Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:14, курсовая работа
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 10
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации. 20
2.1 Становление антимонопольной политики в России 20
2.2 Методы антимонопольной политики в России. 24
Заключение. 31
Список литературы. 33
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 10
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации. 20
2.1 Становление антимонопольной политики в России 20
2.2 Методы антимонопольной политики в России. 24
Заключение. 31
Список литературы. 33
Приложение 1 35
Все мировые цивилизации, все общественные системы осуществляли защиту интересов общества независимо от того, как называлось это общество, какую часть населения оно представляло, и какие средства его защиты были задействованы.
История
показала, что одним из важнейших
компонентов экономической
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
Проблемы монополизации
Антимонопольная политика, безусловно,
очень важна для экономики
государства. Хорошо продуманные меры
по регулированию монополий
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что антимонопольная политика является важным элементом государственной стратегии модернизации экономики и развития конкурентоспособности отечественных фирм, поскольку именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике предопределяют склонность к инновациям. На современном этапе развития мировой экономики, характеризующемся формированием глобальных рынков и ускорением НИОКР, наблюдается всплеск интереса государств к антимонопольной политике, сравнимый с тем, который происходил в конце XIX века, в момент ее зарождения и становления законодательства, заложившего основы регулирования конкуренции.
Объект исследования: антимонопольная политика.
Предмет исследования: основные методы антимонопольного регулирования в России.
Задачи:
1) Изучить сущность современных
монополий, рассмотреть виды монополий;
2) Рассмотреть процесс
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется: 1)как рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (от греч. monos – один, polio - продаю); 2)как факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.); 3)как крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.[25]
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. [5, с. 338]
Сущность
монополии характеризуется
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль. [14, с. 523]
Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить». [15, с. 390]
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое
деление не означает, что все предприятия-
В процессе монополизации проявляются две основные тенденции:
1) появление крупных предприятий
или фирм на основе
2) образование
монополистических союзов или
достижение соглашений ряда
Возможность
таких союзов возрастает вслед за
уменьшением числа
Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.). Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.
Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют свою самостоятельность производственной и сбытовой деятельности, но договариваются об объеме производства, ценах, делят рынки сбыта продукции.
Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммерческую, сбытовую самостоятельность, обеспечивая совместную реализацию продукции, закупки исходного сырья и т.д.
Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку производства и др.
Концерн - объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая
причина: одна-единственная фирма обладает
контролем над некоторыми редкими
и чрезвычайно важными
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
Учёными выделяются несколько последствий монополизации :
Монополизм порожден рынком. О его
существовании можно судить по разрушению
рыночных механизмов, торможению научно-технического
прогресса, удержанию высоких цен.
Действие рыночной конкуренции, свободного
рынка неизбежно порождает
Сущность и особенности всех
монополистических объединений
ярко проявляются в целях и
характере их поведения. Монополисты
завоёвывают рынок, чтобы с помощью
устанавливаемых ими цен
Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.
Для того чтобы
более детально разобраться в
последствиях деятельности монополий
и понять почему установление монополий
является нежелательным, с общественной
точки зрения, проведем графическое
сравнение совершенной
Линии предельных издержек и предельного дохода пересекаются в точке Е. Левее точки Е, где МR>МС, и фирме выгодно наращивать производство продукции. Правее точки Е, где МС>MR, и увеличение выпуска приносит фирме убытки. Равновесие достигается в точке Е, где фирма получает максимальную прибыль. Восстановим перпендикуляр из точки Е до пересечения с линией спроса D, тогда точка F определит монопольную цену , одновременно станет известно и оптимальное количество продукции . Кривая средних издержек пересекает цену в точке М, тогда площадь заштрихованного прямоугольника FMM” равна монопольной прибыли. Кривая предельных издержек МС пересекает линию D в точке F”. Если бы фирма была совершенным конкурентом, то она производила бы продукцию в количестве q”> и продавала бы по рыночной цене Р”< . Итак, по сравнению с совершенным конкурентом монополист предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене. С позиции общества монополист неэффективно использует ресурсы. Потребители монопольного продукта также несут потери. Во-первых, из-за более высокой цены по сравнению с ценой совершенного конкурента. Эти потери представлены площадью прямоугольника FNР” (Приложение 1, рис 1.) Во-вторых, из-за сокращения количества продукции на рынке, что отражает площадь треугольника FF”N (Приложение 1, рис 1.). Таким образом, потребителям экономически не выгодно иметь дело с монополией. [19 , с.114-115]
Информация о работе Антимонопольная политика Российской Федерации