Зарубежные модели управления: характеристика и проблемы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных моделей менеджмента, а также проведение сравнительного анализа Американской и Японской моделей.
Задачи, обусловленные курсовой работой, следующие:
Изучить, что есть модель менеджмента;
Рассмотреть основные характеристик зарубежных моделей;
Провести обзор американской и японской моделей менеджмента;
Произвести сравнительный анализ данных моделей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
Понятие модели менеджмента 5
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 11
2.1. Реализация американской модели менеджмента 11
2.2. Реализация японской модели менеджмента 18
ГЛАВА 3. СРАНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОЙ И ЯПОНСКОЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Менеджменту присущи национальные особенности, а также общие черты, он прочно связан с уровнем экономического развития, культурой, этническими и природными особенностями существования людей. За всю его историю большое количество зарубежных стран смогли накопить значительные сведения не только в области теории, но и практики управления в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, учитывая их специфические особенности. В настоящее время полярными считаются такие модели менеджмента, как американская и японская. 

В принципе категория "модели менеджмента" - одна из ключевых не только в науке, но и в практике управления. Ведь любой руководитель всегда задает себе вопросы: как нужно управлять  вверенным ему объектом, а главное, какой арсенал рычагов, стратегий и управленческих технологий необходимо использовать, чтобы наиболее эффективно справляться с решением, поставленных перед ним задач.

Модели менеджмента  включают в себя основные принципы управления, целевые задачи и установки, стратегическое видение, ценности, которые вырабатываются совместно, порядок и структуру взаимодействия всех их элементов, аналитический контроль и  мониторинг, организационную культуру, мотивационную политику и силы, являющиеся движущими для развития.

Современное управление – это совокупность факторов, которые  объективно зародились в прошлом  и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали  играть ключевую роль. Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления. 
Всем известно высказывание «история повторяется». Конечно, абсолютное повторение событий истории быть не может. Но есть в этих словах некоторая доля правда, поскольку, несмотря на неповторимость исторических событий, основные закономерности развития остаются объективными и действенными. Их надо знать, понимать и учитывать. 
Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США. Первые работы научного характера и концептуально-практического типа возникли в США на рубеже XIX-XX вв. Причиной тому были состояние производства и экономики, тенденции их развития.

Развитие менеджмента  в западных странах – наиболее разработанная часть истории  менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и, конечно, не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.

В мире существуют различные  модели менеджмента, учитывающие национальную специфику той или иной страны. В первую очередь это связано  с особенностями корпоративной  культуры разных народов. Как известно, характер деловых взаимоотношений людей — главное в менеджменте.

За время существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей.

Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и  ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента (и прежде всего Японии) свидетельствует, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Целью курсовой работы является изучение основных моделей менеджмента, а также проведение сравнительного анализа Американской и Японской моделей.

Задачи, обусловленные  курсовой работой, следующие:

    1. Изучить, что есть модель менеджмента;
    2. Рассмотреть основные характеристик зарубежных моделей;
    3. Провести обзор американской и японской моделей менеджмента;
    4. Произвести сравнительный анализ данных моделей;

Объектом исследования является опыт зарубежного менеджмента.

Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Понятие модели менеджмента

 

Хотя некоторые модели, используемые наукой управления, настолько  сложны, что без компьютера обойтись невозможно, концепция моделирования проста. По определению Шеннона: «Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру. Все теории управления, описанные в данной книге, суть модели работы организации или какой-либо ее подсистемы. Вы скоро убедитесь, что существует много других примеров моделей, с которыми вы уже знакомы.1

Главной характеристикой  модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные, затуманивающие проблему в реальной жизни, устраняются, модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем. Модель также помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов.2

Существует ряд причин, обусловливающих использование  модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.

Как все школы управления, наука управления стремится быть полезной в разрешении организационных проблем реального мира. Может показаться странным, что возможности человека повышаются при взаимодействии с реальностью с помощью ее модели. Но это так, поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека и постичь его можно, упростив

Встречается множество  управленческих ситуаций, в которых  желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Конечно, руководители фирмы/были бы не правы, если бы вложили миллионы долларов в новое изделие, сначала не установив экспериментально, что оно будет функционировать как намечено, и, вероятно, будет принято потребителями. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма «Боинг» проектирует новый самолет, «Ниссан» — новый автомобиль, «Ай Би Эм» — новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Представьте, сколько стоил бы автомобиль и как мало было бы в нем нововведений, если бы фирма «Дженерал Моторс» в самом деле, изготавливала и испытывала каждую из тысяч деталей, придуманных инженерами фирмы ради потенциальных усовершенствований. И здесь на помощь приходят модели.3

 

 

    1. Классификация моделей менеджмента

 

 В различных статьях по разработке управленческих решений встречается большое число интерпретаций и подходов к классификации моделей, которые используются. Здесь приводится обобщенная и комплексная система выделения типов моделей. Набор характеристик модели может меняться, однако принципиальный подход к ее содержанию должен сохраняться при разработке и реализации модели.

По способу разработки выделяют дескриптивные (описательные) модели, которые представляют собой отражение закономерностей, свойств и параметров ситуации, и нормативные, т.е. отражение основных возможностей организации и ресурсных ограничений, исходя из имеющихся в организации установок. По направлению разработки следует различать индуктивные модели, которые формируют путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам (от частного к общему), и дедуктивные, разрабатываемые от абстрактного представления ситуации к конкретным формам взаимосвязей (от общего к частному).4

В зависимости от интересов участников бывают модели с одним участником (даже если участвует несколько лиц, то их интересы одинаковы или совпадают) и игровые модели с несколькими участниками, где интересы расходятся. Следует отметить, что последний тип моделей является наиболее распространенным.

По целям формирования модели могут быть одноцелевые, в которых есть одна четко определенная цель, либо несколько, агрегированных в комплексную, и многоцелевые, где реализуется стремление к достижению нескольких независимых целей, не сводимых к комплексной, используются методы сопоставления альтернатив по нескольким критериям.

По рассматриваемому периоду выделяют однопериодные модели, в которых сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды тоже дает оптимальное решение в целом за период, и многопериодные, где учитывается разница в результатах на каждом последующем этапе.5

По степени абстрактности моделирования объекта модели можно разделить на два класса: физические (от полномасштабных натурных моделей и до моделей геометрического подобия) и абстрактные, в число которых входят описательные, графические, логические, математические модели.

С учетом временного фактора выделяют статические модели, в которых отсутствует или зафиксирован фактор времени (они находятся в области краткосрочного прогнозирования, наиболее известной моделью подобного типа является модель межотраслевого баланса (МОБ)), и динамические модели, которые отражают процесс развития объекта во времени, применяются при долгосрочном прогнозировании методом экстраполяции, т.е. переноса тенденций прошлого в будущее.6

Следующим важным признаком, по которому можно классифицировать модели, является характер причинно- следственных связей, позволяющий выделить детерминированные модели, где все факторы однозначно определены и их значения известны, имеется явно выраженная функциональная связь, единственное значение фактора и результата (примером такой модели может выступать зависимость спроса от дохода); и стохастические модели, в которых имеется элемент неопределенности, требуется учет возможной вероятности распределения значений факторов и параметров. В свою очередь последняя группа делится на вероятностные модели, которые определяют число состояний среды и вероятность перехода в каждое из них, и статистические, где каждому набору исходных данных соответствует какой-то случайный результат из множества.7

По характеру связи с реальным объектом, который они имитируют, существующие модели можно разделить на пять типов. Во-первых, описательные модели, например вербальная (словесная) модель развития демографической ситуации, систем и методов управления. Во-вторых, изобразительные модели (модели геометрического подобия), которые удобны для отображения статического явления, например фотографии, картины, скульптуры, макет предприятия, глобус, и др. В-третьих, модели-аналоги, где набор одних свойств используется для отображения набора совершенно иных свойств, они удобны для отображения динамических процессов или систем и обладают большой универсальностью. Примером простой аналогии являются графики, схемы информационных и материальных потоков предприятия, логарифмическая линейка и др.

Следующая группа — функционирующие модели системы, то есть модели, воспроизводящие все основные особенности функционирования системы, но отличающиеся от реальной системы по какому-то признаку (размер, прочность, масштабность и др.). Например, предприятие, на котором отрабатывается новая система планирования и стимулирования с целью перевода на эту систему всех предприятий данного холдинга, стендовый двигатель, лабораторная технологическая линия по производству промышленной продукции и др. Последнюю группу образуют символические модели, которые с помощью математических и логических символов (букв, чисел и др.) отображают свойства изучаемой системы, используя для этого математический аппарат. К числу моделей этого типа относится любая математическая формула или уравнение.

Ограничения, наложенные на переменные, могут быть выражены в дополнительной системе равенств или неравенств (например, фонд заработной платы предприятия не более 15 млн руб., период реализации проекта не более 1,5 лет).

Наилучшие результаты получаются при совместном применении аналитических и статистических моделей; простая аналитическая модель позволяет в общем разобраться в основных закономерностях явления, а дальнейшее уточнение может быть получено статистическим моделированием.8

Для наглядности представления  существующих моделей менеджмента  их классификацию можно представить  следующей схемой (рисунок 1).

 

 

 

Рис. 1. Классификация моделей менеджмента

ГЛАВА 2. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

2.1. Реализация американской модели менеджмента

 

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.9

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

    1. Наличие рынка.
    2. Индустриальный способ организации производства.
    3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества.10 Это - традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.11 Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.

Информация о работе Зарубежные модели управления: характеристика и проблемы реализации