Зарубежные модели управления: характеристика и проблемы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных моделей менеджмента, а также проведение сравнительного анализа Американской и Японской моделей.
Задачи, обусловленные курсовой работой, следующие:
Изучить, что есть модель менеджмента;
Рассмотреть основные характеристик зарубежных моделей;
Провести обзор американской и японской моделей менеджмента;
Произвести сравнительный анализ данных моделей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
Понятие модели менеджмента 5
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 11
2.1. Реализация американской модели менеджмента 11
2.2. Реализация японской модели менеджмента 18
ГЛАВА 3. СРАНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОЙ И ЯПОНСКОЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

5. Заключение на рынке  труда Японии контракта о квазипостоянном  найме отличается значительно  более высокой неопределенностью  относительно теории полноценных трудовых контрактов, используемых в США. Их продолжительность может составлять несколько лет, сама же работа по таким контрактам стандартизована под контролем со стороны профсоюза.

6. Количество уровней  управления в японской промышленности  более чем в два раза меньше, чем в американской, что является одной из причин более высокой производительности. Так в японской автомобильной промышленности имеется всего лишь пять уровней управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в американском автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление- причина ведущей роли Японии в области производительности труда.

7. Лидирующему положению  в мировой экономике Японии  способствовали три важных принципа  стратегии производства: производство  по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания.

8. Использование американскими  фирмами системы «поточного производства»  является мощнейшим рычагом поддержания  американской экономики в лидирующей группе мировых экономически развитых стран.

9. На японских заводах  ответственность за решение производственных  проблем фактически находится  в среднем более чем на одну  ступень ниже в управленческой  пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью, что коренным образом отличается от ситуации на американских заводах.

10. Степень "формальной" институционализации межфункциональных  отношений более высока среди  американских компаний, хотя по  остальным показателям они проявляют  более высокую степень иерархической централизации.

11. В США подавляющее  большинство коллективных соглашений  в обрабатывающей промышленности  достигаются на уровне предприятия,  в то время как в Японии  соглашения на уровне предприятий  одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.

Сравнительные характеристики японской и американской моделей  для наглядности можно представить следующей схемой (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительные характеристики японской и американской моделей менеджмента

 

Характеристики

Модели

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

Доминирующие качества делового человека

Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания  собственного "Я", нежелание рисковать

Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску

Критерии к продвижению по службе

Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение

Высокая квалификация, способность  к обучению. Перемещение в должности  происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Специалисты широкого профиля, специальные  требования и формы повышения  квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений

Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается  долго, реализуется быстро.

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к фирме и работе

Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников  характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).

Характер проведения

инноваций

Эволюционным путем

Революционным путем

Форма деловых отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия

Контракты


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе был проведен анализ различных систем управления, в частности американской и особенно японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

Сопоставление японской и американской моделей менеджмента  показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

Японское управление в первую очередь учитывает человеческий фактор. В то же время в США лица, ответственные за распределение капитала, сосредоточены в высшем управленческом аппарате, и динамическая и сбалансированная стратегия проводится только с помощью служащих, ответственных за эту стратегию. В Японии предметом особого внимания является увеличение объема продаж. При этом менеджеры заботятся об активизации человеческих ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств. Американские компании вкладывают больше средств в исследования, совершенствование продукции. Японские компании обращают особое внимание на производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование производственных операций, отдают большее предпочтение. Высшее руководство в США само проводит анализ экономической обстановки. В Японии высшее руководство определяет только общее направление такого анализа и предоставляет эти сведения низовому уровню для проведения анализа. Поскольку японские компании в первую очередь думают о внутренних источниках развития, они обращают на процесс экономического роста больше внимания, чем американские компании. В сравнении стратегий американских и японских корпораций полезно выделить два типа: Ч - основанный на человеческих отношениях и С - стратегический.

Однако сравнение этих двух моделей представляет значительный интерес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.  Алиев Н.М. Модели управления в исторической ретроспективе. – М.: Вагруис, 2004. – 192 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология и модели менеджмента. – М.: Аспект пресс, 1998. -    303 с.
  3. Бестужев Лада И.В. Социальные аспекты моделей управления. – М.: Олимп, 2004. – 384 с.
  4. Борисова С.П. Теория управления. – М.: Дело, 2000. – 452 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. Учебник 4-е издание. М.: Издательство «Экономист», 2006 г.
  6. Волков А.М. Педагогическая деятельность менеджера. – М: Олимп, 2003. – 362 с.
  7. Волынский А.Л. Высокая культура совершенствует модели менеджмента // Вопросы управления. – 1997.  -  №12. - С. 4 - 6.
  8. Гагин В.Н. Модели менеджмента в условиях постмодернизма. – М: Астрель, 1999.- 238 с.
  9. Горбатова И. Н. Модели менеджмента как залог устойчивости предприятия // Вопросы управления. – 1996. - № 3. - С. 2 - 4.
  10. Горбатова И. И., Каменец А.В. Деятельность менеджеров в системе модели управления. – М.: Дело, 2004. – 335 с.
  11. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. -436 с.
  12. Джеффери К. Лайкер «14 принципов менеджмента ведущей компании мира». Менеджмент в России и за рубежом. – 2007 – 24
  13. Драчева Е. Л. Менеджмент: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям экономики и управления. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/5.htm
  14. Короткова Л.В. Американские по<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Зарубежные модели управления: характеристика и проблемы реализации