Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 17:09, контрольная работа
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
Экономические основы банковской системы РФ
Организационная структура и функции Центрального Банка
Банк России, и его место в денежно-кредитной системе
Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора
1. Введение ……………………………………………………………………………………3
2. Экономические основы банковской системы РФ ……………………………………….5
2.1. Банк: понятие и эволюция развития ……………………………………………..5
2.2. История банковского дела в России ……………………………………………..7
3. Организационная структура Центрального Банка ………………………………………9
4. Функции Центрального Банка ……………………………………………………………15
5. Банк России, и его место в денежно-кредитной системе ……………………………….18
5.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики государства …………….18
5.2. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ ………..19
5.3. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году …….22
5.3.1. Инфляция и экономический рост ………………………………………...22
5.3.2. Реализация денежно-кредитной политики ………………………………23
- Процентная политика …………………………………………………….24
- Денежное предложение и его источники ……………………………….27
- Применение инструментов денежно-кредитной политики ……………29
6. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и
банковского надзора в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов …………………………32
7. Заключение …………………………………………………………………………………36
8. Список использованной литературы …………………
Cовершенствование практики банковского надзора в2013–2015 годах будет осуществляться по следующим основным направлениям:
– интенсификация надзора с учетом профиля и уровня принятых рисков, прозрачности осуществляемой деятельности и возможного негативного влияния ситуации в кредитных организациях на системную устойчивость банковского сектора;
– проведение надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе на собственников кредитных организаций, связанных с банками лиц и связанных заемщиков;
– оценка соответствия систем корпоративного управления иуправления рисками кредитных организаций характеру и масштабам их деятельности, профилю и величине принятых рисков, включая риски, связанные с применением кредитными организациями информационных технологий;
– развитие системы оценки устойчивости кредитных организаций и банковских групп на консолидированной основе;
– повышение оперативности и эффективности применения корректирующих мер.
В рамках решения указанных задач повышается значимость достоверной информации о деятельности кредитных организаций и банковских групп и качество источников указанной информации. С учетом этих обстоятельств действия, предпринимаемые Банком России, направлены:
– на повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций, включая вопросы реальной оценки активов, обязательств и капитала;
– на повышение качества взаимодействия с отечественными и зарубежными органами финансового регулирования и надзора (контроля).
В предстоящие годы повышенное внимание будет уделяться вопросам оценки системной устойчивости, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.
Будут изучаться вопросы контрциклического регулирования иприменения макро-пруденциальных подходов к регулятивным и надзорным решениям.
В 2013–2015 годах продолжится развитие инспекционной деятельности. Завершится формирование единой централизованной структуры инспектирования Банка России.
В целях повышения эффективности и результативности проверок, снижения нагрузки на кредитные организации продолжится работа по стандартизации основных вопросов и внедрению в процедуры проверок современных информационных технологий.
Будет расширяться практика оперативного контроля за качеством инспекционной деятельности, в том числе посредством проведения межрегиональными инспекциями мониторинга проверок всех кредитных организаций, расположенных на соответствующей территории. Будет сформирована вертикально интегрированная система внутреннего контроля за инспекционной деятельностью. Продолжится работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности на основе международно признанных подходов, в том числе в части надзора за трансграничными учреждениями.
В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства исобственников кредитных организаций будет продолжена работа по вопросам:
– совершенствования системы
– установления уголовной ответственности для руководителя, а также лица, ответственного за составление и (или) представление бухгалтерской и иной отчетности, за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно за представление неполных либо заведомо ложных сведений сцелью со-крытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.
Для повышения транспарентности деятельности российских кредитных организаций, укрепления рыночной дисциплины, повышения доверия к банковскому сектору со стороны населения будет продолжена работа по подготовке проекта федерального закона, устанавливающего обязанность кредитных организаций раскрывать на своихофициальных сайтах в сети Интернет информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций и их руководителей.
В целях повышения эффективности предупреждения банкротства проблемных кредитных организаций предполагается участие в подготовке проекта федерального закона, предусматривающего закрепление за государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» на постоянной основе функций пофинансовому оздоровлению банков и уточнение механизмов их осуществления.
Банком России будут предприняты меры по дальнейшему повышению эффективности функционирования банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее– ПОД/ФТ).
В процессе надзора за исполнением кредитными организациями законода-тельства и иных нормативных актов в сфере ПОД/ФТ особое внимание будет уделяться реализации кредитными организациями при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ риск-ориентированного подхода в отношении клиентов и их операций, что позволит выявлять недостатки в организации системы ПОД/ФТ и предпринимать адекватные меры по их устранению.
Банк России намерен развивать с учетом законодательных ограничений транспарентность работы по банковскому регулированию и банковскому надзору для банковского сообщества и широкой общественности.
В рамках установленной компетенции Банк России продолжит участие в работе по повышению финансовой грамотности населения. Так, в2013 году предполагается участие в информационно-просветительской компании, целью которой является доведение до потребителей финансовых услуг комментариев и разъяснений Банка России по наиболее актуальным вопросам, возникающим в сфере банковской деятельности.
Заключение
Сегодня денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ имеет большое значение для России. Особенность ее заключается в том, что существуют различные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, которые сейчас активно использует Центральный Банк для достижения укрепления устойчивости банковской системы и денежно-кредитной политики.
Вышеизложенный материал позволяет
выделить основные характерные моменты
особенностей денежно-кредитной политики
Банка России и выявить текущие
экономические тенденции
· высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов в банковской системе РФ позволяет говорить об увеличивающейся максимальной действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области;
· следует отметить более решительный переход в политике Банка России от административно-командных к рыночным методам регулирования, что является одним из важных условий в денежно-кредитной политике;
· анализ изменений строения банковской системы России позволяет отметить набирающий силу процесс не только количественных, но и качественных изменений в построении банковской системы;
· сочетание мер, принимаемых ЦБ в области валютной политики и в области дисконтной политики по национальной валюте, позволили добиться определенных успехов в процессе защиты и обеспечения устойчивости рубля, повышения привлекательности накоплений в национальной валюте, сдерживания процесса перетока свободных средств на покупку иностранной валюты;
· однако следует отметить, что на фоне определенных достижений в области антиинфляционной задачи, учитывая проблему кризиса неплатежей в данный момент времени, экономика России имеет дело с процессом подавленной инфляции. Наличие этого фактора и дальнейшая динамика событий в этой области, судя по всему, будут в будущем, как определять действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования, так и накладывать определенные ограничения в выборе им тех или иных механизмов действия.
Можно предложить следующие рекомендации по повышению качества работы Банка России:
1. Банк России должен совместно
с Правительством Российской
Федерации активно
2. На современном этапе
Таким образом, следует заметить, что
в настоящее время реформы
в банковском секторе продолжаются.
Стратегическими целями этих преобразований
являются: укрепление устойчивости банковской
системы; повышение качества реализации
банковским сектором функций по аккумулированию
сбережений населения, средств предприятий,
их трансформации в кредиты и
инвестиции; предотвращение использования
кредитных организаций для
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Процентные ставки по операциям Банка России в 2012 году (% годовых)*
Назначение |
Вид инструмента |
Инструмент |
Срок |
Значение ставки с: |
|||||
26.12.2011 |
18.06.2012 |
14.09.2012 |
|||||||
Кредиты «овернайт» |
1 |
день |
8,00 |
8,00 |
8,25 |
||||
Сделки «валютный своп» (рублевая |
часть) |
1 |
день |
8,00 |
6,50 |
6,75 |
|||
Ломбардные кредиты |
1 |
день, 1 неделя** |
6,25 |
6,25 |
6,50 |
||||
Прямое РЕПО |
1 |
день |
6,25 |
6,25 |
6,50 |
||||
Операции постоянного действия |
До 90 дней |
6,75 |
6,75 |
7,00 |
|||||
(по фиксированным процентным ставкам) |
Кредиты, обеспеченные золотом |
От 91 до 180 дней |
7,25 |
7,25 |
7,50 |
||||
Предоставле- |
|||||||||
От 181 до 365 дней*** |
— |
7,75 |
8,00 |
||||||
ние ликвид- |
|||||||||
До 90 дней |
7,00 |
7,00 |
7,25 |
||||||
ности |
Кредиты, обеспеченные нерыночными |
||||||||
От 91 до 180 дней |
7,50 |
7,50 |
7,75 |
||||||
активами или поручительствами |
|||||||||
От 181 до 365 дней**** |
8,00 |
8,00 |
8,25 |
||||||
Аукционы прямого РЕПО |
1 |
день |
5,25 |
5,25 |
5,50 |
||||
Операции на открытом рынке |
Ломбардные аукционы, аукционы прямого |
1 |
неделя |
5,25 |
5,25 |
5,50 |
|||
(минимальные процентные ставки) |
3 |
месяца |
6,75 |
6,75 |
7,00 |
||||
РЕПО |
|||||||||
12 месяцев**** |
7,75 |
7,75 |
8,00 |
||||||
Абсорбирова- |
Операции на открытом рынке |
Депозитные аукционы |
1 |
неделя*** |
— |
4,75 |
5,00 |
||
(максимальные процентные ставки) |
1 |
месяц** |
5,50 |
5,50 |
5,75 |
||||
ние ликвид- |
|||||||||
Операции постоянного действия |
1 |
день, 1 неделя**, |
|||||||
ности |
|||||||||
Депозитные операции |
1 |
месяц***, |
4,00 |
4,00 |
4,25 |
||||
(по фиксированным процентным ставкам) |
|||||||||
до востребования |
|||||||||
Справочно: |
|||||||||
Ставка рефинансирования |
8,00 |
8,00 |
8,25 |
||||||
* Кроме операций, действие которых по состоянию на 1.01.2012 было приостановлено.
**Приостановлено: предоставление
ломбардных кредитов и
***Процентная ставка установлена: по кредитам, обеспеченным золотом, на срок от 181 до 365 дней – со 2.04.2012; по депозитным аукционам на срок 1 неделя – с 10.04.2012; по депозитным операциям на фиксированных условиях на срок 1 месяц – со 2.07.2012.
****Возобновлено: предоставление
ломбардных кредитов на
Приложение 3
Оценка показателей денежной программы на 2012 год (млрд. рублей)*
1.01.2012 |
1.10.2012 |
1.01.2013 |
Прирост за 2012 год |
||
Денежная база (узкое определение) |
7149,6 |
7107,9 |
8019 |
870 |
|
– наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
6895,8 |
6826,8 |
7718 |
823 |
|
– обязательные резервы** |
253,7 |
281,0 |
301 |
47 |
|
Чистые международные резервы |
15701,0 |
16394,3 |
16346 |
645 |
|
– в млрд. долларов США |
487,7 |
509,2 |
508 |
20 |
|
Чистые внутренние активы |
-8551,4 |
-9286,4 |
-8326 |
225 |
|
Чистый кредит расширенному правительству |
-5230,3 |
-7615,4 |
-6622 |
-1391 |
|
– чистый кредит федеральному правительству |
-4055,0 |
-5663,0 |
-5446 |
-1391 |
|
– остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
-1175,4 |
-1952,5 |
-1175 |
0 |
|
и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России |
|||||
Чистый кредит банкам |
100,8 |
1872,0 |
1771 |
1670 |
|
– валовой кредит банкам |
1470,7 |
2716,5 |
3000 |
1529 |
|
– корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России |
-1369,9 |
-844,5 |
-1229 |
141 |
|
и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности |
|||||
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-3421,9 |
-3543,0 |
-3476 |
-54 |
|
* Показатели программы,
рассчитываемые по |
|||||
** Обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации, депонированные на счетах в Банке России. |