Анализ деятельности ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – методы и регулирования коммерческих банков как функция ЦБ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность ЦБ как основного регулирующего органа.
2. Провести анализ деятельности ЦБ РФ
3. Рассмотреть перспективы развития системы банковского надзора.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. ЦБ как основной регулирующий орган…………………………...5
1.1. Характеристика ЦБ, задачи и функции ЦБ…………………….....5
1.2. ЦБ как орган банковского регулирования и надзора……………10
1.3. Методы регулирования, используемые ЦБ……………………….…..14
Глава 2. Анализ деятельности ЦБ РФ………………………………………….…18
2.1. Анализ деятельности ЦБ за деятельностью коммерческих банков….18
2.2. Анализ основных методов надзора за деятельностью
коммерческих банков………………………………………………………....27
Глава 3. Перспективы развития системы банковского надзора…………....37
Заключение…………………………………………………………………….44
Список используемой литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

методы надзора и регулирования коммерческих банков как функция Центрального банка2 (курсовая).doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Понятие эффективности банковского надзора тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным критерием.

От критерия результативности неотделим критерий действенности банковского надзора, который отражает то положительное влияние, которое банковский надзор оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным субъектом своих рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.

Критерии эффективности банковского надзора - результативность, действенность, экономичность - позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать практические результаты банковского надзора помогают разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей - показателей. Если критерии достижения цели надзора имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания надзорной работы, показ составных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество надзора. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой - выявляют и устраняют возникающие в подконтрольных субъектах нарушения. Показатели всегда должны содержать в себе количественную оценку проводимой контрольным органом работы.

Критерии эффективности  банковского надзора обладают большей твердостью и устойчивостью, чем показатели. Таким образом, если критерии эффективности банковского надзора отличаются единством, общим характером, то для показателей эффективности характерны конкретность, множественность и разнообразие.

Показатели, отражающие степень воздействия банковского надзора на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные. Те и другие характеризуют деятельность органов управления уже после проверки по тем или иным вопросам13.

При использовании таких  показателей, как количество проведенных  проверок, принятых по ним и реализованных  решений, предполагается, что предложения надзорного органа основательны, а задачи проверок определены правильно. При установлении действенности банковского надзора этот критерий в сочетании с другими позволяет судить о силе воздействия надзора на качество управления.

Конечно, эффективность надзора не может измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей может привести к увлечению контролеманией, формализму, при котором обилие проверок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений. Вместе с тем это не значит, что такой показатель надо совсем сбросить со счетов, поскольку он свидетельствует о систематичности надзора, загрузке надзорного органа, его активности и инициативе.

Правильная оценка результатов деятельности надзорных органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты, связанные с осуществлением надзора. Они включают число проверяющих и число работников проверяемого органа, которые готовят необходимые материалы, затраченное теми и другими время, полноту предоставленных сведений, общее число участников проверки и т. д.

Изучение подобных показателей  позволяет устанавливать соразмерность  произведенных затрат и реальных результатов надзора. В ряде случаев сопоставление затрат и достигнутых результатов показывает, что надзор проводился наспех или, наоборот, было затрачено много времени, привлечено значительное число людей, а результаты оказались ничтожными. Практика показывает, что при правильной организации затраты на банковский надзор обычно являются относительно небольшими.

Выявление и разработка показателей эффективности банковского надзора, их систематизация, установление взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями контроля и его результатами - непростая задача. Для ее решения необходима целенаправленная методическая работа.

При всей сложности выделения  критериев эффективности банковского надзора в общей эффективности управленческой деятельности их определение все-таки возможно при использовании следующих методических подходов.

Во-первых, мы должны четко  установить структуру эффективности банковского надзора. Она, по нашему мнению, состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность банковского надзора и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного банковского надзора.

Макроэффективность - это  сумма эффектов, полученных от проведения банковского надзора, которые можно классифицировать следующим образом:

- социальный эффект;

- экономический эффект.

Социальный эффект банковского надзора проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение банковского законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. В результате банковского надзора, таким образом, улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные люди.

Таким образом, в обществе в целом создается большое  доверие к власти, поскольку оно (общество) видит действенность власти, а это является одной из основ социальной стабильности в государстве.

Экономический эффект достигается  в результате улучшения деятельности кредитных организаций и банковской системы в целом.

Промежуточная эффективность  деятельности органа государственного финансового контроля - это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний  и затрат на содержание органа банковского надзора.

Количественная оценка макроэкономической эффективности банковского надзора может быть определена по следующей формуле:  
Э эф. = (Э с. + Э э.)/З.

где Э эф. - экономическая  эффективность; Э с. - денежное выражение социального эффекта; Э э. - денежное выражение экономического эффекта; З. - затраты на содержание органа банковского надзора.

Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить количественно и в денежной форме, поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:  
Э эф. = (Э б.+ Э с.)/З.

где Э б. - средства, полученные в результате взыскания штрафов с кредитных организаций; Э с. - средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта надзора.

Промежуточная эффективность  деятельности органа банковского надзора рассчитывается по формуле:

Э эф. = Э б / З.

Для повышения эффективности банковского надзора необходимо, во-первых, повышать качество работы инспекторского состава, который должен выявлять максимально возможное количество нарушений, во-вторых, снижать себестоимость надзорной работы.

Следует отметить, что  в этой работе могут быть и определенные ограничения, которые заключаются в следующем: объем выявленных нарушений может снижаться по мере повышения результативности надзора, а сокращение себестоимости надзорной работы ограничивается необходимым уровнем ее качества. В идеале банковский надзор должен привести к уменьшению нарушений, т. е. в перспективе он должен иметь характер профилактический, но это, конечно, в идеале.

Основываясь на изложенных выше теоретических положениях, сформулируем критерии и показатели эффективности  деятельности органов банковского надзора.

Критерии, как было сказано  выше, это:

- результативность;

- действенность;

- экономичность.

Каждый из названных  критериев может быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки как эффективности работы. В этой связи предлагаются следующие критериальные показатели эффективности банковского надзора.

Критерий результативности включает показатели:

- количество выписанных штрафов;

- количество подготовленных требований.

Критерий действенности включает показатели:

- количество исполненных требований;

- объем средств, заплаченных штрафов;

- количество поправок  в действующее законодательство;

- количество отзывов  лицензий на осуществление банковских операций

Критерий экономичности включает в себя показатели:

- объем средств, затраченных на осуществление банковского надзора;

- объем средств, затраченных  проверяемым субъектом надзора на подготовку материалов для проверяющих;

- уровень экономичности  - отношение полученного экономического  эффекта от реализации требований органов банковского надзора к затратам на их содержание.

Кроме названных критериев  и их показателей, определяющих собственно эффективность банковского надзора как действия, целесообразно использовать еще два критерия.

Такими критериями являются:

критерий интенсивности деятельности, включающий показатели:

- количество надзорных мероприятий (на одного инспектора, инспекцию);

- количество проверенных  объектов (одним инспектором, инспекцией).

Критерий динамичности деятельности, включающий показатели:

- уровень результативности контрольных мероприятий: отношение количества требований (предписаний) к количеству надзорных мероприятий;

- уровень жесткости  контроля: отношение объема штрафных  санкций к объему средств, использованных с нарушением законодательства;

- уровень действенности требований (предписаний): отношение количества исполненных требований (предписаний) к общему количеству направленных требований (предписаний);

- уровень эффективности требований (предписаний): отношение объема средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета, к общему объему средств, использованных не по целевому назначению; отношение количества принятых поправок, постановлений, нормативных актов к количеству направленных предложений по поправкам к законам, постановлениям, нормативным актам;

- уровень макроэффективности надзорной деятельности: отношение дополнительных поступлений в Банк России к затратам на содержание органов банковского надзора.

В экспертно-аналитической  деятельности также целесообразно  определение критериев и показателей эффективности. Такими критериями и показателями будут:

критерий результативности, включающий показатели:

- количество принятых  аналитических материалов;

- количество инициативных  материалов.

Критерий действенности, включающий показатели:

- соблюдения экономических нормативов.

Критерий экономичности целесообразно определять отношением эффекта, полученного от реализации экспертно-аналитической деятельности, к затратам на содержание экспертно-аналитических подразделений.

Критерий интенсивности  деятельности включает показатели:

- количество проведенных  экспертиз (сотрудником, подразделением);

- уровень эффективности  экспертно-аналитической деятельности: отношение экономических результатов,  полученных от экспертно-аналитической  деятельности, к затратам на содержание органов банковского надзора.

Таким образом, предлагаемые методические основы определения эффективности банковского надзора позволяют оценить эффективность банковского надзора как управленческого действия (функции), так и деятельности органа банковского надзора. Кроме того, они дают возможность сквозной оценки, т. е. приемлемы на различных уровнях управления органа банковского надзора (от инспектора до Комитета банковского надзора в целом), а также количественно определимы, что позволяет оценивать деятельность органа банковского надзора в динамике.

Еще одной методической проблемой оценки эффективности банковского надзора является оценка эффективности использования средств. В этой сфере достаточно большой спектр критериев и показателей, требующих специального рассмотрения и большой методической работы.

Использование предлагаемых теоретических и методических подходов к оценке эффективности банковского надзора позволит существенно повысить ответственность за результативность контроля и поднять на новую ступень эффективность деятельности Комитета банковского надзора России14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития системы  банковского надзора

 

Возможные в перспективе  изменения в правовой базе банковского  надзора в значительной мере будут  зависеть от позиции банковского сообщества. Если, конечно, оно, помня об ошибках и упущениях прошлых лет, станет более активно участвовать в совершенствовании банковского законодательства.

Как показала работа состоявшегося 6 апреля 2007 года XVIII съезда Ассоциации российских банков (АРБ), дискуссия о проблемах банковского надзора не осталась незамеченной в банковском сообществе. Не случайно одним из трех основных вопросов повестки дня форума стал вопрос о банковском надзоре как инструменте развития банковской системы и обеспечения конкурентоспособности российских кредитных организаций.

Информация о работе Анализ деятельности ЦБ РФ