Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 17:09, контрольная работа
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
Экономические основы банковской системы РФ
Организационная структура и функции Центрального Банка
Банк России, и его место в денежно-кредитной системе
Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора
1. Введение ……………………………………………………………………………………3
2. Экономические основы банковской системы РФ ……………………………………….5
2.1. Банк: понятие и эволюция развития ……………………………………………..5
2.2. История банковского дела в России ……………………………………………..7
3. Организационная структура Центрального Банка ………………………………………9
4. Функции Центрального Банка ……………………………………………………………15
5. Банк России, и его место в денежно-кредитной системе ……………………………….18
5.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики государства …………….18
5.2. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ ………..19
5.3. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году …….22
5.3.1. Инфляция и экономический рост ………………………………………...22
5.3.2. Реализация денежно-кредитной политики ………………………………23
- Процентная политика …………………………………………………….24
- Денежное предложение и его источники ……………………………….27
- Применение инструментов денежно-кредитной политики ……………29
6. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и
банковского надзора в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов …………………………32
7. Заключение …………………………………………………………………………………36
8. Список использованной литературы …………………
С 1758 года в России действовал Медный банк со стартовым капиталом в два миллиона рублей. В его функции входила выдача ссуд, при этом они выдавались медной монетой, а при возврате требовалось ѕ займа вернуть серебром.
В 1769 году были выпущены в обращение первые бумажные деньги – рублевые ассигнации. Для обслуживания эмиссии учреждены Ассигнационные банки.
Первый коммерческий банк был создан в 1817 году. Государственный коммерческий банк специализировался на кредитовании купечества.
А в 1842 году в Санкт-Петербурге и Москве появились первые сберегательные кассы, от которых ведет свою историю Сбербанк России.
В 1860-м Государственный коммерческий банк был преобразован в Государственный банк Российской Империи. Именно ему после денежной реформы министра финансов Сергея Юльевича Витте 1897 года была определена роль, которую в наши дни выполняют центральные банки: эмиссия и управление кредитно-денежной политикой.
Настоящее развитие банковского дела началось в России после отмены крепостного права, когда стала развиваться промышленность. До этого общее число коммерческих банков составляло около 20. А в период с 1861-го по 1872 год появились 33 акционерных коммерческих банка и 11 - акционерных земельных.
К 1914 году в стране насчитывалось 53 акционерных коммерческих банка, имевших 778 филиалов.
В результате революции 1917 года все кредитные учреждения были национализированы, а их средства переданы вновь созданному Государственному банку, который позже был преобразован в Народный банк РСФСР, а в 1922 году – в Государственный банк СССР.
Кроме того, с 1922-го начали работать сберкассы, именовавшиеся тогда гострудсберкассами.
Снова коммерческие банки появились в России только в 1988 году. А 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был учрежден Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Организационная структура Центрального Банка
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Подотчетность Банка России проявляется в:
— процедуре назначения (выбора) руководства Банка — Председателя и членов Совета директоров;
— процедуре отчетности и проведении парламентских слушаний о деятельности Банка с участием его представителей;
— правилах, оговаривающих степень невмешательства Думы в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.
Независимость Банка России проявляется
прежде всего в том, что он не входит
в структуру федеральных
Центральный банк России, являясь
государственным с точки зрения
собственности на капитал, обладает
юридической самостоятельностью в
вопросах тактики и стратегии
проведения денежно-кредитной политики,
направленной на поддержание стабильности
обращения денег и
Вопросы независимости Центрального
банка имеют принципиальное значение
в связи с необходимостью разграничения
государственных финансов и банковских
ресурсов. Правительству, как правило,
не хватает государственных
В результате образуется внутренний
и внешний государственный
В процессе обслуживания государственного
долга Центральный банк должен не
только поддерживать Правительство, но,
проявляя независимость, заботиться и
о сохранении ликвидности банковской
системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе
ЦБ и Правительства Агентство
по реструктуризации кредитных организаций
призвано обеспечивать устойчивость банковской
системы и своевременное
Принцип независимости Центрального
банка проявляется также в
передаче функций по кассовому исполнению
бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство.
Кассовая наличность остается в отделениях
банков, а казначейству передаются
функции ведения учетных
Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.
Итак, принцип независимости Банка
России проявляется прежде всего
в том, что он не входит в структуру
федеральных органов
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.
Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Принципы организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:
— Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
— национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
— задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
— когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
— Банк России может быть ликвидирован
только на основании принятия соответствующего
федерального закона, который и определит
порядок использования его
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.
В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента:
— Сводный экономический
— Департамент исследований, информации и статистики;
— Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
— Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
— Департамент методологии и организации расчетов;
— Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
— Департамент пруденциального банковского надзора;
— Департамент по организации банковского санирования;
— Департамент иностранных
— Департамент регулирования
— Департамент эмиссионно-
— Департамент информатизации;
— Юридический департамент;
— Департамент внутреннего аудита и ревизий;
— Административный департамент;
— Департамент подготовки персонала;
— Департамент операций на открытом рынке;
— Департамент контроля за деятельностью кредитных организации на финансовых рынках;
— Департамент валютного
— Департамент телекоммуникаций;
— Департамент полевых
— Департамент общественных связей. Подразделениями Банка России являются:
— Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
— Главное управление безопасности и защиты информации;
— Главное управление недвижимости;
— Управление специальной связи.
Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.
Принципы организации
Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.
Внутренние: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.
Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Совет директоров — это высший исполнительный орган Центрального банка России, который отвечает за практическую реализацию его целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:
— создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;
— установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке»;
— величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;
— изменение процентных ставок Банка России;