Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:55, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть теорию организации с позиций ее зарубежных представителей.
Задачами данной работы являются:
Установить истоки становления и развития организационно-управленческой мысли.
Проанализировать взгляды зарубежных представителей на теорию организации.
Введение…………………………………………………………………...4
Глава 1. Истоки становления и развития организационно-управленческой мысли……………………………………………………………6
Глава 2. Зарубежные представители теории организации……………..9
Заключение………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………..25
Структурные принципы лежат в основе системы создания взаимосвязанных задач, прав и ответственности.
Принцип разделения труда
предполагает естественный способ производить
больше продукции через разделение
и специализацию труда с
Единство целей и руководства
предполагает координацию видов
работ (результат разделения труда)
к единым целям. Процесс группировки
задач по определённым признакам
называют департаментализацией. Данный
принцип объясняет
Принцип соотношения централизации и децентрализации связан с увеличением или снижением объёма власти руководителя, что позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации. Данный принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией, который нельзя определить без учёта способностей руководителя, координирующего деятельность департамента.
Принцип власти и ответственности утверждает, что должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделён. Желаемая связь состоит в равенстве этих двух факторов.
Суть принципа цели состоит в том, что все связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя, а связи, идущие сверху – через каждую подчинённую единицу. Такая цепы будет результативной до того предела, когда задания чётко определены, деятельность департаментов основывается на определённых критериях, а полномочия руководителей специально передаются на нижестоящие уровни управления. При этом важно учитывать и горизонтальные связи.
Принципы процесса сосредотачиваются на действии руководителей, направляющих деятельность организации, особенно, когда руководители общаются с подчинёнными.
Справедливость руководителя рассматривается как основной фактор, побуждающий наёмных работников к добросовестной производственной деятельности.
Принцип дисциплины говорит о том, что в случае невыполнения соглашений между организацией и работниками должно предусматриваться применение санкций. А в конфликтной ситуации общие интересы должны превалировать над интересами работников.
Принцип единства команд означает, что руководитель не должен демонстрировать своё превосходство над подчинёнными или нарушать цепь команд. Исполнитель должен подчиняться только одному руководителю.
Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации2.
Бюрократическая теория организации (Макс Вебер).
Предполагает рационализацию
коллективной деятельности и описывает
форму или схему организации,
которая гарантирует
Данная теория делает возможным
высокий уровень учёта
Чтобы извлечь максимальную выгоду, Вебер предполагал, что организация должна принять определённую стратегию развития.
Суть сводится к следующим моментам:
Факторы эффективной организации (Лайкерт, Саймон).
Исследования Лайкерта в Мичиганском университете привели к тому, что эффективная организация отличается от неэффективной по ряду структурного изменений. Согласно Лайкерту эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями.
Согласно Лайкерту «Система-4» - это направление, по которому должны двигаться наиболее прибыльные и производительные организации. Во всех случаях руководители должны использовать человеческие ресурсы, полный спектр человеческих мотиваций: принятие решений, контроль, процесс постановки целей, децентрализацию. Предложенные Лайкертом принципы (табл. 1).
Таблица 1 - Сопоставление характеристик организации
Классическая организация |
Организация «системы-4» |
1. Процесс руководства
не включает доверия и |
1. Процесс руководства
предполагает доверие и |
2. Мотивационный процесс включает только физические, экономические мотивы, мотивы безопасности посредством использования санкций. Отношение к организации неблагосклонное, превалируют связи наемных работников |
2. Мотивационный процесс
охватывает широкий круг |
3. Процесс коммуникации
таков, что информация |
3. Процесс коммуникации
таков, что информация |
4. Процесс взаимодействия закрытый и ограниченный; подчиненные мало влияют на цели, методы и деятельность подразделений |
4. Процесс взаимодействия
открытый и широкий; и |
5. Процесс принятия решений
происходит только в верхних
звеньях организации, он |
5. Процесс принятия решений
происходит на всех уровнях
управления путем группового
участия; он относительно |
6. Процесс постановки
целей сосредоточен в верхних
звеньях организации и не |
6. Процесс постановки целей побуждает к групповому участию |
7. Процесс контроля централизован, упор делается на порицании за ошибки |
7. Процесс контроля распылен по всей организации, акцент делается на самоконтроле и решении проблем |
8. Цели производства низки,
руководители ведут их |
8. Цели производства высоки,
руководители ведут их |
Герберт Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к теоретическим обобщениям Тейлора и принципам управления Файоля, он рассматривал поведение «делового человека» (полностью информированного о деятельности организации), которое мотивировано личным интересом. Саймон предложил концепцию «административного работника», который преследует собственные интересы, но не всегда знает, каковы они. Он осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное.
С точки зрения Саймона, организации
могут упростить процесс
Теория Гласиера.
Эта универсальная теория появилась в результате реализации долгосрочного проекта к кон. 1940х г.г. в Гласиеровской металлической компании.
Результат длительного исследования
проекта, начавшийся в 1948г. в Гласиеровской
металлической компании в Лондоне.
Эта теория выделяет сосуществование
четырех подсистем в
исполнительная - это структура, состоящая из функций, исполнители которых должны выполнять определенные требования. Процесс разделения труда департаментализации и передача власти приводят к созданию различных функций, которые должны взаимодействовать для выполнения работы в организации;
аппеляционная подсистема - каждый может обжаловать любое решение своего руководителя на следующем уровне управления. Жалоба рассматривается в свете существующей политики, установленного порядка; В отдельных случаях он может обратиться в апелляционный суд (представители рабочего совета, правления и председатель, приглашаемый со стороны). Задача работника состоит в принятии решения, исходя из политики организации.
Представительная подсистема – формируется путем избрания представителей, входящих в состав вместе с руководителями. Функционирует на основе принимаемых законов.
Законодательная - выработка политики для всей организации с участием избранных представителей.
Формирование жизнеспособной структуры Г.Минтцберга.
Также получила распространение
концепция формирования эффективных
организаций, имеющая краткое название
«структура-5». Ее автор — Генри
Минтцберг, профессор Мак-Гильского
университета в Канаде, посвятил этой
концепции ряд книг и статей. В
наиболее полном и развернутом виде
концепция изложена в монографии
«Проектирование эффективных
Название «структура-5»
связано с тем, что все разновидности
рассматриваемых автором
Типология организаций, предлагаемая Минтцбергом, предусматривает подразделение их на следующие типы:
предпринимательская организация образуется и управляется одним лидером на основе жесткой централизации деятельности;
машинная организация (возрастает значение техноструктуры);
профессиональная организация – ведущую роль выполняют знания и навыки работников-профессионалов;
инновационная организация, используются такие принципы построения деятельности, как объединение в коллектив специалистов различных областей знаний, оперативное изменение его состава, что обеспечивается организацией проектных команд;
миссионерская организация, наибольшее развитие получают ценности, разделяемые ее членами3.
Теория организационного потенциала (в начале 70 г.г., профессор Игорь Ансофф, США).
Промышленную организацию Игорь Ансофф рассматривал как некоторую систему, осуществляющую взаимосвязи с источниками ресурсов и с внешней средой (рынки сбыта, конкуренты, правительство и др.). Исходя из этого, выделяется два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур. Первый из них — структурный подход – был характерен для периода до Второй мировой войны, основной упор на внутреннем строении фирм, разделение функций, рационализацию управления (статистический подход, не учитывающий влияние внешней среды).
Второй – динамический
подход - основной упор на анализ связей
фирмы со средой, в которой она
действует и источниками
ФИРМА |
РЕСУРСЫ |
СРЕДА |
В рамках этого подхода анализ управленческих проблем происходит в два этапа:
в условиях стабильных внешних связях (статический аспект). Организационные проблемы носят оперативный характер;
изучает влияние на организацию
изменений внешней среды (динамический
аспект). Организационные проблемы
носят стратегический характер, т.к.
изменение внешних условий
Теория институтов и институциональных изменений (к 80 г.г. - н.90 г.г., Дуглас Норт, США).
Рынок - это сложное и неоднозначное явление. Это структура, охватывающая различные институты: законы, правила игры и определенные кодексы поведения, типа отношений и связей.
Институты – это разработанные
людьми формальные (законы, конституции)
и неформальные (договоры и добровольно
принятые кодексы поведения) ограничения,
а также факторы принуждения,
структурирующие их взаимодействие.
Институциональное же развитие экономики
происходит под влиянием взаимодействия
между институтами и
Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями. Первые определяют правила игры, вторые являются игроками.
Организационные факторы играют большую роль, чем технологические, поскольку ведут к изменению институтов, которые оказывают существенное влияние на развитие экономики.
Крупные институциональные изменения происходят медленно, т.к. институты являются результатом исторических перемен.
Принципиальное значение актуальность сохраняют выводы:
Новые институты появляются тогда, когда общество усматривает возможность получения прибыли, которая не может быть получена в условиях имеющейся институциональной системы, тогда велики шансы возникновения новых институтов. Если законы могут меняться быстро, то неформальные нормы меняются постепенно4.
Информация о работе Зарубежные представители теории организации