Земские соборы в политическом механизме московской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ механизмов формирования и государственно-правовой деятельности Земских соборов, как высших представительных органов власти Московского государства.
Задачи исследования:
1. Провести подбор учебной литературы, научных статей и периодики по теме исследования.
2. Выявить исторические предпосылки возникновения Земских соборов.
3. Определить социальный состав и порядок выборов на Земские соборы.

Содержание работы

С.
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Земский собор как представительный орган государственного управления ……………………. …………………………………………………8
1.1. Исторические предпосылки появления Земских соборов .…….…..…….8
1.2. Социальный состав и порядок выборов на Земские соборы.…………………………………………………………………………13
Глава 2. Земский собор как совещательный орган при царе ……………….. 18
2.1. Полномочия и сферы деятельности земских соборов ...………….…... 18
2.2. Тенденции развития земских соборов в XVII веке.. …………………. . 21
Заключение ……… ………………………………….………………………... 25
Список использованных источников и литературы…………..…………….. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая игур.docx

— 85.67 Кб (Скачать файл)

Особой заботой московского  государя были крупные монастыри. Видя в монастырях опору в своей  деятельности по централизации государства, великий князь, однако, стремился если не ограничить монастырские владения, то хотя бы сделать рост церковных и монастырских богатств подконтрольным.

В XVI веке продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе. Количество членов Думы (включая окольничих) не превышало 24 человек. В это время в число думных бояр начинают жаловать и князей. До середины века существовали лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна (Казенный двор), являющийся не только главным финансовым органом, но и государственной канцелярией. В середине века из Казны выделяются приказы – важнейшие центральные органы отраслевого управления. Государство делилось на уезды, а уезды – на волости. Отсутствие стабильных местных органов власти делало личную власть князя сильнее, чем на местах.7 Усложнение системы государственного управления приводило к необходимости иметь большой административный аппарат, постоянно его совершенствовать в связи с расширением функций и увеличением централизации. Основным направлением улучшения аппарата управления являлось его постепенное приспособление к новым задачам по мере их возникновения. Этим объясняется рост числа приказов, наделение их

новыми, ранее не свойственными  функциями, распространившаяся практика создания временных приказов по мере возникновения надобности в них.

Начало царствования Ивана IV было отмечено обострением классовых противоречий, связанных с последствиями управления страной при малолетстве Ивана его матерью Еленой Глинской и всем родом этих бояр. Не доверяя княжеско-боярской аристократии, Иван IV стал опираться на дворянство из преданных ему людей, которое стало называться Избранной радой. Руководил радой верный царю дворянин Алексей Адашев. Наряду с лицами незнатного происхождения, в нее входили представители знати и придворной администрации. Время правления Избранной рады — самый светлый и блестящий период царствования Ивана IV. Пришедшая к власти новая группировка напряженно занималась реформаторской деятельностью, надеялась упорядочить законы и управление страной, расширить источники поступления доходов в казну и при этом стремилась учитывать интересы, как служилого дворянства, так и боярства. Избранная рада не была официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет фактически являлась правительством и управляла государством от имени царя. Впоследствии некоторые члены этого кружка стали членами Ближней думы, другие получили важные посты в армии и администрации.8

К середине XVI в. страну сотрясали серьезные  социальные волнения, восстания. Историки первый собор прямо связывают  с московским восстанием. Происходили  массовые самовольные запашки земель феодалов, самовольные порубки леса, захват документов, закрепляющих крестьян за землевладельцами-феодалами. Обострилась борьба горожан против феодальных грабежей и насилия, беззаконных поборов наместников-кормленщиков, которые рассматривали город, как объект бессовестного вымогательства.

Наибольшего напряжения классовая  борьба достигла в период московского  восстания 1547 г. непосредственным поводом  к нему послужил пожар 21 июня 1547 г., истребивший  часть московского посада. Восстание было направлено против правительства Глинских, которых обвиняли во многих притеснениях и в поджоге Москвы и охватило многие районы страны.

В обстановке широкой волны народных движений, прокатившихся по стране в середине XVI века, царь, церковные  иерархи, боярская дума вынуждены были искать меры прекращения распрей  между боярскими группировками  и образовать правительство, способное  обеспечить общегосударственные интересы. Правительство Адашева искало компромисса  между отдельными прослойками феодалов, в это время возникла идея созыва собора примирения 1549 г. Социальные конфликты  заставили привилегированную верхушку общества сплотиться для проведения политики, укрепляющей их экономическое  и политическое положение, государственную  власть. Земский собор возник как  общегосударственный аналог городовых  советов, существовавших в крупных  уездных городах ранее.

Таким образом, появление земских соборов было обусловлено характером общественно-исторического и политического развития Московского государства.

 

 

 

 

1.2. Социальный состав и порядок выборов на Земские соборы

 

Земские соборы в системе государственных  органов занимали особое место. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней

палаты были выборными.

Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве Собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.

Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора. Таким образом, правительственная власть имела возможность выявить мнения отдельных классов и групп населения. Но в целом Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — Золотой палате или Столовой избе. Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».9 

Социальный состав земских  соборов не был постоянным и в разное время менялся как в сторону расширения представительства, так и в сторону его сужения. В работах, касающихся истории соборов, идут споры о том, что считать настоящим или «полным» собором. Обычно под земским собором понимают совместное собрание боярской Думы, «освященного собора» (собрания высшего духовенства) и представителей сословий (чаще всего дворянства, периодически - посадского населения: горожан, жителей посада из торгово-промышленной части города). В исключительных случаях собор включал черносошных крестьян и казаков. Крестьяне участвовали в Земских соборах только дважды: черносошные – в избирательном Соборе 1613 г., а дворцовые – в Соборе «Государевых ратных и земских дел» 1681 – 1682 гг. Владельческие же крестьяне, подобно холопам и «вольнице», на Соборы не созывались. Столь редкое привлечение крестьян к соборным совещаниям, вероятно, отчасти компенсировалось тем, что их интересы в некоторой степени могли выражать во многом близкие им по роду занятий и характеру тягла посадские люди.10

Часто могли приглашаться представители не всех сословий, а  одного, к которому принимаемое решение имеет отношение. До 1640-х гг. преобладала тенденция расширения состава. Если в 1566 г. на соборе присутствовали, помимо бояр и духовенства, дети боярские, служившие в Москве это, однако, не означает, что дворяне не были представлены как сословие в целом. «Государев Двор» в XVI в. формировался за счет представителей дворянства из разных уездов. Дети боярские, которые несли службу в Москве, сохраняли связи со своими уездами, поэтому власти рассматривали служащих по московскому списку как представителей уездного дворянства.

С начала XVII в. ситуация изменилась. При смене династий новые монархи (Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов) нуждались в признании своего царского титула со стороны населения, что сделало сословное представительство более необходимым. Это обстоятельство способствовало некоторому расширению социального состава «выборных». В том же столетии изменился принцип формирования «Государева Двора», и дворяне стали избираться от уездов.

Деление на три элемента: боярская Дума, Освященный собор и  сословия - является поздним «изобретением», созданным историками для удобства анализа ситуации. Современники делили группы представителей иначе. В частности, в своем исследовании, посвященном земским соборам, Л.В. Черепнин писал: «В 1566 г. участники собора были разбиты на восемь групп, по которым и шел опрос:

  1. архиепископы, епископы, игумены, архимандриты, старцы, келари;
  2. бояре, окольничие, казначеи, думные дьяки, печатник;
  3. дворяне первой статьи;
  4. дворяне и дети боярские второй статьи;  
    особо выделены:
  5. луцкие помещики;
  6. торопецкие помещики;
  7. дьяки и приказные люди;
  8. гости и купцы (москвичи и смольняне)...».

В Утвержденной грамоте 1598 г. об избрании Бориса Годунова нет разбивки членов собора по группам. Дается сплошной перечень «чинов» в порядке ступеней иерархической лестницы. Общая сословная  схема остается и здесь, но появляются новые наименования служилых «чинов»: стольники, стряпчие, жильцы, выбор  из городов. Названы также стрелецкие головы, дворцовые ключники, бараши. Номенклатура городского населения дана более дифференцированно: вместо упоминания «гостей и торговых людей» - ссылки на гостей, гостиную, суконную, черные сотни». С некоторыми изменениями такая картина сохранилась и в дальнейшем11.

Что касается территориального представительства  на Земском соборе, то есть количества уездов, чьи избранники принимали  участие в работе «Общего совета», то оно также не отличалось единообразием и не было всеобъемлющим. Правительство не ставило перед собой задачи добиться присутствия на Соборе выборных от всех местностей Московского Государства по двум причинам. С одной стороны, из-за неразвитости путей и средств сообщения и, как следствие, огромных временных затрат на преодоление дальних расстояний присылка депутатов из отдаленных регионов, особенно из Сибири, являлась нецелесообразной либо вообще невозможной. С другой стороны, условия жизни были более или менее одинаковыми во всех уголках России (или, по крайней мере, правительство так считало), поэтому, например, выборные от тяглого населения одного уезда могли отражать на Соборе интересы тяглых людей нескольких уездов.12

Таким образом, говоря в целом о  характере представительства на Земском соборе, нужно признать, что ни в сословном плане, ни с  территориальной точки зрения Собор  не охватывал всего населения  страны. Тем не менее, по убеждению Государей и воззрению народа, все входившие в «Великую земскую думу» лица в своей совокупности действовали от имени всей «земли», «всяких людей всяких чинов всего великого Российского царствия», а потому решения Собора обладали общеобязательной юридической и нравственной силой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Земский собор как совещательный орган при царе

 

2.1. Полномочия и сферы деятельности земских соборов

 

Земские соборы в России не имели четкого определения  функций, что отличало их от европейских  парламентов. Собирались они только в исключительных, кризисных ситуациях  и выполняли главным образом  совещательную функцию, представляя  мнение «земли». В период Смуты соборы, по крайней мере, частично, взяли на себя распорядительную функцию. В частности, это созданный в 1611 г. в Нижнем Новгороде и переместившийся весной 1612 г. в Ярославль «совет всея земли». После окончания Смутного времени соборы вновь сохраняют совещательную функцию. Это, тем не менее, не означает, что сословия не влияли на принятие решений. Их воздействие было велико в 1613-1619 гг., при восстановлении страны на завершающем этапе Смутного времени; и в 1648-1649 гг., в ситуации волны городских восстаний, повлекших за собой, кроме всего прочего, создание Соборного Уложения. Четырьмя годами позднее при поддержке сословий правительство решилось объявить о приеме в российское подданство населения Украины.

Если возможности сословного представительства в XVI-XVII вв. были очень  ограничены, то сферы его деятельности оказываются более разнообразными. Один из наиболее важных вопросов - определение  направления внешней политики и, в частности, вопросы войны и  мира. Так, в 1566 г. Иван Грозный собрал сословия, чтобы выяснить мнение «земли»  о продолжении Ливонской войны. Значение этого совещания оттеняется тем, что собор работал параллельно  с русско-литовскими переговорами. Сословия (и дворяне, и горожане) поддержали царя в намерении продолжить военные действия.

Следующий собор, решавший такого рода вопросы, собирался в 1621 г. по поводу нарушения Речью Посполитой Деулинского перемирия 1618 г. В 1637, 1639, 1642 гг. сословные представительства собирались в связи с осложнением отношений России с Крымским ханством и Турцией, после захвата донскими казаками турецкой крепости Азов. На этих соборах решался вопрос о подготовке к войне, в ходе их высказывались рекомендации правительству относительно дальнейших политических действий.

Информация о работе Земские соборы в политическом механизме московской Руси