Жизненный цикл технологии как фактор конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение жизненного цикла технологий предприятия (на примере ИП «АрДИ»), на основе анализа имеющихся у предприятия ресурсов и условий конкурентной среды.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- определить понятие и значение технологий в жизни общества;
- рассмотреть основные виды технологий;
- раскрыть жизненный цикл технологии как фактор конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать стадии жизненного цикла технологии на конкретном предприятии (ИП «АрДИ»);
- разработать меры по внедрению инновационных технологий в организацию коммерческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
5
1.1. Понятие, виды и значение технологий в жизни общества 5
1.2. Жизненный цикл технологии как фактор конкурентоспособности предприятия
14
2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ ИП «АРДИ»
21
2.1. Анализ стадий жизненного цикла товара на предприятии 21
2.2. Разработка мер по внедрению инновационных технологий в организацию коммерческой деятельности
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

КУРС. менеджм ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТЕХНОЛОГИЙ ВИДЫ ТЕХНОЛОГ.docx

— 238.83 Кб (Скачать файл)

Таким образом, из предложенной классификации технологий можно сделать следующие выводы, важные для стратегического управления производственным предприятием. Ключевые технологии постепенно утрачивают свое влияние, потому что все больше конкурентов овладевает такими технологиями или они вытесняются новыми технологиями. В результате они становятся либо базовыми технологиями, либо вообще выбывают из общего спектра технологий в отрасли. Продлить этап жизненного цикла технологии как ключевой возможно в том случае, если предприятию удается, например, с помощью непрерывных разработок постоянно поддерживать свой высокий технологический потенциал вне досягаемости конкурентов и обеспечить его надежную патентную защиту.

Для каждого уровня развития технологических систем характерна своя кривая производственных возможностей общества, что обусловлено ограниченностью имеющихся у общества ресурсов.

При условии эффективного производства любая попытка удовлетворения одной общественной потребности приводит к уменьшению возможностей для удовлетворения другой потребности. Каждая точка кривой производственных возможностей отвечает определенному возможному соотношению в уровне удовлетворения существующих общественных потребностей при максимально полном использовании всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов и научно-технических достижений.

На современном этапе  общество находится в таких условиях, когда выход за пределы существующей кривой производственных возможностей осуществим лишь путем интенсивного технологического развития.

В этих условиях особую актуальность приобрела теория смены технологических  укладов. Активное участие в ее разработке приняли отечественные ученые. В  основе данной теории лежит концепция  Долговременных колебаний (длинных  волн) в экономике, сформулированная в трудах Н. Д. Кондратьева, и гипотеза Й. Шумпетера, которая связала эти  колебания с предпринимательской  активностью в освоении базисных технологических инноваций, т.е. инноваций, инициирующих революционные перевороты в технике. Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах российских и зарубежных ученых С. Глазьева, Ю. Яковца, Г. Менша, С. Кузнеца и др. [11, с. 116]

При прогнозировании научно-технического развития менеджеру необходимо получить ответы на вопросы:

• какая технология заменит  современную технологию,

• когда появится эта  новая технология,

• каковы будут темпы  ее развития.

Ответы даст анализ S-образных кривых, построенных для двух технологий — действующей и альтернативной, определение стадии жизненного цикла технологии (рис. 1.2).

Рис.1.2. Анализ S-образных кривых

Вкладывать инвестиции в  новую альтернативную технологию нерационально, если [10, с. 77]:

• потенциал существующей технологии в значительной мере еще  не использован;

• рынок позволяет увеличивать  объемы продаж без применения производственных технологических инноваций за счет сегментирования и различных  приемов стимулирования сбыта.

Активность инвесторов в  России сдерживается целым рядом  внешних факторов, к которым относятся, прежде всего, несовершенство законодательной  базы и неисполнение действующих  законов.

Чтобы производить конкурентоспособную  продукцию и успешно её продавать,  компания должна оставаться на уровне современной технологии. При этом в основе внедрения любого нового технологического процесса должны лежать потребности, еще не удовлетворенные конкурентом или удовлетворяемые хуже, чем это возможно (рис. 1.3).

Проблемы и потребности  потребителей



 


Товары, цены,

полезность

 

 

Предлагаемое решение  проблем и ноу-хау конкурента


Предлагаемое решение  проблем и ноу-хау предприятия




                                  Конкурентные преимущества

                                               и недостатки

Рис. 1.3. Стратегический треугольник «потребитель — предприятие —

конкурент»

 

Стратегическая конкурентоспособность  технологий, применяемых на производственном предприятии, определяется научно-техническим  развитием или научно-техническим  прогрессом (НТП).

НТП в настоящее время  рассматривают как процесс качественных преобразований не только производительных сил, по и их структуры, а также  всей материально-технической базы производства, включая организацию  экономики и управление ею. При  этом выделяется не только техническая, но и естественно-научная и социально-экономическая  стороны. Естественно-научная составляющая НТП связана с созданием новых предпосылок для комплексного изменения производства, включая ею организацию, структуру и управление.

Технологическое развитие предприятия  зависит не только от тенденций в  научно-технической сфере, но и от факторов внешней среды бизнеса  — экономических, демографических, политических. Поэтому на основе систематического постоянного анализа тенденций  научно-технического развития, научного и технологического оснащения конкурентов  необходимо строить прогнозы научно-технического развития отрасли в целом и  технологического развития конкретного  предприятия. На практике часто встречается  ошибка, когда на предприятии с  целью улучшения конкурентных позиций  проводятся обширные научные исследования в области базовых технологий, а технологиям, которые в ближайшем  будущем могут заменить существующие, уделяется минимальное внимание.

 

    1. Жизненный цикл технологии как фактор

конкурентоспособности предприятия

 

Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия (предмета технологии) с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Базисом для прогнозирования  научно-технического развития является жизненный цикл технологии. Именно он служит основой для принятия управленческих решений, касающихся технологического развития производственного предприятия.

Жизненный цикл технологии состоит из 5 этапов [8, с. 90]:

Новейшая технология —  любая новая технология, которая  имеет высокий потенциал.

Передовая технология —  технология, которая зарекомендовала  себя, но еще достаточно новая, имеет  небольшое распространение на рынке.

Современная технология —  признанная технология, является стандартом, повышается спрос на эту технологию.

Не новая технология —  по-прежнему полезная технология, но уже  существует более новая технология, поэтому спрос начинает падать.

Устаревшая технология —  технология устаревает и заменяется более совершенной, очень малый  спрос, или полный отказ от этой технологии в пользу новой.

Жизненный цикл технологии можно рассматривать с точки  зрения различных подходов. Первый подход представлен на рис. 1.4.

 

Распространение и тиражирование  новой технологии с многократным повторением на других производственных объектах


Рутинизация, т.е.  реализация технологических процессов в  стабильных постоянно-функционирующих  элементах объектов


Освоение технологии на производственном объекте


Научно-исследовательские  работы технологического профиля



 


 

 

 

 

Рис. 1.4. Жизненный цикл технологии производства

 

Определить стадию жизненного цикла технологии для менеджера  в соответствии с данным подходом не составляет труда, она очевидна. Однако данный подход может помочь лишь в принятии тактических решений. Например, необходимо определить, с кем из обладателей технологических знаний следует заключить лицензионное соглашение: один из них освоил мелкосерийное производство на собственных производственных мощностях (т. е. прошел стадию освоения технологии на объекте), а другой обладает патентом на изобретение и результатами НИР.

 Если же  речь идет о принятии решений, касающихся стратегического технологического развития предприятия, гораздо важнее определить, на какой стадии развития находится рассматриваемая технология, в плане выбора возможных направлений технологических исследований и применения результатов этих исследований на конкретном производстве. Менеджеру необходимо ответить на вопрос, стоит ли инвестировать средства в развитие данной технологии или в стратегической перспективе более актуальной будет принципиально иная технология. В данном случае уместна аналогия с жизненным циклом товаров, объемом выпуска (рис.1.5).

 

 

Рис. 1.5. Фазы жизненного цикла технологий

 

Эта модель отображает значение технологии для конкурентной борьбы предприятия на каждом этапе ее жизненного цикла,  а именно:

1. Возникновение технологии  производства продукта с более  высокими техническими характеристиками, принятие решения относительно  применения технологии.

2. Технология играет решающую  роль при утверждении предприятия  на рынке. Быстрый рост производства. Технические усовершенствования  продолжаются, но не являются  радикальными.

3. Технология служит для  защиты конкурентных позиций  путем снижения затрат и частичной  модернизации производства.

4. Технология направлена  на снижение затрат. Постепенная  замена технологии.

Практическое применение модели жизненного цикла технологий облегчает матрица «фаза жизненного цикла — конкурентные позиции  технологии» (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Матрица «фаза жизненного цикла — конкурентные позиции  технологии»

Относительная конкурентная позиция технологии

Фаза жизненного цикла  технологии

 

возникновение

 

рост

 

зрелость

 

устаревание

Доминирующая

       

Сильная

       

Хорошая

       

Средняя

       

Слабая

       

 

Матрица позволяет классифицировать технологии по их значимости для конкурентных позиций конкретного предприятия  на различных фазах их жизненного цикла. При ее использовании нужно  учитывать тот факт, что относительная  конкурентная позиция технологии и  фаза ее жизненного цикла не являются однозначно зависимыми друг от друга  факторами. Кроме того, именно для  новых технологий наиболее сложно определить конкурентные позиции и спрогнозировать  жизненный цикл.

Для рассмотрения  жизненного цикла технологии также можно представить сочетание трех жизненных циклов: жизненного цикла спроса (ЖЦС) на вид продукции, удовлетворяющей определенную потребность, жизненного цикла технологии (ЖЦТе) трех ее разновидностей (стабильной, плодотворной и изменчивой) и жизненного цикла товара (ЖЦТо).

В зависимости от уровня изменчивости технологий, то есть в  зависимости от частоты сменяемости  одних технологий другими (в течениежизненного  цикла спроса) их подразделяют на три  основных типа: «стабильные», «плодотворные» и «изменчивые» [7, с. 66].

Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой жизненного цикла спроса, жизненного цикла технологии и жизненного цикла товара (рис. 1.6). Которые могут полностью совпадать. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

ЖЦС

ЖЦТо

ЖЦТе


 

 

 

Рис. 1.6. Стабильная технология


 

Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период (рис. 1.7). Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха.

Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций.

ЖЦС

ЖЦТе

ЖЦТо

ЖЦТо

ЖЦТо


 

 

 

Рис. 1.7. Плодотворная технология


 

ЖЦС

ЖЦТо

ЖЦТео

ЖЦТо

ЖЦТео

Изменчивая технология - характеризуется тем, что в течение одного жизненного цикла спроса, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий (рис. 1.7). Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале текущего столетия и связан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и в настоящее время спрос на них ускоренно растет, произошли по крайней мере три коренные смены технологии: вакуумные лампы сменились транзисторами, те были заменены миниатюрными, а потом и микроминиатюрными схемами [6, с. 54].

Информация о работе Жизненный цикл технологии как фактор конкурентоспособности предприятия