Значение управления персоналом в деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение путей совершенствования процессов управления персоналом в тур. агентстве ООО «Даная-тур» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на предприятии.
Соответственно основными задачами работы являются:
1. Изучения теоретических основ управления;
2. Способы повышения эффективности управления персоналом;
3. Анализ системы управления персоналом в тур. агентстве ООО «Даная-тур»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Роль управления персоналом в обеспечении деятельности организации 5
1.1. Основные термины и определения. Классификация персонала 6
1.2. Цели и функции управления персоналом 10
1.3. Принципы и методы управления персоналом 12
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в туристическом агентстве «Даная-тур». Краткая организационно-экономическая характеристика 20
2.1. Система и структура управления персоналом на предприятии туризма 20
2.2. Кадровая политика и подготовка кадров на предприятии 23
Глава 3. Способы повышения эффективности управления персоналом 27
3.1. Система оценки персонала в организации 28
3.2. Аттестация персонала 30
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Филиал в г. Чебоксары

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента в  туризме и гостиничном хозяйстве

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«МЕНЕДЖМЕНТ»

 

на тему: «Значение управления персоналом в деятельности организации»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент: _____________________________________

Ф.И.О., группа, номер зачетной книжки

 

Руководитель: _____________________________________

Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание

 

 

Допуск к защите _____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары – 2011

 

Содержание

 

 

Введение

 

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование  методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной  и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их. Человек в системе менеджмента является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия: все начинается с поиска людей, подходящих для определенной работы.

Управление персоналом занимает ведущее место в системе  управления предприятием и считается  основным фактором его экономического успеха. Методологически эта сфера  управления обладает специфическим  понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Создавшаяся в нашей  стране ситуация, связанная с изменением экономической и политической систем, одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходимо как обеспечить преобразования на макроуровне, так и подготовить управленцев работать по-новому.

Целью курсовой работы является определение путей совершенствования  процессов управления персоналом в тур. агентстве ООО «Даная-тур» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на предприятии.

Соответственно основными  задачами работы являются:

  1. Изучения теоретических основ управления;
  2. Способы повышения эффективности управления персоналом;
  3. Анализ системы управления персоналом в тур. агентстве ООО «Даная-тур»

 

Глава 1. Роль управления персоналом в обеспечении деятельности организации

 

Современные концепции  управления персоналом базируются, с  одной стороны, на принципах и  методах административного управления, а с другой стороны – на возрастающей роли личности работника, знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Поэтому необходима переориентация руководителей и работников на новые ценности: главное внутри организации – работники, а за пределами организации – потребитель, его интересы.

Приоритетными ценностями для фирмы являются эффективность  работы персонала, инициатива, заинтересованность, развитие творческого потенциала, чувство  ответственности.

Целевые концепции предприятия  включают:

  • материальные цели (производство продукции, товаров, изделий, услуг);
  • цели обеспечения успеха (технология реализации товара или предоставления услуг, создание фирменного стиля управления).

Концепция управления персоналом включает в себя несколько элементов:

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает организацию найма, определение организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология  управления персоналом включает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и другое. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации со службами занятости, управления безопасностью персонала.

Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие  на людей в организации:

Первый – иерархическая  структура организации, где основное средство воздействия – это отношения  власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.

 

 

 

    1. Основные термины и определения. Классификация персонала

 

Термин "персонал" объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу мы относим всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия "кадры", "работники", "персонал", "человеческие ресурсы" идентичны между собой.

Трудовые ресурсы –  население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин от 16 до 59 лет, для  женщин от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов  войны и труда 1 и 2 групп.

Рабочая сила (экономически активное население) – это часть  населения, обеспечивающая предложение  рабочей силы для производства товаров  и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых  и безработных.

Занятыми считаются  лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение или временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больным, отпуска, забастовки и так далее).

Безработными считаются  лица 16 лет и старше, которые в  рассматриваемый период не имели работы, занимались поиском работы, открывали собственное дело или просто были готовы приступить к работе.

В теории управления существуют различные подходы к классификации  персонала в зависимости от профессии  или должности, занимаемой работником, уровня управления, категории работников. Базовой является классификация по категориям работников. Эта классификация предусматривает выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства – рабочих и служащих (рис. 1).

Рис. 1. Классификация персонала по категориям работников.

 

Рабочие (производственный персонал) осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей  долей физического труда. Они  обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт сервисное обслуживание.

Производственный персонал можно разделить на две составные  части:

  • основной персонал (основные рабочие) – рабочие, преимущественно занятые в основных цехах предприятия;
  • вспомогательный персонал (вспомогательные рабочие) – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.

Результатом труда производственного  персонала является продукция в  вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания, одежда и так далее).

Служащие или управленческий персонал осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, подготовка управленческих решений, реализация и контроль исполнения решений.

Управленческий персонал разделяется на 2 основные группы: руководители и специалисты.

В зависимости от масштабов  управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.

Кроме того, различают  руководителей по уровням управления.

Уровни управления образуются в организации в результате вертикального разделения труда. Обычно в организации легко можно определить на каком уровне управления находится тот или иной руководитель. Это осуществляется через название должности. Количество уровней в той или иной организации определятся ее размерами и эффективностью управления. Вне зависимости от того, сколько уровней управления есть в организации, руководителей по уровню управления обычно делят на три категории (рис. 2).

Рис. 2. Два способа  представления уровней управления.

Младшие начальники (руководители низового звена) – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или другими рядовыми работниками. Работа руководителя низового звена является напряженной, наполненной разнообразными действиями, она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Эти руководители часто общаются со своими подчиненными, иногда с другими мастерами, редко с руководством.

Руководители высшего  звена – гораздо малочисленнее  других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена всего несколько человек (директор и его заместители). Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения, ведь на предприятии для директора не существует такого момента, когда работу можно считать законченной, за исключением полной остановки производства. Поэтому руководитель производства и не может быть уверен, что он успешно завершил свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи.

Специалистов предприятия  различают на три основные группы в зависимости от результатов  их труда:

  1. функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и другие);
  2. специалисты-инженеры, результатом деятельности которых конструкторская, технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, проектировщики и другие);
  3. технические исполнители, выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе (машинистки, операторы, лаборанты, курьеры, методисты, лифтеры, кладовщики и другие).

В современных условиях развития рыночной экономики эффективность (производительность) любой организации зависит в значительной степени от качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов. Даже лучшие макро- и микроэкономические модели стратегии и политики терпят провал без компетентного исполнения. При любых изменениях в организации, особенно при ее трансформации из иерархически централизованной в рыночно ориентированную, наибольшие трудности вызывает изменение самих людей.

 

 

 

    1. Цели и функции управления персоналом

 

Всю совокупность целей  организации можно разделить  на четыре вида, или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Каждый из названных  блоков имеет свою цель первого уровня, основное содержание которой можно  кратко выразить следующим образом.

Экономическая цель - получение  расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг; научно-техническая  цель - обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии; производственно-коммерческая цель - производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и тому подобное); социальная цель - достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

Информация о работе Значение управления персоналом в деятельности организации