Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Разработка и внедрение концепций научного управления стало серьёзным переломным этапом, благодаря которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Административная или "классическая школа управления" рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ.

Содержание работы

1 Вклад школы научного управления в теорию менеджмента………………...5
1.1 Основные принципы организации производства и принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором………………………………………………...6
1.2 Значение и роль НОТ…………………………………………………………9
1.3 Административное управление и принципы управления А. Файоля……13
1.4 Бюрократические системы управления и их типы………………………...19
2 Анализ реализации механизмов управления на примере торговой сети ООО «Бизнес-Фудз»………………………………………………………….….27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы…………………………………………...…46

Файлы: 1 файл

Zarozhdenie_teorii_menedzhmenta_Podkhod_k_teorii.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Коэффициент текучести работников аппарата управления ООО «Бизнес-Фудз» в 2004 году составил:

Кту 2004 = (количество управленческих работников, уволившихся по собственному желанию + количество управленческих работников, уволенных за нарушения трудовой дисциплины) / среднесписочная численность управленческих работников = 3+1 /15 = 4/15 = 0,27

Кту 2005 =2+0/14 = 2/14 = 0,14

Итак, коэффициент текучести управленческих кадров в 2005 году по сравнению с 2004 году снизился на 0,13 или почти в половину. Это – положительный фактор, свидетельствующий о повышении эффективности управления предприятием.

Квалификационный уровень кадров, осуществляющих деятельность по управлению предприятием, в 2004 году был следующим: из 15 работников управления 10 человек имели высшее образование и 5 человек – среднее специальное. Из 10 управленцев с высшим образованием 5 человек имели экономическую специализацию и опыт работы в управлении не менее 3-х лет.

В 2005 году квалификационный уровень кадров, осуществляющих управление предприятием, был следующим: из 14 работников управления 11 человек имели высшее образование и только 3-е – среднее специальное. Причем из 11 управленцев с высшим образованием уже 6 человек имели экономическую специализацию.

Полученные данные свидетельствуют о повышении квалификационного уровня управления предприятием в 2005 году по сравнению с предыдущим отчетным периодом. На повышение данного уровня повлияло также и проведение обучающих семинаров в рамках проводимой кадровой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы: в качестве основных методов управления на ООО «Бизнес Фудз» применяют экономические методы управления. В качестве основных методов управления здесь выступает на макроуровне: внедренные в руководство принципы хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, а также система планирования деятельности, предприятия, основанная на принципах бюджетирования; на микроуровне: система заработной платы и премирования. Причем, оплата труда каждого работника напрямую связана с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес Фудз»)Системная эффективность организационно-экономического механизма управления предприятием зависит от того, насколько рационально организовано управление, то есть, от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры и процессов управления.

В рамках анализа организационной структуры предприятия рассмотрим состав структурных звеньев, а также их линейную и функциональную подчиненность.

Анализ фактической подчиненности показал, что большинство вспомогательных подразделений (отдел информационного обеспечения, отдел кадров, технический отдел и отдел безопасности) подчиняются Управляющему Директору не напрямую, а через заместителя директора по общим вопросам.

Уровень нагрузки определяется количеством сотрудников, находящихся в непосредственном подчинении.

Управляющий директор – 4 человека (перечислены выше);

Коммерческий директор – 14 человек (из них 11 управляющих торговыми точками, начальник отдела учета и заведующий центральным складом, начальник транспортного отдела);

Финансовый директор – 2 человека (главный бухгалтер и начальник ревизионного отдела);

Директор по маркетингу – 3 человека (сотрудники отдела маркетинга);

Директор по общим вопросам – 5 человек (начальник отдела информационного обеспечения, начальник отдела кадров, начальник технического отдела, начальник отдела безопасности и юрист).

Анализ уровня нагрузки на руководителей показал, что близкий к среднему уровень нагрузки имеет только управляющий директор. Финансовый директор и директор по маркетингу менее всего загружены. Наибольшее беспокойство вызывает уровень загрузки коммерческого директора и многофункциональная нагрузка на директора по общим вопросам.

В рамках анализа системы управления по функциям проведено описание основных функций и их распределения по структурным подразделениям. При этом не выявлены существенные функции, которые реализуются в практике, не будучи закрепленными за конкретным структурным подразделением или должностным лицом. В то же время возможным источником проблем может являться недостаточный объем и полнота выполнения функций, присущих каждому эффективно работающему коммерческому предприятию. Среди функциональных областей наибольшее беспокойство вызывают инновационная сфера и маркетинговый блок, среди управленческих функций (процессов управления) хуже всего дела обстоят в области анализа и принятия решений.

Наибольшее опасение вызывает фактическое положение отдела маркетинга в организационной системе предприятия. Несмотря на то, что в организационной структуре ООО «Бизнес-Фудз» данному подразделению отводится роль одного из основных, фактически отдел выполняет второстепенные функции, обслуживая коммерческий и финансовый отделы. Также необходимо отметить отстраненность отдела маркетинга от принятия стратегических управленческих решений. Хотя, казалось бы, при отсутствии отдела по развитию компании, на отдел маркетинга должна ложиться огромнейшая нагрузка и ему должна быть отведена роль центрального, стратегически важного подразделения предприятия.

Именно, поэтому стоит внести некоторые изменения в систему управления:

1. Учесть, что организационная культура  выступает в качестве социальной  стороны показателя эффективности  управленческой деятельности предприятия. Поэтому необходимо в систему  управления ООО «Бизнес-Фудз» внедрить японские методы управления, стержнем философии которого стало признание социальной ответственности.

2. Предлагаем руководству ООО  «Бизнес-Фудз» пересмотреть структуру  отдела маркетинга на предприятии  и его фактическое положение и зависимость от других отделов.

Основными методами управления, которые вполне возможно применить в данных условиях являются:

1. Гарантия занятости и создание  обстановки доверительности. Руководители предприятий считают, что стабильность коллектива позволяет поднять мотивацию рабочих, укрепить чувство общности, помогает учиться у опытных рабочих (кружки качества, рационализация). На это особенно необходимо обратить внимание руководству ООО «Бизнес-Фудз», учитывая те высокие показатели текучести кадров (в том числе и управленческих), которые не только имеют место быть фактически, но о которых ходят «устойчивые слухи».

2. Постоянное присутствие руководства  на производстве. Руководитель должен  устранять все затруднения прямо  на месте. Если после происшествия  пройдет много времени, то причина может остаться незамеченной и это породит хроническое чувство апатии среди рабочих к возникшим трудностям или привести к безответственности. Таким образом, из этого следует, что управляющих беспокоит не уменьшение выпуска продукции, не снижение качества, а апатия и безответственность рабочих. Такая же ситуация часто возникает в торговых точках.

3. Гласность и корпорационные  ценности. В основе этой идеи  лежит правило: все уровни управления  и торговые работники пользуются  общей информацией о политике и деятельности фирмы. Постоянные совещания с целенаправленной информацией улучшают взаимоотношение и влияют на производительность. Знание проблем предприятия развивает у работающих чувство общей ответственности.

4. Управление, основанное на информации. Улучшение человеческих отношений: согласованность, групповая ориентация, гармоничные отношения. Это ключевые задачи управления. Но важно также организовать сбор правильных данных, систематически их анализировать и использовать для повышения экономической эффективности предприятия и качественного обслуживания потребителей.

5. Управление, ориентированное на качество. Этой идеологии придерживаются все работающие в компании. А личная гордость руководителя проявляется в организации работы, по контролю качества. К сожалению, до сих пор многие потребители жалуются на качество обслуживания в анализируемых магазинах.

6. Поддерживание чистоты и порядка. Эта деятельность считается одной  из важнейших, она рассматривается  как необходимое условие высокого качества обслуживания. Задача руководителя формулируется следующим образом: установить дисциплину, которая бы служила гарантией контроля качества и повышала производительность благодаря вниманию к чистоте и порядку. Однако поддержание дисциплины и порядка может быть затруднено из-за таких причин, как: привычки рабочих, их образ жизни, квалификация, а также экономические условия.

По второму направлению, внедрение интегрированной структуры отдела маркетинга, которая предусматривает процесс передачи части аппаратных функций и связанных с ними подразделений другим подразделениям компании.

Необходимо сместить акценты в функциональном предназначении данного отдела на предприятии. Если, на текущий момент основным функциональным предназначением отдела является:

- текущий анализ реализации  и выделение наиболее ходовых  товарных позиций;

- рекламное сопровождение торгового  процесса;

- мониторинг цен на товарные  позиции по городу;

- анализ конкурентной среды.

То, нужно придать данному структурному подразделению роль основного звена в подготовке управленческих решений, а именно акцентировать внимание на необходимости более глубокого изучения рынка, подготовки альтернативных обоснований для внедрения в деятельность предприятия современных форм организации торгового процесса, подготовки обоснования необходимости изменения размера существующей торговой сети, расчета экономической целесообразности деятельности каждой торговой точки.

Функцию текущего анализа реализации и выделения наиболее ходовых товарных позиций необходимо определить тому отделу, который непосредственно занимается учетом реализации, а именно – коммерческому.

 

 

 

 

Заключение

 

Выбор методов влияния на подчиненных составляет основу менеджмента. Для выбора правильных методов влияния руководитель получает, преобразует, анализирует и использует различные виды информации, благодаря которым он имеет возможность выбрать правильный способ влияния. Экономические, организационные, административные, нравственные и многие другие факторы определяют межличностные отношения в трудовом коллективе, которые позволяют влиять на него целенаправленно.

Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении можно ожидать низких или негативных результатов.

Проанализировав деятельность крупной торговой сети ООО «Бизнес-Фудз» можно сделать вывод о рациональном использовании экономических методов в управлении предприятием. Это отражается в положительной динамике основных экономических показателей, росте заработной платы и системного показателя эффективности управления.

Существуют в деятельности предприятия также и небольшие перекосы в организации его управления. В частности, пренебрежение основными стратегическими функциями подразделения маркетинга. Именно поэтому одним из направлений совершенствования системы управления ООО «Бизнес-Фудз» является корректировка функционального предназначения отдела маркетинга и изменение структуры данного подразделения.

Немаловажным упущением со стороны руководства является недопонимание огромной значимости такого фактора как организационная культура. Внедрение методов, позволяющих повысить уровень организационной культуры, несомненно, отразится на эффективности применения экономических методов в управлении рассматриваемым предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cпиcoк иcпoльзyeмoй литepaтypы

 

1. Айвазян З.С. Менеджмент: не наука  и не искусство. Сб. Управление  в

России: зачем мы нужны миру? – СПб.: ИКФ «АЛЬТ», 2002.

2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Фундамент  российского менеджмента.

ЭКО, №1, 2000.

3. Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А., Ясин Е. Реализация

либеральной стратегии при существующих ограничениях // Вопросы

экономики. – 2000. - №7.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное  общество. М.: Academia, 1999.

5. Быков К.В. Отзывы читателей // Эксперт. – 2000. - №14.

6. Видяпина В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия – Т.2. –

http://www.lib.vvsu.ru/books

7. Голубев В.В. Эволюционная теория  менеджмента // Консультант

директора. – 1997. - № 12.

8. Голубев В.В. Трансформация менеджмента. Управление персоналом.

- №8, 1997.

9. Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002.

 

 

 


 



Информация о работе Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ