Зарубежные модели управления: характеристика и проблемы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных моделей менеджмента, а также проведение сравнительного анализа Американской и Японской моделей.
Задачи, обусловленные курсовой работой, следующие:
Изучить, что есть модель менеджмента;
Рассмотреть основные характеристик зарубежных моделей;
Провести обзор американской и японской моделей менеджмента;
Произвести сравнительный анализ данных моделей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
Понятие модели менеджмента 5
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 11
2.1. Реализация американской модели менеджмента 11
2.2. Реализация японской модели менеджмента 18
ГЛАВА 3. СРАНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОЙ И ЯПОНСКОЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.12 
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации. 
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия - это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.13

«Содержание стратегического управления, как указывает И. Ансофф, заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.14

Концепция стратегического  управления основана на системном и  ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система.

Основой стратегического  управления является системный и  ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.15

Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.16

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.17

В 60-е гг. XX в. все настойчивее  стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к  убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды.18

Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.  
Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производственная демократия» (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Авторами идеи «производственной  демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.19

Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком  в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.20

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:

  • предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
  • привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
  • предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
  • участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
  • предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр.

C целью более эффективного  выполнения решений в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

    1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.
    2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
    3. Разработка систем участия в прибыли.
    4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану.21 Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.22

Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией (советах директоров) на практике встречается крайне редко. 
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.23

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен выделяют шесть основных видов менеджмента:

  • Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).
  • Государственный менеджмент.
  • Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
  • Ассоциационный (клубный) менеджмент.
  • Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).
  • Менеджмент в государственной собственности (специальный вид «бизнес - менеджмента»).24

Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение  понятию менеджмент «как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг.25

Друкер сформулировал  основные принципы современного менеджмента:

  1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю;
  2. В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия;
  3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия;
  4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения;
  5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций;
  6. В конечном счете деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств;
  7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне него.

Друкер сформулировал  ряд общих, обязательных функций, которые  присущи труду любого менеджера:

    1. определение целей предприятия и путей их достижения;
    2. организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);
    3. создание системы мотивации и координация деятельности работников;
    4. анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;
    5. обеспечение роста людей в организации.26

Менеджер не может  быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.27

Проанализировав американскую модель управления, можно сделать следующие выводы:

  1. Американские компании в качестве основной тактической задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям и определяется эффективность работы управленческого аппарата;
  2. Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преимущественная ориентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурсов для повышения прибыли в краткосрочном разрезе;
  3. Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности.

 

 

2.2. Реализация японской модели менеджмента

 

 

Японская система менеджмента - одна из самых эффективных в мире. Главное ее достоинство - умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем.28

Отсюда сопричастность к результатам  работы, тесный контакт руководства, различных служб и работников. Менеджер всегда на производстве, среди  сотрудников. Предложения и жалобы сотрудников рассматриваются немедленно. Большое значение на японских фирмах уделяется научно-техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством работы, при которой обязательно устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых - повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества. В результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений в Японии в несколько раз больше, чем в США. Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение должно быть реализовано.

Заслуживает внимания процесс управления финансами. Фирмы более активно используют собственный, а не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так как свободный остаток прибыли используется в основном на финансирование перспективных научных исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование.29

Активную роль в развитии национальной экономики играет государство: разрабатываются общенациональные программы экономического развития; анализируются существующие и перспективные тенденции в структуре экономики; выявляются приоритетные отрасли хозяйства (в XXI в. Япония будет в приоритетном порядке наращивать исследования в следующих направлениях: лазеры, спутниковая связь, наручные телефоны и персональные компьютеры, управляемая термоядерная энергетика).

Для перекачки капиталовложений в наиболее важные сферы экономики применяются налоговые льготы, и поощряется ускоренная амортизация основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.30

Информация о работе Зарубежные модели управления: характеристика и проблемы реализации