принятии решений.

Согласованность действий исполнителей.

Получение нижестоящими звеньями согласованных распоряжений и заданий

Большая информационная перегрузка руководителя.

Высокие требования к руководителю, который должен иметь разностороннюю квалификацию.

Структура не позволяет решать задачи, обусловленные меняющимися условиями функционирования организации.

Дублирование функций управление


 

 

Функциональная организационная структура предполагает, что каждый руководитель имеет право давать указания только по вопросам, входящим в его компетенцию, в рамках своей четко определенной функции.

Пример функциональной структуры управления представлен на рис. 2. 

 

 

 

Рис. 2. Функциональная структура управления  

 

Преимущества и недостатки функциональной структуры управления представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Преимущества и недостатки функциональной структуры управления 

 

Преимущества (достоинства)

Недостатки

Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

Специализация подразделений на выполнении определенных функций управления.

Ликвидация дублирования функций управления

Нарушение принципа единоначалия.

Длительная процедура принятия решений.

Трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными подразделениями.

Снижение ответственности функциональных руководителей за работу организации в целом.

Снижение ответственности исполнителей, так как один исполнитель получает распоряжения сразу от нескольких руководителей


 

 

Линейно-функциональная структура управления предполагает, что функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но только по кругу вопросов, определяемому их функциональной специализацией.

Пример линейно-функциональной структуры управления представлен на рис. 3. 

 

 

 

Рис. 3 Линейно-функциональная структура управления 

 

Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления представлены в табл. 4. 

 

Таблица 3.

Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления 

 

Преимущества (достоинства)

Недостатки

Улучшение координации деятельности в функциональных областях.

Адекватная и эффективная производственная реакция организации.

Уменьшение дублирования в функциональных областях

Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне.

Ориентация подразделений на свои локальные цели, а не цели организации в целом.

Слабая инновационная и предпринимательская активность организации


 

 

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления основаны на выделении автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделения, дивизионы, комплексы) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. К ним, в частности, относятся: продуктовая структура; структура, ориентированная на потребителя; региональная структура).

Пример дивизиональной структуры управления представлен на рис. 4. 

 

 

 

Рис. 4 Дивизиональная структура управления (региональная) 

 

Основу структуры дивизионального типа составляет довольно устойчивая неизменная форма – отделение (филиал), специализированное на одном из параметров: продукте (изделии, услуге), районе расположения, функции.

Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления представлены в табл. 4. 

 

Таблица 4.

Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления 

 

Преимущества (достоинства)

Недостатки

Высвобождение высшего управленческого персонала для решения стратегических задач.

Обеспечение тесной взаимосвязи между производством и потребителем.

Улучшение коммуникаций в организации.

Простота реализации принципа делегирования полномочий и ответственности на нижние уровни управления

Возможное искажение информации при передаче ее с подразделений высшим органам управления.

Потеря возможности руководства контролировать производственно-техническую деятельность отделений.

Излишняя свобода отделений в выборе сфер производственной деятельности и принятия ответственных управленческих решений.

Увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях организации


 

 

Таким образом, различие форм и методов реализации принципов формирования организационных структур управления позволяет выделить несколько типов этих структур, отвечающих условиям внешней и внутренней среды. Так, по уровню (степени) дифференциации и интеграции функций управления выделяются два класса структур: адаптивные, многомерные, основанные на сочетании централистского и свободных типов интеграции, и бюрократические, пирамидальные, основанные на централистском типе интеграции. Именно бюрократические организационные структуры рассматриваются в рамках администрирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ реализации механизмов управления на примере торговой сети  ООО «Бизнес-Фудз».

 

В качестве объекта исследования была выбрана крупная торговая сеть города Камышина, состоящая из одиннадцати продовольственных магазинов – ООО «Бизнес-Фудз». Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Фудз» (далее по тексту ООО «Бизнес-Фудз») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.

ООО «Бизнес-Фудз» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением главы Администрации г. Камышина Волгоградской области в Едином государственном реестре юридических лиц в ноябре 1997 года.

Компания ООО «Бизнес-Фудз» входит в состав группы компаний «Бизнес системы». Компания успешно функционирует на рынке продовольственных товаров. Основное направление деятельности фирмы – торговля продуктами питания в розницу. Реализация продуктов питания осуществляется через сеть розничных магазинов «Перекресток», «Гастроном», «Бизнес Фудз».

В магазинах представлен широкий ассортимент продукции, при этом проводится работа по усовершенствованию работы магазинов за счет расширения, насыщения, углубления ассортимента продуктов питания, постоянного изучения мнений потребителей относительно условий работы магазинов, культуры обслуживания покупателей, поддержания имиджа фирмы.

В качестве стратегической цели руководством компании выделено следующее – захват 50% доли продовольственного рынка за счет развития сети розничных магазинов и оптовой торговли продуктами питания.

Для достижения стратегической цели компании необходимо оптимизировать работу уже существующих направлений и рассмотреть возможности создания нового перспективного направления сети магазинов, типа «дискаунтер».

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- увеличение товарооборота;

- привлечение в магазины новых  клиентов и сохранение постоянных;

- формирование устойчивого положительного  образа фирмы «Бизнес Фудз», как  фирмы торгующей качественными  товарами;

- формирование у потенциального  покупателя предпочтения приобретать  продукты питания только в магазинах «Бизнес Фудз»;

- создание максимально благоприятной  атмосферы в магазинах, удобного  для покупателя обслуживания  и поддержание этого имиджа;

- побуждение конечных клиентов  к приобретению продукции в  оптовом магазине компании «Бизнес Фудз».

Для ООО «Бизнес Фудз» характерна линейно-функциональная организационная структура. Во главе фирмы стоит генеральный директор, в подчинение которого находятся все структурные подразделения предприятия:

- исполнительный директор;

- коммерческий отдел;

- отдел маркетинга;

- отдел информационного обеспечения;

- отдел кадров;

- юридический отдел;

- складское хозяйство.

На данный момент, численность работников ООО «Бизнес-Фудз» составляет 113 человек. Состав и структура работников ООО «Бизнес-Фудз» представлена в Таблице 5

Управление предприятием осуществляется на основе централизованного руководства, объединяющего всех работников. Непосредственное управление предприятием осуществляет Управляющий Директор, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Советом Учредителей в соответствии с действующим законодательством.

Таблица 5 Состав и структура работников ООО «Бизнес-Фудз» в динамике с 2003 по 2005 гг.

Категории работников

2003

2004

2005

чел.

%

чел.

%

чел.

%

руководящие работники

17

11,72

15

12,20

14

12,39

административный персонал

15

10,34

12

9,75

10

8,85

производственный персонал

5

3,45

4

3,25

4

3,54

торговый персонал

98

67,59

84

68,30

77

68,14

технический обслуживающий персонал

10

6,90

8

6,50

8

7,08

Всего

145

100,00

123

100,00

113

100,00

Информация о работе Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ