Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:50, курсовая работа
Ещё совсем недавно в российских компаниях преобладали достаточно критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые немного признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в сознаниях управленцев.
Общее понятие «менеджер» в наше время стало уже привычным. Более подходящим синонимом к этому понятию - «руководитель». Такое частичное изменение в терминологии связано с экономическими изменениями, которые произошли в стране.
Факультет Управления
Кафедра Менеджмента и Маркетинга
Специальность Менеджмент организации
Курсовая работа
По дисциплине
Тема:
Выполнил студент
Руководитель работы
Москва 2012г.
Оглавление
Введение
Теория и практика развития стратегического менеджмента получили широкое применение во многих развитых странах. С каждым годом всё больший приоритет имеет умственный труд. Со временем в результате процесса «информатизации» была сформирована социальная группа. Её деятельность основана на использовании «знания о знании».
На данный момент одной из важных проблем, стоящих перед экономикой, является недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров. Одним из главных путей решения этой проблемы является разумное использование западного опыта стратегического менеджмента.
Ещё совсем недавно в российских компаниях преобладали достаточно критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые немного признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в сознаниях управленцев.
Общее понятие «менеджер» в наше время стало уже привычным. Более подходящим синонимом к этому понятию - «руководитель». Такое частичное изменение в терминологии связано с экономическими изменениями, которые произошли в стране.
Расширение контактов со многими зарубежными фирмами, а так же заметное увеличение числа переводных специалистов в области управления западных стран позволяют российским компаниям более точно представить элементы их практики в управлении, которые обеспечивают достаточную и необходимую высокую эффективность производства. Вместе с этим, практика передовых российских компаний показала, что зарубежный опыт нельзя копировать бездумно. Компания должна сама ощутить, что нуждается в серьезных внутрифирменных изменениях, в необходимости формирования своей собственной системы управления.
Ведущие российские компании не просто бездумно переняли опыт западных фирм, но и осмыслили логику их действий, смогли провести точный анализ своих недочетов и неудач, научились разрабатывать собственный оригинальный путь и выход из сложных управленческих ситуаций.
В мировой практике стратегического менеджмента существенно наблюдается сосуществование различных моделей управления организацией: американской, японской, западноевропейской. Довольно часто, истоки тех или иных новшеств, для стратегического управления лежат не только в национально-культурных идеях фирмы, но и определяются логикой научно-технического прогресса.
В своей работе я ставлю следующую цель - разобрать отдельные аспекты западного опыта стратегического управления:
1.Разобрать процесс осуществления управленческих функций западными фирмами;
2. Уделить внимание функциям планирования и контроля;
3.Проанализирвоать элементы зарубежного управления;
4.Рассмотрение на примерах влияние зарубежного опыта на российские фирмы.
Глава 1 Элементы западного управления в менеджменте
1.1. Модели управления организациями
1.1.1. Характеристика основных типов организации
Все процессы, которые произошли в управлении за последние годы, теперь называют «тихой управленческой революцией». Начало такой «революции» совпало со вступлением развитого мирового общества в информационное русло. На смену старому направлению в менеджменте, пришло основательно новое направление, которое называют по-разному: маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.
Главная суть западной модели управления заключается в убеждении о том, что успех и процветание фирмы зависит от факторов, глубоко лежащих в его границах: производство продукции, снижения издержек, роста производительности труда и эффективности использования всех имеющихся ресурсов.
В целом, западные фирмы рассматриваются как закрытая система. Любое изменение ситуации влечет за собой изменение стратегии управления. Новая концепция управления требует новых правил и установок для персонала фирмы, а так же новой управленческой культуры – готовности к риску и умению «удержаться на плаву» в кризисные моменты.
Характеристика основных типов организаций
Японская модель |
Американская модель |
Индивидуалистическая модель |
1.Пожизненный найм сотрудников |
1.Найм на короткое время |
1.Долгосрочный найм |
2.Медленное развитие и продвижение |
2.Быстрое развитие |
2.Медленное развитие |
3.Механизмы косвенного контроля |
3.Механизм точного контроля |
3.Косвенный и |
Продолжение таблицы 1.1.
4.Создание условия для неспециализированной карьеры |
4.Создание условий для повышения карьерного роста |
4.Достаточная успешность карьеры работника |
5.Целостный подход к личности |
5.Избирательный подход |
5.Целостный подход, включая семью |
Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, необходимую в современном динамичном мире. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве – основные характеристики этой модели управления.
Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:
Воплощением
нового подхода стало
Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирма должна искать свою собственную модель. К факторам, определяющим выбор управленческой модели, относятся:
Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как постоянно изменяются и сама фирма, и внешняя среда. Большинство американских компаний осуществляют организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет.
Современная система управления должна быть простой и гибкой. По всеобщему мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики:
1.1.2. Контроллинг как эффективный инструмент управления.
Под
контроллингом понимается
Практика
контроллинга получила
Уже сейчас во многих фирмах успешно функционируют отделы и службы контроллинга, создаются специализированные организации, осуществляющие разработку и внедрение систем контроллинга по заказам фирм. Главным достоинством контроллинга является способность на любые изменения, поэтому его внедрение особенно актуально в нашей стране.
В настоящее время под контроллингом понимается система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы.
Контроллер - специалист по реализации идей, методов, приемов и в целом инструментария контроллинга. По профессиональной подготовке контроллеры должны быть обучены упорядочивать идеи и впечатления и формировать логические заключения. Их образование включает основы бухгалтерского учета, широкие академические знания других дисциплин управления, таких как маркетинг, обработка данных, планирование, управление производством, системный анализ.
Контроллеры
выполняют свою часть
Контроллер заботится о том, чтобы каждый руководитель мог проконтролировать свою сферу деятельности самостоятельно. Контроллера сравнивают со штурманом корабля. Он должен производить, поставлять и держать в порядке инструменты для экономической “навигации”, помогать менеджеру инструкционным советом. Контроллер является экономическим советником. Его инструменты - это схемы расчетов, методики планирования, правила поведения. Он должен обеспечить существование методики, с помощью которой предприятие достигало бы целей по прибыли, снижению издержек и убытков и покрытию расходов. В этом заключается концепция экономических расчетов, предназначенная для контролирования развития и движения вперед.
Контроллер не контролирует, он заботится о том, чтобы каждый мог проконтролировать себя самостоятельно. Контроль важен, прежде всего, как самоконтроль. Работа контроллера имеет много общего с работой тренера:
Контроллинг как целостная концепция экономического управления предприятием в условиях рынка опирается на действующую систему экономических расчетов. Она включает четыре подсистемы: финансовая бухгалтерия, расчеты производственных затрат и результатов, плановые расчеты, статистические расчеты.