Антимонопольная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 10
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации. 20
2.1 Становление антимонопольной политики в России 20
2.2 Методы антимонопольной политики в России. 24
Заключение. 31
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 98.02 Кб (Скачать файл)

В целом, можно сказать, что контрольная  деятельность антимонопольного ведомства  пока недостаточно эффективна. Оно  не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые  сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях. [11]

Важным для антимонопольной  политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию. А что  такое недобросовестная конкуренция? Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые  противоречат законодательству, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб  их деловой репутации. Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с  аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции  также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца. [8, с. 116]

В антимонопольной  политике используются ещё и запреты  на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан. [8, с. 117 ]

Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры  регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и  так далее.

Подобные  действия органов власти имеют экономическую  подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает  финансовую поддержку на выборах. Между  тем законодательство многое запрещает  должностным лицам государственной  власти и управления: 1) заниматься предпринимательской  деятельностью, иметь в собственности  предприятия; 2) самостоятельно или  через представителей голосовать посредством  принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; 3) совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с  функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями  и правами этих органов. [8, с. 119]

Кроме того, не разрешается создавать  министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также  наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому  решения исполнительной власти и  местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством. [8, с. 120]

Кроме уже  перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями  в России отдельных видов продукции. В него включены. Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

 

Заключение.

 

 

 

Изучив  предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую. В России на данном этапе проблема монополизации перестала быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме возможно сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. В данной курсовой работе рассмотрены основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара или услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

 

1) Антимонопольная  политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Нац. экономика” / И.В. Князева. – М.: Омега-Л, 2006. – 526 с. – (Высшее экономическое образование);

2) Борисов  Е.Ф. Экономическая Теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 544с.;

3) Государственное  регулирование рыночной экономики:  Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В.И. – общ. Ред. М.: Изд-во РАГС, 2006. – 834с.;

4) Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория : учебное пособие / Г.М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В.В. Амосова. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 237, [1] с.;

5) Иохин В.Я. Экономическая теории : учебник / В.Я. Иохин. – М. : Экономистъ, 2006. – 861 с.

6) Куликов  Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2006. – 400с.: ил.;

7) Кусакина О.Н. Антимонопольная политика России / О. Н. Кусакина, В. М. Мищенко ; Ставроп. гос. аграр. ун-т. – [2-е изд., доп. и перераб.]. – Ставрополь : АГРУС, 2007. – 347с.

8) Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебник / В. Ф. Максимова. - 6-е изд.; перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2008. - 368с.;

9) Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 8-е изд. стер. – М. : Кнорус, 2008. – 624 с.;

10) Носова  С.С. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. – 2-е изд., стер. – М. : Кнорус, 2008. – 791, [1] с.;

11) Официальный  сайт Федеральной Антимонопольной  Службы - http://www.fas.gov.ru/;

12) Современная  экономика : лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 410с. – (Высшее образование);

13) Современная  экономика. Общедоступный учебный  курс. Ростов н/Д.: изд-во “Феникс”, 2008 – 416с.;

14) Экономика  : учеб. / под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 839 с.;

15) Экономика:  Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономист, 2006. – 831с. ;

16) Пилипцов Н. Ценовое соглашение с монополистами как новое оружие антимонопольных органов. // «Налоговый вестник» №20 2009, стр. 13-14

17) Новиков В. Российский Антитраст: Антимонопольное ретро.// «Ведомости» №123 от 07.07.2010

18) Манюк Т. Энергетике объявлена реформа.// «Наше мнение» от 09.09.2010

19) Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд - М. Инфра-М, 2004

20) Беспалов С.А. Монополиям – бой. // «Экономика. Финансы. Управление» №11 2009, стр. 10-12

21) Санько Г.Г. Монополизм и конкуренция. - Мн.: БГЭУ, 2000

22) Международная  экономика №1-2010 С.28

23) Экономист  №11-2009 с. 3-18

24) Финансы и кредит №34-2009-с.57

25) http://wikipedia.org/

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Антимонопольная политика Российской Федерации