Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:40, курсовая работа
Разработка и внедрение концепций научного управления стало серьёзным переломным этапом, благодаря которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Административная или "классическая школа управления" рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ.
1 Вклад школы научного управления в теорию менеджмента………………...5
1.1 Основные принципы организации производства и принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором………………………………………………...6
1.2 Значение и роль НОТ…………………………………………………………9
1.3 Административное управление и принципы управления А. Файоля……13
1.4 Бюрократические системы управления и их типы………………………...19
2 Анализ реализации механизмов управления на примере торговой сети ООО «Бизнес-Фудз»………………………………………………………….….27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы…………………………………………...…46
Собрание учредителей устанавливает структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей, размеры заработной платы, а также размеры надбавок и доплат к должностным окладам и порядок премирования.
Рассмотрим динамику продаж компании «Бизнес Фудз» с момента открытия первого магазина (см. Таблицу 6)
Таблица 6 Динамика продаж компании «Бизнес Фудз» в целом по фирме с момента начала осуществления деятельности
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
6 076 |
19 314 |
80 486 |
152 331 |
199 961 |
225 442 |
241 000 |
296 844 |
Коэффициент роста |
3,17 |
4,17 |
1,89 |
1,31 |
1,13 |
1,07 |
1,23 |
Предприятие с каждым годом увеличивает товарооборот за счет открытия новых магазинов и перевода существующих на круглосуточный режим работы.
Фирма «Бизнес Фудз» сегодня находится на стадии роста, о чем свидетельствуют следующие факты:
- острая конкуренция на
- ежегодный рост объемов продаж;
- признание магазинов со
- уровень цен в большей степени
постоянен. Иногда возможно
- затраты на маркетинг
Руководством предприятия организован оперативный и долгосрочный контроль за финансовой деятельностью предприятия. Также на постоянной основе организовано планирование финансовых показателей. Прогнозные данные развития предприятия на текущий момент представлены в Таблице 6.
Решение всех задач компании потребует помимо финансирования текущих задач обеспечения деятельности капиталовложений в материально-техническую базу, информационно-программное обеспечение и человеческие ресурсы (кадровый потенциал), а также в оборотные средства. Сумма капитальных вложений по этим позициям составит 378,3 тыс. долл. в маркетинг, 737 тыс. долл. в модернизацию технологии и 2047 тыс. долл. в оборотные средства.
Таблица 7. Финансовый план развития компании (горизонт планирования – 5 лет)
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Всего площадей |
2025 |
2750 |
3975 |
4375 |
4875 |
Оборот с кв. м. долл. |
250 |
300 |
400 |
500 |
600 |
Ежемесячный оборот, тыс. долл. |
506 |
825 |
1590 |
2188 |
2925 |
Годовой оборот, тыс. долл. |
6075 |
9900 |
19080 |
26250 |
35100 |
Рентабельность к обороту % |
3% |
5% |
6% |
7% |
8% |
Чистая прибыль года тыс. долл. (оборот *рентабельность к обороту). |
197 |
468 |
1120 |
1774 |
2920 |
Всего капитальных вложений |
330 |
1220 |
2074 |
1432 |
1041 |
Сальдо инвестиционных операций, тыс. долл. (финансируется за счет кредитов банков) |
-133 |
-752 |
-954 |
341 |
1879 |
Капитализация компании, тыс. долл. |
1306 |
2994 |
6187 |
9393 |
13354 |
Рентабельность капитала, % |
15% |
16% |
18% |
19% |
22% |
Немаловажное значение руководство компании уделяет работе с персоналом в целях повышения эффективности их деятельности. В настоящее время наблюдается обострение конкурентной борьбы в городе, в частности среди продуктовых магазинов. Поэтому, для сохранения своего положения на рынке города и для дальнейшего успешного развития, фирма «Бизнес-Фудз» постоянно отслеживает ситуацию на рынке продовольственных товаров, применяя методы маркетинговых исследований. Одним из направлений маркетинговых исследований фирмы является конкурентный анализ. В первую очередь для достижения этой цели руководством компании было принято решение об организации на предприятии отдела маркетинга.
Применение экономических методов в управлении ООО «Бизнес-Фудз»
Основными экономическими методами управления предприятием считаются на макроуровне:
- Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование.
- Коммерческий расчет: хозрасчет; самоокупаемость; самофинансирование
На микроуровне:
- система заработной платы и
других форм материального
- система ответственности с
соответствующим применением
- система стимулирования
Начнем с анализа применения на предприятии функции планирования. Совершенствование управления связано с управлением финансами предприятия или фирмы. План – система целей и стратегий по их достижению. Программа – комплекс мероприятий по реализации стратегий. Бюджет – запланированные финансовые сметы и прогнозируемые финансовые результаты, финансовое оформление программ и подсчет необходимых для этого затрат. То есть, бюджет – это финансовый план, позволяющий сопоставить затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени. Поэтому бюджет (финансовый план) – основа внутрифирменного управления. Соответственно, бюджетирование – технологии составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов – основа технологий внутрифирменного управления.
Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности и эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям предприятия. Бюджетирование позволяет сделать предприятие или фирму «прозрачной», а потому привлекательной для инвесторов. Бюджетирование позволяет также решать проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определять объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования, решать другие управленческие задачи.
Организация работ по внутрифирменному планированию на ООО «Бизнес-Фудз» строится по методу «сверху вниз» – руководство компании определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.
ООО «Бизнес-Фудз» осуществляет свою деятельность на основе принципов коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
Рассчитаем основные показатели, свидетельствующие об эффективности применения данных принципов.
1. Рентабельность за 2005 год равна:
Рентабельность продаж – 5%;
Рентабельность капитала – 16%.
Сравним полученные показатели с аналогичными показателями за 2004 год.
Рентабельность продаж – 3%;
Рентабельность капитала – 15%.
Сравнение данных показателей показывают наличие положительной динамики. Рентабельность к обороту в 2005 году увеличилась на 2% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а рентабельность капитала возросла на 1%. Положительная динамика рентабельности продаж свидетельствует об увеличении прибыльности предприятия в 2005 году и о повышении эффективности предпринимательской деятельности (увеличение прибыли предприятия с рубля продаж). Положительная динамика рентабельности капитала характеризует повышение эффективности используемого инвестируемых средств (увеличение прибыли предприятия на рубль инвестиций).
Итак, на предприятии ООО «Бизнес Фудз» наблюдается рост коэффициента оборачиваемости запасов, что, безусловно, является положительным фактором. Срок оборота снизился на 5 дней.
Как видно из расчета основные экономические показатели деятельности торгового предприятия имеют положительную динамику, что свидетельствует об эффективности управления предприятием.
Рассмотрим применение экономических методов управления на микроуровне.
Планирование оплаты труда на ООО «Бизнес-Фудз» состоит в следующем:
1. Оплата труда работника
а) должностного оклада (одинакового для всех работников, занимающих одинаковые должности).
б) надбавки, зависящие от выслуги лет (одинакового для всех работников с одинаковой выслугой лет на данном предприятии).
в) надбавки, зависящие от эффективности функционирования предприятия, обеспечиваемой отделам, где работает данный работник (разной по величине в зависимости от роли, которую выполняет тот или иной работник в обеспечении прибыли предприятия).
г) надбавки, зависящие от конкретного вклада каждого работника в результаты деятельности предприятия (персонально для каждого работника в зависимости от личной инициативы в обеспечении достижения целей предприятия.
1. Должностной оклад определяется на основе аттестации работника и его квалификации
2. Надбавка за выслугу лет устанавливается предприятием в соответствие с нормативными актами, в зависимости от числа лет работы на данном предприятии. При отсутствии нормативных актов, величина надбавки устанавливается руководством, исходя из финансовых возможностей предприятия. Устанавливается в процентах к должностному окладу.
3. Надбавка за эффективность функционирования предприятия определяется по прогрессивной шкале в процентах к должностному окладу (с учетом инфляционной надбавки) в зависимости от эффективности функционирования предприятия, Определяемой отношением прироста прибыли, приходящейся на одного работника, к сумме должностного оклада и надбавки за выслугу лет.
4. Надбавка за конкретный вклад работника в достижение целей предприятия устанавливается персонально каждому работнику по представлению руководителя и утверждается еженедельно, ежемесячно, ежеквартально руководством предприятия.
Рассчитаем показатели, характеризующие эффективность использования экономических методов управления персоналом.
Коэффициент оборота по приёму:
Кn 2005 = 15 чел. / 113 чел. = 0,13
Кn 2004 = 20 чел. / 123 чел. = 0,16
Сравнив показатели оборота по приему, мы наблюдаем положительную тенденцию в снижении данного коэффициента.
Коэффициент оборота по выбытию
Кв 2005 = 20 /113 чел. = 0,18
Кв 2004 = 30 /123 чел. = 0,24
Сравнивая показатели оборота по выбытию, мы наблюдаем снижение данного коэффициента, что свидетельствует о стабилизации кадровой политики и управления персоналом, в целом.
Производительность труда
Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая реализация продукции одним торговым работником:
где ТП – объём реализованной товарной продукции в стоимостном выражении;
Ч – численность торговых работников.
ГВ 2005 = 296 844 000 руб. / 77 чел. = 3 855 117 руб./чел.
ГВ 2004 = 241 000 000 руб. / 84 чел. = 2 869 048 руб./чел.
Вследствие принятого управленческого решения о сокращении количества магазинов и, соответственно торгового персонала, и повышению эффективности деятельности оставшихся торговых точек показатель производительности труда торгового персонала увеличился. Экономический эффект от внедрения данного управленческого решения составил 3 855 117 руб. – 2 869 048 руб. = 986 069 руб. на одного торгового работника или 986 069 руб./чел. * 77 чел. = 75 927 313 руб. годового эффекта.