Антимонопольная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 10
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации. 20
2.1 Становление антимонопольной политики в России 20
2.2 Методы антимонопольной политики в России. 24
Заключение. 31
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 98.02 Кб (Скачать файл)

Монополия, как мы убедились, сопряжена с  целым набором резко отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических  злоупотреблений. Те же причины, которые  вынуждают клиента фирмы-монополиста  мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством  продукции, ее устарелостью (замедлением  технического прогресса), отсутствием  сервиса и другими проявлениям  пренебрежения интересами потребителя. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в  отрасль ничто не грозит даже в  длительном плане. Самостоятельно рынок  не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных  условий для развития конкурирующей  среды на рынке товаров и услуг.

Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей.

Для исследования антимонопольной политики, необходимо ознакомиться с её принципами:

  1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выявления степени монополизации рынка можно использовать показатель, характеризующих долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера.
  2. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации и требующее особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией.
  3. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.
  4. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является реализация антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима.
  5. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий.
  6. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

Целью антимонопольной  политики является обеспечение условий  для свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей; поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Достижение  цели антимонопольной политики предполагает:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории государства посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.).

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

6. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий. В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.

7. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Инструменты антимонопольной политики подразделяются на: прямые (административные) и косвенные (экономические). Административные меры применяются к фирмам, осуществляющие следующие типы действий:

1) фиксирование  продажных цен, тайное и явное,  так что назначаемые фирмой  цены выпадают из сферы влияния  рынка; 

2) ограничения  покупки: запрет заказчикам покупать  какой-либо товар в другом месте,  у другого продавца, по другой  цене или в другом объеме, чем  установлено фирмой-продавцом; 

3) ограничения  продажи: запрет поставщикам продавать  товар другому клиенту, в другом  месте, по другой цене или  в другом объеме, чем это предусмотрено  контрактом с фирмой-покупателем; 

4) связанные  продажи: продажа одного товара  клиенту при условии, что он  покупает какой-либо еще (оговоренный  заранее в контракте) продукт  данной фирмы;

5) недобросовестная  реклама: акцент в рекламных  посланиях на таких качествах  продукта, которые в действительности  у данного изделия отсутствуют,  или подчеркивание недостатков  товара конкурирующей фирмы, которые  на самом деле у него могут  и не быть;

6) недобросовестная  маркировка товара: оформление внешнего  вида товара, таким образом, который  не отвечает его назначению, или  указание таких его внутренних  характеристик, которые продукту  не присущи;

7) вертикальные  или горизонтальные ограничения  конкуренции: давление на поставщиков  (потребителей) продукции или на  другие фирмы, производящие данный  продукт, с целью усиления собственного  влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

Косвенные инструменты  на объект воздействуют:

1) ограничение  минимальной и максимальной цены;

2) ограничение  нормы рентабельности (можно получить  прибыль не более допустимой);

3) меры по  поддержке конкуренции; 

4) разукрупнение  предприятия.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование  определяют как реализация государством комплекса экономических, законодательных  и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение  чрезмерной монополизации рынка  и злоупотреблений монопольной  властью со стороны хозяйствующих  субъектов. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное  законодательство. Оно выступает  одной из форм непосредственного  вмешательства государства в  рыночные отношения.

Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

а) необходимость  защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений;

б) потребность  в защите потребителей от недобросовестной деловой практики; в) необходимость  защиты интересов общества от некоторых  предпринимателей.

В современных  условиях антимонопольная политика ведется по двум направлениям. К  первому из них относятся формы  и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Главная задача сводится к тому, чтобы создать  в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми.

Второе направление  объединяет способы воздействия  на монополию: государственное регулирование  и антимонопольное законодательство. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий  является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции, то она подвергается раздроблению. При демонополизации экономики к указанным направлениям надо добавить разгосударствление.

Можно выделить три основных наблюдающихся в  мире тенденции развития антимонопольной  политики:

1) приобретение  политикой сетевого (децентрализованного)  характера; 

2) ужесточение  норм в отношении картелей;

3) введение  ограничений для государств (правительства)  в части предоставления льгот.

Что касается первой тенденции - приобретения антимонопольной  политикой сетевого (децентрализованного) характера - то в 2001 году произошло уникальное для международных экономических  отношений событие - возникла международная общественная организация «Международная конкурентная сеть» (International Competition Network - ICN). Она была создана государственными органами основных развитых и развивающихся стран, отвечающими за защиту конкуренции, для более эффективного сотрудничества по улучшению антимонопольного регулирования. В настоящее время в ICN входят 90 органов власти из 80 стран.

Задачи этой организации - обеспечение антимонопольных  органов регулярными контактами в неформальной форме, усиление кооперации и конвергенция проводимой политики. Это единственный международный  орган, занимающийся вопросами правоприменения антимонопольного законодательства. Членство в ней является добровольным и открыто для любого ведомства, отвечающего за конкуренцию.

Что касается второй тенденции - ужесточения норм в отношении картелей - то оно  в мировой экономике началось с принятия в 2004 году Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям  против «злостных» картелей (Recommendation on Effective Action against Hard Core Cartel). Данный документ предписывал ужесточение санкций по отношению к картелям (к «злостным картелям», предусматривающим фиксацию цен или раздел рынков), усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий. После этого в течение последних лет картели были основной повесткой дня всех международных форумов, касающихся вопросов конкуренции. Эффективной борьба с картелями является в первую очередь в США, где в 1980-е годы средняя сумма штрафов составляла $29 млн., а в 1999 г. она достигла $1,1 млрд. В других странах картина менее впечатляющая: антимонопольные органы сталкиваются с проблемами при доказывании согласованных действий компаний в суде.

Что касается третьей тенденции - введения ограничений  для государств (правительства) в  части предоставления льгот - то это  направление, в принципе нехарактерно для антимонопольных органов, и было распространено в первую очередь в Европейском Союзе. В 2004 г. экспертами ЮНКТАД был предложен «Модельный закон о конкуренции». Одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на её предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях. [21, с. 45-47]

Если говорить об основных новациях в антимонопольной  политике в мировом сообществе, то хотелось бы отметить следующие:

1) сетевая  организация взаимодействия Европейской  комиссии с национальными антимонопольными  органами (интенсификация информационного  обмена между антимонопольными  ведомствами, принцип одного окна, в центр - Комиссии ЕС - передаются  сделки, затрагивающие более трех  стран-членов ЕС или превышающие  определенные пороги);

2) изменение  процедур рассмотрения ходатайств (ликвидирована презумпция нарушения  для фирм с большой долей  рынка, появление оценки увеличения  возможностей координации действий, большая информационная открытость  по отношению к заявителям);

Информация о работе Антимонопольная политика Российской Федерации