Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:17, дипломная работа

Описание работы

Цeлью выпуcкнoй квaлификaциoннoй рaбoты являeтcя анализ деятельности ПАО «Сбербанк России на рынке услуг автокредитования, выявление проблем и разработка направлений совершенствования деятельности банка на рынке услуг автокредитования.
Нa ocнoвaнии пocтaвлeннoй цeли были cфoрмулирoвaны cлeдующиe зaдaчи:
Проанализировать основные направления развития автокредитования в РФ и зарубежом, виды автокредитования.
Изучить экономическую сущность автокредитования как кредитного продукта банковской системы.
Проанализировать состояние рынка автокредитования в России.
Прoвecти aнaлиз крeдитнoй пoлитики ПАО «Сбербанк России».

Содержание работы

Ввeдeниe ...……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ……………………………………..…………………….5
1.1. Кредитование физических лиц и его роль в экономике ……….………...5
1.2. Сущность автокредитования. Формы и виды автокредитов ……………9
1.3. История развития рынка услуг автокредитования в России и зарубежный опыт …………………………………………………………………………………14
Выводы по первой главе…………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ ……………………………………………...…24
2.1. Анализ рынка автокредитования России ……………………………….…..24
2.2. Сравнительная характеристика программ автокредитования российских банков ………………………………………………………………………………30
2.3. Тенденции и проблемы развития рынка автокредитования в России…………………………………………………………………………..…..37
Выводы по первой главе…………………………………………………………...42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В ПАО «Сбербанк России» ……………………….…43
3.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………………...43
3.2. Организация процесса автокредитования в ПАО «Сбербанк России» ……………………………………………………………………………………….59
3.3. Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»……..…………………………………………………65
Заключение……………………………………………...........................................95
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры……………………………………………

Файлы: 1 файл

dfgdf(1).docx

— 342.64 Кб (Скачать файл)

2. Потребители со средним месячным доходом свыше 3000 долларов США. Типичным представителем этой группы является бизнесмен, имеющий собственное дело в России. Уровень дохода потребителя позволяет профинансировать покупку любого автомобиля стоимостью 20-30 тыс. долларов США. Зачастую у таких заемщиков уже есть автомобиль иностранного производства, который они сдают по системе trade-in и используют вырученные деньги в качестве первоначального взноса. На долю представителей рассматриваемой группы приходится примерно 40% от всех покупок автомобилей в кредит.

3. Потребители со средним месячным доходом менее 1000 долларов США. Это в большинстве случаев автолюбители, не прибегавшие ранее к банковским кредитам. Такие клиенты зачастую незнакомы с банковскими правилами, к тому же не полностью доверяют банкам. На эту категорию приходится до 30% клиентов.

 

Рис. 2.3. Доли основных групп потребителей на российском рынке автокредитования, в % от общего числа кредитов

 

В 2014 году предпочтения потребителей услуг автокредитования все более смещаются в сторону иномарок средней ценовой категории. Если ранее популярностью пользовались кредиты на недорогие иномарки стоимостью 15-20 тыс. долларов США (марки и модели: Hyundai Accent, Mitsubishi Lancer, Toyota Corolla, Suzuki Liana, Ford Focus, Peugeot 206, Nissan Almera и др.), то в 2014 году спрос плавно смещается в сегмент автомобилей стоимостью 20-40 тыс. долларов США (марки и модели: Mazda 3, Mazda 6, Toyota Avensis, Nissan Primera и др.).

Примечательно, что, наряду с отмеченной тенденцией динамики потребительских предпочтений, основная часть автокредитов по-прежнему берется на приобретение автомобилей эконом-класса. Так, в 2013 году около 50% всех автокредитов было взято на покупку российских машин стоимостью от 5 до 10 тыс. долларов США. На иномарки стоимостью 10-20 тыс. долларов США пришлось чуть менее 20% всех покупаемых в кредит автомобилей. Почти пятая часть кредитов была выдана на покупку более дорогих автомобилей.

В заключение обзора, основываясь на оценках ряда экспертов, представим некоторые основные прогнозы относительно тенденций развития российского рынка автокредитования в ближайшем будущем. Прежде всего, следует ожидать сохранения тенденции роста рынка, поскольку российский парк автомобилей и уровень проникновения автокредитования пока далеки от насыщения, но рост будет незначительным, что в первую очередь связано с нестабильной ситуацией в мировой экономике. Сегодня в России в среднем на 1000 человек приходится 200 автомобилей, тогда как в странах Европы - 400 автомобилей, в США – 750 автомобилей. Также в пользу развития рынка автокредитования свидетельствуют факты увеличения продаж автомобилей зарубежного производства – в 2014 году число проданных иномарок превысило число проданных отечественных автомобилей, и смещения предпочтений российских автовладельцев в сторону более дорогих иномарок - в 2014 году на автомобили сегмента 10-20 тыс. долларов США пришлось 23% покупок против 18% в 2013 году.

Помимо общего роста рынка автокредитования, одними из основных тенденций ближайшего будущего, вероятно, станут снижение требований к заемщикам и увеличение срока кредитования. Упрощение процедуры выдачи автокредита, дальнейшее расширение ассортимента дополнительных банковских услуг выступят одними из важнейших предпосылок увеличения объемов продаж автокредитов. Смягчение условий по кредитам позволит привлечь на рынок автокредитования более широкие слои населения, в частности, менее обеспеченные слои, которые до сих пор не могли себе позволить покупку автомобиля в кредит.

Также важной тенденцией ближайшего будущего на рынке автокредитования станет активный выход столичных банков в российские регионы.

Одними из основных проблем на российском рынке автокредитования, увеличивающих банковские риски, выступают мошенничество и чрезмерное увлечение некоторых игроков экспресс-кредитованием. Факт мошенничества остается распространенным на российском рынке автокредитов, в настоящее время в среднем 10% заявок на автокредит отклоняются банками по причине мошенничества. Экспресс-кредит представляет на сегодняшний день наиболее рискованный продукт в сфере автокредитования. При этом у некоторых банков в общем объеме кредитов, выданных в 2014 году, доля экспресс-кредитов составила около 60%. По мнению экспертов, при бурном росте банковского сектора в целом и потребительского кредитования в частности разбухание «кармана» экспресс-кредитования в портфелях банков может усилить банковские риски, уже начиная с 2015 года.

2.2. Сравнительная характеристика программ автокредитования.

Коммерческие кредитные организации на рынке банковских услуг предлагают широкий спектр программ  автокредитования. Для банков это достаточно прибыльный сегмент рынка, кредит дается на относительно короткий срок плюс залог застрахован. Потому отдача и прибыль максимально гарантированы, что делает этот вид кредитования достаточно привлекательным для банков.

По подсчетам аналитиков с каждым годом увеличивается процент покупок машин с помощью автокредита. Кредитными организациями предлагается множество программ автокредитования. Вместе с тем стоит заметить, что купить автомобиль можно и оформив обычный потребительский кредит.

Приведем сравнительный анализ преимуществ двух видов кредитов: потребительского и автокредита (таблица 2.1 ). Следует заметить, что, взяв автомобиль в автокредит, он остается в залоге у банка до полного погашения долга.

                                                                                                                    Таблица 2.1

«Отличительная характеристика потребительского кредита и автокредита»

 

Критерии

Потребительский кредит

Автокредит

 

Поручители

Да и Нет

Не требуется

 

Первоначальный взнос

Не требуется

Обязательно

 

Залог

Не предусмотрен

Залог автомобиля

 

Каско

Не оформляется

Обязательно (платеж по каско можно включить в сумму оплаты кредита, растянув его на 1 год)

 

Риски

Клиент самостоятельно выбирает как автомобиль,так и салон автодилера

Автосалон предоставляет гарантию и ответственность, в случае каких-либо неурядиц банк может отозвать деньги. Салон предоставляет договор купли-продажи

 
       

Исследовав особенности двух видов кредитов можно сделать выводы, что каждый из видов имеет как плюсы, так и минусы. Рассмотрим подробнее все плюсы и минусы автокредитования.

Самым весомым, пожалуй, и очевидным аргументом является более низкая годовая процентная ставка у большинства банков на автокредитование по сравнению с потребительским кредитом. В процентном соотношении разница кажется небольшой, но если перевести на конкретную сумму, разница в переплате будет существенной.

Сумма кредита и срок выплаты значительно больше, чем при потребительском займе, нет жестких требований о доходах клиента.Автокредит в большинстве банков не требует обязательного предоставления водительских прав.Автомобиль оформляется на месте в автосалоне официального дилера, в котором уже находится представительство банка, либо непосредственно в отделении банка.

Нередко производители устраивают льготные акции с целью увеличения продаж и продвижения определенной модели авто на рынке и берут обязательства по выплате процентов за автокредит. Такие бонусы избавляют потребителя от переплат.

Государственная программа по субсидированию автокредитов на автомобили отечественных марок и некоторых иностранных моделей с механической коробкой передач. Данная программа предусматривает снижение процентной ставки.

Однако при, казалось бы, значительных плюсах есть и определенные минусы автокредита:

    • бязательный первоначальный взнос, который может достигать 50% от стоимости автомобиля и обязательный платеж за обслуживание;
    • обязательное оформление полиса КАСКО, стоимость которого может доходить до 100 тыс. руб. в зависимости от марки и модели выбранного авто. Оформления КАСКО при автокредитовании неизбежно, страхование по договору предусматривается переоформлять ежегодно, а за невыполнение начисляются штрафные санкции. Такая страховка обойдется значительно дороже в сравнении с покупкой автомобиля на потребительский кредит, в котором не предусматривается обязательное КАСКО, а вид страховки и выбор страховой компании -решение исключительно покупателя;
    • автомобиль на время полной выплаты кредита и полного погашения задолженности находится в залоге у банка. В случае, если через время клиент решит продать и поменять приобретенное авто, но кредит еще не погашен, он не сможет этого сделать и получит отказ от банка до полной выплаты;
    • пакет документов, требуемый от заемщика, зачастую вызывает долгую бюрократическую волокиту, особенно если приобретается подержанный автомобиль. Потребительский кредит значительно выгоднее для покупки автомобиля б/у у другого физического лица.

Рынок игров автокредитования достаточно большой, в настоящее время практически каждый банк предлагает программы автокредитования. На рис. 2.4 можно увидеть крепнейшие банки  по объемам автокредитования на конец 2014 года.

Лидером на рынке автокредитования является банк ВТБ 24, его доля составляет 22 %,что является выше чем показатели других банков, в том числе и  лидера потребительского кредитования ПАО «Сбербанк России». Также хотелось бы отметить, что доля прочих банков по объему автокредитования в разы меньше доли основных представителей, как по отдельности так и всех вместе.

 

Рис.2.4 Крупнейшие банки рынка автокредитования России.

 

Данные банки являются лидерами по объемам автокредитования в России и слудует подробно рассмотреть линейку предоставляемых ими программ, которые делают данные банки наиболее привлекательными для клиентов. В Таблице 3 можно увидеть анализ программ, представленных в данных банках, а также анализ сроков и сумм кредитования, размеров первоначального взноса.

Исследовав данные приведенные в таблице 2.2 можно  придти к выводу,чо размер первоначального взноса у банков примерно одинаковый. Он колеблется от 15 %(Сетелем, Сбербанк, ЮниКредит Банк) до 30%(Русфинанс Банк Сбербанк) в зависимости от банка и программы автокредитования.

                                                                                                     Таблица 2.2

 «Сравнительный  анализ программ автокредитования лидеров рынка (по условиям кредитования)».

 

 

 

 

 

Название банка

Вид программы

Срок кредита

Первоначальный взнос

Минимальный размер кредита

Максимальный размер кредита

Ставка в%

 

 

ВТБ 24

АвтоСтандарт(с гос.субсидированием 7,36%)

От 1 года до 7 лет.

 

 

 

От 20%.

 

150 000 руб.

 

5 000 000 руб.

От 21 до 23

(от 13,64 до 15,64)

АвтоЛайт

От  1года до 5лет.

 

100 000 руб.

2 500 000 руб.

23

АвтоЭкспресс

1 000 000 руб.

От 20,9 до 31,9.

 

ЮниКредит

Новый автомобиль

От 1 года до 7 лет.

 

     От 15%

 

 

 

100 000 руб.

6 500 000 руб.

От 15,5 до 21,5

На подержанный автомобиль

От 1 года до 5 лет.

2 000 000 руб.

От 19,8 до 22,9

С гос.субсидированием.

От 1 года до 3 лет.

От 20%

800 000 руб.

От 8,8 до 10,8

Русфинанс Банк

«Форсаж»

 

 

 

От 24 до 60 мес.

От 20%

 

 

 

50 0000 руб

6 5000 000 руб

От 15,5 до 22

«Движ*ОК»

От 30%

От 19,9 до 30,5

«Отличная возможность!»

От 20 %

От 15,5 до 22

«То,что надо!»

От 30%

450 000 руб

От 26 до 31,5

Сетелем

Автокредит(Специальные программы с автопроизводителями,более 2600 диллеров)

 

 

От 1 года до 7 лет.

 

 

 

От 15%

 

 

 

45 000 руб.

 

 

 

8 000 000 руб

 

От 5,5(с госсубсидией) до 22.

 

Сбербанк

Классический

 

От 3 до 60 мес.

От 15%

45 000 руб./

1 400$/1 000€

5 000 000руб./

150 000$/120 000€

От 22,5 до 33,5 рубли.

От 15,5 до 19 $ и €

По двум документам

От 30%

1 500 000руб./

45 000$/36 000€

От 25,5 до 33,5 рубли.

От 16,5 до 19,5 $ и €


 

Исследовав данные из таблицы 2.2 мы видим ,что трое из лидеров рынка автокредитования учавствуют в программе государственного субсидирования и ставки по данным программ минимальны. Так, в банке Сетелем можно оформить автокредит под ставку всего 5,5% , которая является минимальной среди лидером.

Сбербанк предлагает оформить кредит на срок от 3 месяцев , в то время как минимальный срок кредитования во всех других банках составляет один год. Максимальный срок кредитования заемщикам предлагают Сетелем банк, ВТБ 24 и ЮриКредит.

Валютой кредитования во всех банках является российский рубль и только Сбербанк готов предоставить своим заемщикам, кредит в долларах и евро.

Самая высокая ставка по кредиту предствлена в линейке программ от Сбербанка и сотавляет 33,5% годовых. В банке Сетелем максимально возможная ставка 22%, не намного больше она в ЮниКредит – 22,9%.

Самый большой выбор программ представлен в Сетелем банке, так как банк работает исключительно в салонах автодиллеров и готов предоставить кредит практически на любую марку автомобиля. Все остальные банки представляют не такой широкий выбор программ автокредитования, в среднем банки представляют на рынке по три четыре программы каждый. И только Сбербанк предлагает два вида автокредитования.

Сравнив программы автокредитования лидеров  данного рынка можно сделать вывод,что в среднем банки предлагают кредит на сроди до семи лет, многие учавствуют в программе госсубсидирования и предлагают оформить кредит как на новые , так и  на подержанные автомобили. При этом процентные ставки по автокредитам колеблятся от 5,5 до 31,9 процентов годовых. Выбор подходящей программы автокредитования остается за заемщиком, так рынок услуг достаточно широк и разнообразен.

 

2.3. Тенденции и проблемы  развития рынка автокредитования.

 

Автокредитование для российских банков – не только крупный, но также один из самых перспективных сегментов. Именно этот сектор на протяжении многих лет остается локомотивом, двигающим отечественный кредитный рынок вперед.

Развитие рынка автокредитования, как и любого другого, зависит от многих условий — макроэкономических показателей, состояния автомобильного рынка, а также внутренних системных факторов.

Для самих банков кредитование покупателей автомобилей остается очень прибыльным, поэтому они стремятся увеличивать своё присутствие в этом секторе рынка , доля автомобилей , купленных в кредит неизменно растет(рис.2.5).

 

Рис.2.5 Динамика доли «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж.

Одной из значимых тенденций современного рынка автокредитования в России является увеличение доли подержанных автомобилей, оформленных в кредит. Это связано с общей экономической ситуацией и состоянием рынка подержанной автомобильной техники, который в последнее время стал развиваться более активно.

Информация о работе Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»