Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:14, курсовая работа
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 10
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации. 20
2.1 Становление антимонопольной политики в России 20
2.2 Методы антимонопольной политики в России. 24
Заключение. 31
Список литературы. 33
Монополия,
как мы убедились, сопряжена с
целым набором резко
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.
Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей.
Для исследования антимонопольной политики, необходимо ознакомиться с её принципами:
Целью антимонопольной
политики является обеспечение условий
для свободной конкуренции; проведение
контроля над предприятиями-
Достижение цели антимонопольной политики предполагает:
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории государства посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.).
2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
6. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий. В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
7. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
Инструменты антимонопольной политики подразделяются на: прямые (административные) и косвенные (экономические). Административные меры применяются к фирмам, осуществляющие следующие типы действий:
1) фиксирование
продажных цен, тайное и явное,
2) ограничения
покупки: запрет заказчикам
3) ограничения
продажи: запрет поставщикам
4) связанные
продажи: продажа одного
5) недобросовестная
реклама: акцент в рекламных
посланиях на таких качествах
продукта, которые в действительности
у данного изделия отсутствуют,
6) недобросовестная
маркировка товара: оформление внешнего
вида товара, таким образом, который
не отвечает его назначению, или
указание таких его внутренних
характеристик, которые
7) вертикальные
или горизонтальные
Косвенные инструменты на объект воздействуют:
1) ограничение
минимальной и максимальной
2) ограничение нормы рентабельности (можно получить прибыль не более допустимой);
3) меры по поддержке конкуренции;
4) разукрупнение предприятия.
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование определяют как реализация государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения.
Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:
а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений;
б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики; в) необходимость защиты интересов общества от некоторых предпринимателей.
В современных
условиях антимонопольная политика
ведется по двум направлениям. К
первому из них относятся формы
и методы регулирования, назначение
которых состоит в
Второе направление
объединяет способы воздействия
на монополию: государственное регулирование
и антимонопольное
Можно выделить три основных наблюдающихся в мире тенденции развития антимонопольной политики:
1) приобретение политикой сетевого (децентрализованного) характера;
2) ужесточение норм в отношении картелей;
3) введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот.
Что касается
первой тенденции - приобретения антимонопольной
политикой сетевого (децентрализованного)
характера - то в 2001 году произошло уникальное
для международных
Задачи этой организации - обеспечение антимонопольных органов регулярными контактами в неформальной форме, усиление кооперации и конвергенция проводимой политики. Это единственный международный орган, занимающийся вопросами правоприменения антимонопольного законодательства. Членство в ней является добровольным и открыто для любого ведомства, отвечающего за конкуренцию.
Что касается второй тенденции - ужесточения норм в отношении картелей - то оно в мировой экономике началось с принятия в 2004 году Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям против «злостных» картелей (Recommendation on Effective Action against Hard Core Cartel). Данный документ предписывал ужесточение санкций по отношению к картелям (к «злостным картелям», предусматривающим фиксацию цен или раздел рынков), усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий. После этого в течение последних лет картели были основной повесткой дня всех международных форумов, касающихся вопросов конкуренции. Эффективной борьба с картелями является в первую очередь в США, где в 1980-е годы средняя сумма штрафов составляла $29 млн., а в 1999 г. она достигла $1,1 млрд. В других странах картина менее впечатляющая: антимонопольные органы сталкиваются с проблемами при доказывании согласованных действий компаний в суде.
Что касается третьей тенденции - введения ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот - то это направление, в принципе нехарактерно для антимонопольных органов, и было распространено в первую очередь в Европейском Союзе. В 2004 г. экспертами ЮНКТАД был предложен «Модельный закон о конкуренции». Одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на её предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях. [21, с. 45-47]
Если говорить об основных новациях в антимонопольной политике в мировом сообществе, то хотелось бы отметить следующие:
1) сетевая
организация взаимодействия
2) изменение
процедур рассмотрения
Информация о работе Антимонопольная политика Российской Федерации