Зарубежные представители теории организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть теорию организации с позиций ее зарубежных представителей.
Задачами данной работы являются:
Установить истоки становления и развития организационно-управленческой мысли.
Проанализировать взгляды зарубежных представителей на теорию организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...4
Глава 1. Истоки становления и развития организационно-управленческой мысли……………………………………………………………6
Глава 2. Зарубежные представители теории организации……………..9
Заключение………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний.docx

— 51.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………...4

Глава 1. Истоки становления и развития организационно-управленческой мысли……………………………………………………………6

Глава 2. Зарубежные представители  теории организации……………..9

Заключение………………………………………………………………24

Библиографический список……………………………………………..25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Теория организации как  самостоятельная область знаний органично сформировалась и конструктивно выделилась из содержания самых разнообразных научных направлений и дисциплин. При этом все области знаний, направления и научные школы, прежде всего, исследовали именно организацию соответствующих объектов, и уже этим внесли свой вклад в формирование единых организационных начал общей системы познания. Такое положение объективно обусловило и обеспечило выделение изучения организационных основ сбора информации, научных исследований и практической деятельности человека в область фундаментальных знаний, становление и развитие самостоятельной науки организации.

Существуют разные подходы:

универсальные теории, которые  утверждают, что существует единственно  лучший способ построения организации;

ситуационные теории, согласно которым оптимальная структура  может различаться от ситуации к  ситуации в зависимости от таких  факторов, как технология, факторы  внешней среды.

Теории различаются по способу разработки: одни результат  логической дедукции;  другие сформулированы на основе исследовательских разработок.

Теории различают по своей  основе: одни описывают лучшую организацию;  другие ищут основу для описания организаций.

Теории по масштабу подхода: сосредоточены на задачах подразделений;  другие анализируют организации в целом.

Цель контрольной работы – рассмотреть теорию организации  с позиций ее зарубежных представителей.

Задачами данной работы являются:

  1. Установить истоки становления и развития организационно-управленческой мысли.
  2. Проанализировать взгляды зарубежных представителей на теорию организации.

 

ГЛАВА 1. ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

 

Началом научного становления  организаторской мысли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и теории организации государства и права. В трудах Аристотеля - ученика Платона, превзошедшего своего учителя (диалог «О философии», «Органон», «Категории», «Политика», «Риторика», «Метафизика», «О душе»), излагаются основы логики и теории познания, политически-правовых наук и этики, искусствознания, политической экономии. Это была подлинная энциклопедия накопленных за время трех первых цивилизаций знаний о рациональной организации общества и была общепризнанной в течение почти двух тысячелетий. В Римской империи, Византии, арабских халифатах эти взгляды развивались и дополнялись в частностях, но основы их сохранялись.

Другая, более ранняя разновидность  античной парадигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек, концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Конфуций разрабатывал основы философии, политики, этики. Элементы учения конфуцианства сохранились в Китае до наших дней, равно как и реликты парадигмы обществоведения, сложившейся и Индии в IV - III вв. до н.э.

Средневековая парадигма  обществоведения относится к периоду расцвета феодализма. Отличительной чертой было господство мировых религий (христианской, буддийской, мусульманской, иудейской), признание божественных законов, предопределявших поведение и судьбу человека, народа, государственное устройство, незыблемость правовых и этических норм, освященных религиозными канонами. Преуспел в этом Фома Аквинский (1225 – 1247 г.г.), который, объединив естественную и сверхъестественную (результат божественного откровения) теологию, стремился приспособить философию Аристотеля к нуждам церкви.

Постепенно менялось отношение  схоластов к собственности, цене (учение о справедливой цене), коммерческой деятельности, кредиту, отражая развитие рынка и рождение капиталистических  отношений. Лидирующая роль переходит  к экономическим доктринам, которые  выражали менталитет «экономического  человека» и отражали разные подходы  к пониманию организации рыночно-капиталистических  экономических отношений (классическая буржуазная политическая экономика, марксистская экономическая теория, кейнсианство, либерализм и неолиберализм).

Крупным событием стало рождение социологии, как фундаментальной, так  и многочисленных прикладных направлений, помогавших объяснить и более успешно решать практические задачи организации усложнявшейся социальной структуры и общественной жизни позднеиндустриальной цивилизации.

Формирование организационных  основ новой постиндустриальной парадигмы проходит в несколько этапов. Первый из них относится к 20 - 30-м годам XX в., когда итоги Первой мировой войны, волны революций и мирового экономического кризиса 1929-1933 г.г. подорвали веру в прочность основных положений господствовавшей индустриальной доктрины и подтолкнули научную мысль к активному поиску новых подходов, способных объяснить происходящие перемены. Вторым этапом ухода от этой доктрины считается время после Второй мировой войны. Глобальные кризисы, охватившие все стороны организации жизнедеятельности общества в последней четверти нашего столетия, поставили точку в судьбе индустриальной парадигмы.

Новым шагом в развитии организационно-управленческой мысли становится человек в системе источников саморазвития общества. Это не исключает признания того факта, что человек как существо биосоциальное является высшим продуктом эволюции природы, что его существование невозможно без окружающей среды, материального производства. Но не это главное в современном человеке. Главное - накопленные усилиями десятков и сотен поколений научные знания, культурное наследие, нормы нравственности, идеологические установки.

Конец XX в., характеризуется  становлением основ гуманистического постиндустриального общества, в связи с чем на передний план выдвигаются науки о человеке и обществе. В методологии обществоведения на первое место выходит познание закономерностей циклической динамики, статики и генетики. Для конца XX в. характерна новая волна синтеза наук1.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Научное управление: Ф.У. Тейлор, Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г.Л. Гант, Х. Манстерберг, Х. Эмерсон, Г.Л. Таун, М.Л. Кук.

Одна из первых попыток  проанализировать организационные  аспекты была предпринята Тейлором и его последователями. Идеи и  методы Тейлора известны как научное  управление, в центре которого работа, выполненная в низовом звене  организации.

Исследование собственно теории организации стали проводить  на системной основе в период 1890 – 1940 г.г. наряду с углублением разработок по научному управлению.

В центре их внимания вся  работа, а не только работа отдельных  членов организации.

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех  основных положениях:

1) вместо волевых решений  научно обосновывать каждый элемент  работы;

2) с помощью определенных  критериев отбирать, а затем обучать,  образовывать и развивать рабочую  силу;

3) тесно сотрудничать  с людьми, обеспечивая при этом  выполнение работы в соответствии  с разработанными принципами  науки;

4) обеспечивать обоснованное  разделение труда и ответственности  между руководителем и работниками.  Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.

Рассматриваемые направления:

  1. разделение планирования работ и их выполнения (специализации труда, как руководителей, так и рабочих), т.е. разделение двух функций, базирующееся на специализации труда и на рациональном подходе к формированию иерархии управления. На каждом уровне организации происходит специализация функций. Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы планирования, задача которых сводится к выработке точных предписаний руководителям подразделений;

 

  1. функциональное руководство группой (каждый человек должен иметь столько функций, сколько он может выполнить; отделение планирования от самой работы, т.е. разделение функций между работниками), Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низшей группы сводятся к деятельности и по планированию, и по выполнению работ.

Функциональное управление группой по Тейлору.

Департамент планирования

               Цех

  • Служащий по порядку и направлению работы.
  • Служащий по инструкциям.
  • Служащие по времени и стоимости.
  • Служащий по соблюдению цеховой дисциплины.
  • Начальник смены.
  • Руководитель по нормированию.
  • Приёмщик.
  • Руководитель ремонтной мастерской.

                                             Рабочие


 

 

  1. исследование в действии и во времени (системный анализ работы, определение наилучшего пути выполнения задания и стандартного времени его выполнения, хронометраж, нормирование, сокращение ненужных операций)

Важной чертой научного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предполагали, что способ улучшить работу сводится к определению наилучшего пути выполнения задания и стандартного времени  его выполнения. Совершенствование  работы включает анализ внешней среды  и условий, при которых работа совершается.

Цель исследования действия состоит в определении места  работы с учётом имеющихся ресурсов, планов производства, порядка работы, инструмента, оборудования.

Исследование в действии и во времени сводится к исследованию движения. Это процесс, в ходе которого исследуется движение основных элементов, относящихся к машинам и инструментам.

Временное исследование –  это фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный способ её решения.

Проводится двумя способами: хронометрирование и нормирование.

Первый вид  требует, чтобы  исследователь изучил задачу и определил  временные элементы, которые могут  состоять из ряда частей;

  1. премиальная система заработной платы (систематическое и правильное использование материального стимулирования для возрастания производительности труда. Тейлор считал, что работник должен получать заработную плату пропорционально своему вкладу; Гант полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе и премию за перевыполнение нормы);
  2. отбор и обучение. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения (прежде всего новые рабочие учились у опытных рабочих, традиционные рабочие навыки передавались от одного к другому). Гантт в 1908г. выдвинул идею об использовании инструктора для подготовки, но она не прижилась до 1930г. Широко стала применяться перед II мировой войной.
  3. обеспечение работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения задач.

Теория организации. Представители – А. Файоль, Дж.Д. Лизни, А.С. Рейлц, Л. Урвик.

Разработка проблем научного управления в начале ХХ века столкнулась  с необходимостью анализа построения организации и формулирования принципов  её функционирования.

Ответом на эту потребность  стали работы Фойоля, который сформулировал принципы организации.

А. Файоль предложил ряд  организационных принципов, которые  он посчитал полезными для управления крупной угледобывающей компанией во Франции. Он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации.

Структурные принципы:

  • принцип разделения труда;
  • принцип единства цели и руководства;
  • принцип соотношения центрального и децентрального;
  • принцип власти и ответственности;
  • принцип цепи.
  • принцип процесса:
  • справедливость;
  • дисциплина
  • вознаграждение персонала;
  • единство команд (один начальник);
  • подчинение главному интересу.
  • принципы конечного результата;
  • корпоративный дух;
  • порядок;
  • стабильность;
  • инициатива.

Информация о работе Зарубежные представители теории организации