Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – методы и регулирования коммерческих банков как функция ЦБ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность ЦБ как основного регулирующего органа.
2. Провести анализ деятельности ЦБ РФ
3. Рассмотреть перспективы развития системы банковского надзора.
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. ЦБ как основной регулирующий орган…………………………...5
1.1. Характеристика ЦБ, задачи и функции ЦБ…………………….....5
1.2. ЦБ как орган банковского регулирования и надзора……………10
1.3. Методы регулирования, используемые ЦБ……………………….…..14
Глава 2. Анализ деятельности ЦБ РФ………………………………………….…18
2.1. Анализ деятельности ЦБ за деятельностью коммерческих банков….18
2.2. Анализ основных методов надзора за деятельностью
коммерческих банков………………………………………………………....27
Глава 3. Перспективы развития системы банковского надзора…………....37
Заключение…………………………………………………………………….44
Список используемой литературы…………………………………………...47
Понятие эффективности банковского надзора тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным критерием.
От критерия результативности неотделим критерий действенности банковского надзора, который отражает то положительное влияние, которое банковский надзор оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным субъектом своих рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.
Критерии эффективности банковс
Критерии эффективности банковского надзора обладают большей твердостью и устойчивостью, чем показатели. Таким образом, если критерии эффективности банковского надзора отличаются единством, общим характером, то для показателей эффективности характерны конкретность, множественность и разнообразие.
Показатели, отражающие степень воздействия банковского надзора на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные. Те и другие характеризуют деятельность органов управления уже после проверки по тем или иным вопросам13.
При использовании таких показателей, как количество проведенных проверок, принятых по ним и реализованных решений, предполагается, что предложения надзорного органа основательны, а задачи проверок определены правильно. При установлении действенности банковского надзора этот критерий в сочетании с другими позволяет судить о силе воздействия надзора на качество управления.
Конечно, эффективность надзора не может измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей может привести к увлечению контролеманией, формализму, при котором обилие проверок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений. Вместе с тем это не значит, что такой показатель надо совсем сбросить со счетов, поскольку он свидетельствует о систематичности надзора, загрузке надзорного органа, его активности и инициативе.
Правильная оценка результатов деятельности надзорных органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты, связанные с осуществлением надзора. Они включают число проверяющих и число работников проверяемого органа, которые готовят необходимые материалы, затраченное теми и другими время, полноту предоставленных сведений, общее число участников проверки и т. д.
Изучение подобных показателей
позволяет устанавливать
Выявление и разработка
показателей эффективности банк
При всей сложности выделения
критериев эффективности банков
Во-первых, мы должны четко
установить структуру эффективности банков
Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения банковского надзора, которые можно классифицировать следующим образом:
- социальный эффект;
- экономический эффект.
Социальный эффект банковского надзора проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение банковского законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. В результате банковского надзора, таким образом, улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные люди.
Таким образом, в обществе в целом создается большое доверие к власти, поскольку оно (общество) видит действенность власти, а это является одной из основ социальной стабильности в государстве.
Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности кредитных организаций и банковской системы в целом.
Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля - это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний и затрат на содержание органа банковского надзора.
Количественная оценка
макроэкономической эффективности банковского надзора может быть определена
по следующей формуле:
Э эф. = (Э с. + Э э.)/З.
где Э эф. - экономическая эффективность; Э с. - денежное выражение социального эффекта; Э э. - денежное выражение экономического эффекта; З. - затраты на содержание органа банковского надзора.
Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно
оценить количественно и в денежной форме,
поэтому в практической деятельности
наиболее приемлем упрощенный расчет
экономической эффективности:
Э эф. = (Э б.+ Э с.)/З.
где Э б. - средства, полученные в результате взыскания штрафов с кредитных организаций; Э с. - средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта надзора.
Промежуточная эффективность деятельности органа банковского надзора рассчитывается по формуле:
Э эф. = Э б / З.
Для повышения эффективности банковского надзора необходимо, во-первых, повышать качество работы инспекторского состава, который должен выявлять максимально возможное количество нарушений, во-вторых, снижать себестоимость надзорной работы.
Следует отметить, что в этой работе могут быть и определенные ограничения, которые заключаются в следующем: объем выявленных нарушений может снижаться по мере повышения результативности надзора, а сокращение себестоимости надзорной работы ограничивается необходимым уровнем ее качества. В идеале банковский надзор должен привести к уменьшению нарушений, т. е. в перспективе он должен иметь характер профилактический, но это, конечно, в идеале.
Основываясь на изложенных выше теоретических положениях, сформулируем критерии и показатели эффективности деятельности органов банковского надзора.
Критерии, как было сказано выше, это:
- результативность;
- действенность;
- экономичность.
Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки как эффективности работы. В этой связи предлагаются следующие критериальные показатели эффективности банковского надзора.
Критерий результативности включает показатели:
- количество выписанных штрафов;
- количество подготовленных треб
Критерий действенности включае
- количество исполненных требований;
- объем средств, заплаченных штрафов;
- количество поправок
в действующее
- количество отзывов лицензий на осуществление банковских операций
Критерий экономичности включае
- объем средств, затраченных на осуществление банковского надзора;
- объем средств, затраченных проверяемым субъектом надзора на подготовку материалов для проверяющих;
- уровень экономичности
- отношение полученного
Кроме названных критериев и их показателей, определяющих собственно эффективность банковского надзора как действия, целесообразно использовать еще два критерия.
Такими критериями являются:
критерий интенсивности деятельности, включающий показатели:
- количество надзорных мероприятий (на одного инспектора, инспекцию);
- количество проверенных объектов (одним инспектором, инспекцией).
Критерий динамичности деятельности, включающий показатели:
- уровень результативности контрольных мероприятий: отношение количества требований (предписаний) к количеству надзорных мероприятий;
- уровень жесткости
контроля: отношение объема штрафных
санкций к объему средств,
- уровень действенности требований (предписаний): отношение количества исполненных требований (предписаний) к общему количеству направленных требований (предписаний);
- уровень эффективности требован
- уровень макроэффективности над
В экспертно-аналитической
деятельности также целесообразно
определение критериев и
критерий результативности, включающий показатели:
- количество принятых аналитических материалов;
- количество инициативных материалов.
Критерий действенности, включающий показатели:
- соблюдения экономических нормативов.
Критерий экономичности целесообразно определять отношением эффекта, полученного от реализации экспертно-аналитической деятельности, к затратам на содержание экспертно-аналитических подразделений.
Критерий интенсивности деятельности включает показатели:
- количество проведенных
экспертиз (сотрудником, подраз
- уровень эффективности
экспертно-аналитической
Таким образом, предлагаемые
методические основы определения эффективности банк
Еще одной методической проблемой оценки эффективности банковского надзора является оценка эффективности использования средств. В этой сфере достаточно большой спектр критериев и показателей, требующих специального рассмотрения и большой методической работы.
Использование предлагаемых теоретических и методических подходов к оценке эффективности банковского надзора позволит существенно повысить ответственность за результативность контроля и поднять на новую ступень эффективность деятельности Комитета банковского надзора России14.
Глава 3. Перспективы развития системы банковского надзора
Возможные в перспективе изменения в правовой базе банковского надзора в значительной мере будут зависеть от позиции банковского сообщества. Если, конечно, оно, помня об ошибках и упущениях прошлых лет, станет более активно участвовать в совершенствовании банковского законодательства.
Как показала работа состоявшегося 6 апреля 2007 года XVIII съезда Ассоциации российских банков (АРБ), дискуссия о проблемах банковского надзора не осталась незамеченной в банковском сообществе. Не случайно одним из трех основных вопросов повестки дня форума стал вопрос о банковском надзоре как инструменте развития банковской системы и обеспечения конкурентоспособности российских кредитных организаций.