Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных моделей менеджмента, а также проведение сравнительного анализа Американской и Японской моделей.
Задачи, обусловленные курсовой работой, следующие:
Изучить, что есть модель менеджмента;
Рассмотреть основные характеристик зарубежных моделей;
Провести обзор американской и японской моделей менеджмента;
Произвести сравнительный анализ данных моделей;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
Понятие модели менеджмента 5
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 11
2.1. Реализация американской модели менеджмента 11
2.2. Реализация японской модели менеджмента 18
ГЛАВА 3. СРАНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОЙ И ЯПОНСКОЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
Менеджменту присущи национальные особенности, а также общие черты, он прочно связан с уровнем экономического развития, культурой, этническими и природными особенностями существования людей. За всю его историю большое количество зарубежных стран смогли накопить значительные сведения не только в области теории, но и практики управления в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, учитывая их специфические особенности. В настоящее время полярными считаются такие модели менеджмента, как американская и японская.
В принципе категория "модели менеджмента" - одна из ключевых не только в науке, но и в практике управления. Ведь любой руководитель всегда задает себе вопросы: как нужно управлять вверенным ему объектом, а главное, какой арсенал рычагов, стратегий и управленческих технологий необходимо использовать, чтобы наиболее эффективно справляться с решением, поставленных перед ним задач.
Модели менеджмента включают в себя основные принципы управления, целевые задачи и установки, стратегическое видение, ценности, которые вырабатываются совместно, порядок и структуру взаимодействия всех их элементов, аналитический контроль и мониторинг, организационную культуру, мотивационную политику и силы, являющиеся движущими для развития.
Современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.
Знание истории управления
играет большую роль в формировании
профессионального сознания менеджера,
развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного
мышления.
Всем известно высказывание «история
повторяется». Конечно, абсолютное повторение
событий истории быть не может. Но есть
в этих словах некоторая доля правда, поскольку,
несмотря на неповторимость исторических
событий, основные закономерности развития
остаются объективными и действенными.
Их надо знать, понимать и учитывать.
Развитие управления определяется развитием
производства и экономики в целом. Это
наиболее заметно на примере США. Первые
работы научного характера и концептуально-практического
типа возникли в США на рубеже XIX-XX вв. Причиной
тому были состояние производства и экономики,
тенденции их развития.
Развитие менеджмента в западных странах – наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и, конечно, не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.
В мире существуют различные модели менеджмента, учитывающие национальную специфику той или иной страны. В первую очередь это связано с особенностями корпоративной культуры разных народов. Как известно, характер деловых взаимоотношений людей — главное в менеджменте.
За время существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей.
Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента (и прежде всего Японии) свидетельствует, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Целью курсовой работы является изучение основных моделей менеджмента, а также проведение сравнительного анализа Американской и Японской моделей.
Задачи, обусловленные курсовой работой, следующие:
Объектом исследования является опыт зарубежного менеджмента.
Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.
Хотя некоторые модели, используемые наукой управления, настолько сложны, что без компьютера обойтись невозможно, концепция моделирования проста. По определению Шеннона: «Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру. Все теории управления, описанные в данной книге, суть модели работы организации или какой-либо ее подсистемы. Вы скоро убедитесь, что существует много других примеров моделей, с которыми вы уже знакомы.1
Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные, затуманивающие проблему в реальной жизни, устраняются, модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем. Модель также помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов.2
Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.
Как все школы управления, наука управления стремится быть полезной в разрешении организационных проблем реального мира. Может показаться странным, что возможности человека повышаются при взаимодействии с реальностью с помощью ее модели. Но это так, поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека и постичь его можно, упростив
Встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Конечно, руководители фирмы/были бы не правы, если бы вложили миллионы долларов в новое изделие, сначала не установив экспериментально, что оно будет функционировать как намечено, и, вероятно, будет принято потребителями. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма «Боинг» проектирует новый самолет, «Ниссан» — новый автомобиль, «Ай Би Эм» — новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Представьте, сколько стоил бы автомобиль и как мало было бы в нем нововведений, если бы фирма «Дженерал Моторс» в самом деле, изготавливала и испытывала каждую из тысяч деталей, придуманных инженерами фирмы ради потенциальных усовершенствований. И здесь на помощь приходят модели.3
В различных статьях по разработке управленческих решений встречается большое число интерпретаций и подходов к классификации моделей, которые используются. Здесь приводится обобщенная и комплексная система выделения типов моделей. Набор характеристик модели может меняться, однако принципиальный подход к ее содержанию должен сохраняться при разработке и реализации модели.
По способу разработки выделяют дескриптивные (описательные) модели, которые представляют собой отражение закономерностей, свойств и параметров ситуации, и нормативные, т.е. отражение основных возможностей организации и ресурсных ограничений, исходя из имеющихся в организации установок. По направлению разработки следует различать индуктивные модели, которые формируют путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам (от частного к общему), и дедуктивные, разрабатываемые от абстрактного представления ситуации к конкретным формам взаимосвязей (от общего к частному).4
В зависимости от интересов участников бывают модели с одним участником (даже если участвует несколько лиц, то их интересы одинаковы или совпадают) и игровые модели с несколькими участниками, где интересы расходятся. Следует отметить, что последний тип моделей является наиболее распространенным.
По целям формирования модели могут быть одноцелевые, в которых есть одна четко определенная цель, либо несколько, агрегированных в комплексную, и многоцелевые, где реализуется стремление к достижению нескольких независимых целей, не сводимых к комплексной, используются методы сопоставления альтернатив по нескольким критериям.
По рассматриваемому периоду выделяют однопериодные модели, в которых сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды тоже дает оптимальное решение в целом за период, и многопериодные, где учитывается разница в результатах на каждом последующем этапе.5
По степени абстрактности моделирования объекта модели можно разделить на два класса: физические (от полномасштабных натурных моделей и до моделей геометрического подобия) и абстрактные, в число которых входят описательные, графические, логические, математические модели.
С учетом временного фактора выделяют статические модели, в которых отсутствует или зафиксирован фактор времени (они находятся в области краткосрочного прогнозирования, наиболее известной моделью подобного типа является модель межотраслевого баланса (МОБ)), и динамические модели, которые отражают процесс развития объекта во времени, применяются при долгосрочном прогнозировании методом экстраполяции, т.е. переноса тенденций прошлого в будущее.6
Следующим важным признаком, по которому можно классифицировать модели, является характер причинно- следственных связей, позволяющий выделить детерминированные модели, где все факторы однозначно определены и их значения известны, имеется явно выраженная функциональная связь, единственное значение фактора и результата (примером такой модели может выступать зависимость спроса от дохода); и стохастические модели, в которых имеется элемент неопределенности, требуется учет возможной вероятности распределения значений факторов и параметров. В свою очередь последняя группа делится на вероятностные модели, которые определяют число состояний среды и вероятность перехода в каждое из них, и статистические, где каждому набору исходных данных соответствует какой-то случайный результат из множества.7
По характеру связи с реальным объектом, который они имитируют, существующие модели можно разделить на пять типов. Во-первых, описательные модели, например вербальная (словесная) модель развития демографической ситуации, систем и методов управления. Во-вторых, изобразительные модели (модели геометрического подобия), которые удобны для отображения статического явления, например фотографии, картины, скульптуры, макет предприятия, глобус, и др. В-третьих, модели-аналоги, где набор одних свойств используется для отображения набора совершенно иных свойств, они удобны для отображения динамических процессов или систем и обладают большой универсальностью. Примером простой аналогии являются графики, схемы информационных и материальных потоков предприятия, логарифмическая линейка и др.
Следующая группа — функционирующие модели системы, то есть модели, воспроизводящие все основные особенности функционирования системы, но отличающиеся от реальной системы по какому-то признаку (размер, прочность, масштабность и др.). Например, предприятие, на котором отрабатывается новая система планирования и стимулирования с целью перевода на эту систему всех предприятий данного холдинга, стендовый двигатель, лабораторная технологическая линия по производству промышленной продукции и др. Последнюю группу образуют символические модели, которые с помощью математических и логических символов (букв, чисел и др.) отображают свойства изучаемой системы, используя для этого математический аппарат. К числу моделей этого типа относится любая математическая формула или уравнение.
Ограничения, наложенные на переменные, могут быть выражены в дополнительной системе равенств или неравенств (например, фонд заработной платы предприятия не более 15 млн руб., период реализации проекта не более 1,5 лет).
Наилучшие результаты получаются при совместном применении аналитических и статистических моделей; простая аналитическая модель позволяет в общем разобраться в основных закономерностях явления, а дальнейшее уточнение может быть получено статистическим моделированием.8
Для наглядности представления
существующих моделей менеджмента
их классификацию можно
Рис. 1. Классификация моделей менеджмента
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.9
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества.10 Это - традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.11 Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.
Информация о работе Зарубежные модели управления: характеристика и проблемы реализации