Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:50, курсовая работа
Ещё совсем недавно в российских компаниях преобладали достаточно критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые немного признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в сознаниях управленцев.
Общее понятие «менеджер» в наше время стало уже привычным. Более подходящим синонимом к этому понятию - «руководитель». Такое частичное изменение в терминологии связано с экономическими изменениями, которые произошли в стране.
поддержки со стороны государства должны стать объектами экономического
роста, способствующими прогрессивным изменениям в российской экономике.
2. Рекомендации
по использованию элементов
российских условиях.
2.1. Проблема выбора модели
Сравнительный анализ показал существенные различия между
существующими в мире моделями управления. В России в настоящее время
наблюдается неопределенность в выборе моделей управления каждой конкретной
фирмой. Как правило, руководство не задается вопросом о выборе модели
управления.
На данный момент можно выделить две тенденции. Часть фирм, как
правило, крупные компании, придерживаются американской модели управления.
Обычно это объясняется их происхождением. В России существует не так много
крупных компаний, изначально построенных на российском капитале. Компании,
созданные частично на западном капитале, планировались по западному образцу
не в самом лучшем смысле этого слова. Известно, что в России в таких
компаниях эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в
аналогичных компаниях на Западе, а социальных гарантий в них меньше. Таким
образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый
работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабочее
место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он
часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток
времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию
работника (хотя бывает и наоборот).
В мелких фирмах один работник часто вынужден выполнять множество
функций, часто ему не свойственных. В таких фирмах речь не идет о какой-
либо модели управления. Существующая ситуация весьма далека от японской
модели, хотя отдельные элементы присутствуют –медленное продвижение,
например. При этом часто нестабильность положения работника такая же, как и
в крупных компаниях. Руководство мелких фирм часто пытается формально
использовать элементы американской модели управления (жесткий отбор
потенциальных работников по ряду существенно завышенных критериев). Такой
подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой.
В идеале можно рекомендовать небольшим фирмам использовать в своей
деятельности
условиях немногие фирмы способны реально следовать подобной рекомендации.
Многие элементы этой модели зависят от законодательной базы и от
общеэкономической ситуации в стране.
2.2. Рекомендации по поводу внедрения системы контроллинга на
предприятии.
Концепция
контроллинга предполагает
предприятия за результат своей деятельности. Основу контроллинга составляет
сравнение фактических показателей с запланированными с целью принятия
управленческих решений на основании выявленных отклонений.
Важной частью конроллинга является система калькулирования неполной
себестоимости, называемая “директ-костингом” или системой учета прямых
затрат. Сущность этой системы заключается в разделении производственной
себестоимости на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые
изменяются пропорционально изменению объема работ. Главной особенностью
директ-костинга является то, что себестоимость продукции учитывается и
планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают
на отдельные счета и с заданной периодичностью списывают непосредственно на
дебет счета финансовых результатов (“Прибыли и убытки”).
Российским предприятиям с 1992 года разрешено калькулировать
себестоимость продукции по системе “директ-костинг”. С 1996 года изменены
формы бухгалтерской отчетности с целью их приближения к западным
стандартам. Проблема адаптации западных методов учета затрат к российским
условиям выходит за рамки данной курсовой работы, однако, она достаточно
хорошо освящена в специальной литературе. Таким образом, для руководства
фирмы, которое рассматривает возможность внедрения системы контроллинга, не
составит проблемы ознакомление с соответствующим материалом.
Внедрение
новой системы управления
трудоемкости расчетов. Существует специальное программное обеспечение для
контроллинга. Система программного обеспечения должна удовлетворять
следующим требованиям:
Система
должна быть простой, чтобы
любой пользователь мог
за несколько дней, не имея знаний ни в области программирования, ни в
области систем обработки данных. Не обязательно, чтобы пользователь имел
специальное экономическое образование. Эти знания он приобретет постепенно
- в процессе использования системы и анализа результатов ее работы.
Все
ответственные лица и
их сразу без дополнительных расшифровок. Этого легче достичь, если
разработчик программного обеспечения является специалистом в области
контроллинга, т.е. имеет опыт использования подобных систем.
Необходимо,
чтобы в системе
определения статей и видов мест возникновения и носителей затрат, сфер
производства и т.д., чтобы информация на экране компьютера была изложена
“на языке данного предприятия”.
Качество
системы программного
уровню обработки и представления данных, но и по четкости и ясности
справочников.
Система
должна чутко реагировать на
изменения требований к
качеству информации в связи с развитием предприятия. Необходимо
предусмотреть возможности совершенствования системы без нарушения ее связей
и комплексности.
Во многих российских фирмах, вероятно, приемлема структура, имеющая
широкое распространение в США, где не существует такой отдельной штатной
единицы, как контроллер, а обязанности по руководству системой контроллинга
возложены на коммерческого директора предприятия, который и является
главным контроллером предприятия. Главный бухгалтер и руководители других
функциональных подразделений непосредственно ему не подчиняются, хотя
контроллер по рангу выше и имеет право давать рекомендации и принимать
решения по более широкому кругу вопросов, чем каждый из них. Он несет
ответственность за успешное функционирование всей системы и обязан с
помощью системы внутрипроизводственной отчетности:
снабжать информацией (показателями)
отдельные подразделения
выявлять причины отклонений от плановых величин
предлагать соответствующие меры для их регулирования.[5]
Целесообразно было бы также
поручить либо главным
заместителям директоров функции контроллеров в каждом из подразделений,
поскольку объем работы,
необходимой для внедрения
затратами и прибылью, достаточно велик. А при отсутствии быстрой
переработки информации, составления отчетов и своевременного внесения
предложений теряется основное достоинство системы контроллинга - ее
оперативность.
2.3. Рекомендации по выбору
Интересен западный опыт применения разновидностей линейно-
функциональной организационной структуры. На крупных предприятиях
эффективно использовать дивизиональную структуру.
Матричная
структура используется в
осуществляющих разработку масштабных проектов, неоднородных по своей
природе. Например, она может применяться в крупных строительных
организациях, в производственных организациях, в которых нет узкой
специализации по продукту или по потребителю. Иногда целесообразно
использовать отдельные элементы матричной структуры – автономные группы.
Например, фирма может их применять при разработке нового продукта, сохраняя
в целом свою прежнюю структуру. На небольших предприятиях использование
матричной организационной структуры затруднено из-за высоких накладных
расходов.
Организационная структура предприятия не является постоянной.
Руководство фирмы должно периодически проводить анализ существующей
структуры с целью выявления целесообразности ее дальнейшего применения. На
протяжении жизненного цикла
фирмы организационная
раз быть изменена. Общей закономерностью является переход от простых
структур к более сложным.
Рациональная
организационная структура
факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней целей
и задач. Такая структура позволяет избежать завышения расходов на оплату
труда, тем самым, помогая снизить себестоимость продукции и получить
большую прибыль. Другим аспектом использования рациональной организационной
структуры является материальное
и моральное поощрение
работниками ответственности за порученное им дело, и, таким образом,
улучшение социально-психологического климата в коллективе.
Проблема использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в
области менеджмента, в последние годы стала особенно актуальной. В России
традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти
собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует.
Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.
Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления
необходимо тщательно изучать. Без понимания результатов, накопленных
зарубежными специалистами в области управления, невозможно создание
собственной современной школы управления.
Безусловно,
у России существует и
стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых
экономических условий, в которых долгие годы находились российские
руководители, поэтому нельзя слепо применять накопленные знания в
современных условиях.