Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:24, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.
Введение ...………………………………………………………………………3
1 Современная банковская система: понятие, сущность и структура …....4
2 История развития банковской системы …………..………………..……..11
3 Банковская система Республики Беларусь на современном этапе ..........15
3.1 Национальный банк Республики Беларусь……..………………………15
3.2 Коммерческие банки Республики Беларусь ...….……………………..17
4 Основные направления и перспективы развития банковской
системы Республики Беларусь………………………………………………22
Заключение.……….......................................................................................27
Список использованных источников ..........................................................29
Приложение А. Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012 ………….………….…30
Приложение В. Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь по состоянию на 13.11.2012 г...31
- в деятельности банков
преобладали управленческие
- банки по-прежнему оставались государственными;
- сохранился их монополизм по отношению к клиентам;
- распределение кредитных
ресурсов производилось по
- банки
продолжали субсидировать
- реорганизация не затронула
деятельность таких важных
Пожалуй, единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение банковских расчетов и большая специализация в банковском деле.
Новым этапом в развитии
банковской системы страны стал отход
от монополизма путем создания коммерческих
банков на паевых началах, которые действовали
на принципах полного
Рыночные отношения в банковской деятельности не всегда устанавливались легко и безболезненно. Бывали случаи, когда учреждения специализированных банков задерживали перечисление паевых взносов со счетов пайщиков, препятствовали перечислению средств в депозиты и вклады, что ограничивало хозрасчетную самостоятельность предприятий, отказывались открывать коммерческим банкам корреспондентские счета. Нарушались права клиентов на свободный выбор банков для своего обслуживания.
Большинство коммерческих и кооперативных банков выполняли ограниченный круг операций: за счет собственных и привлеченных ресурсов производилась выдача кратко- и долгосрочных кредитов предприятиям, организациям и кооперативам. Однако для обеспечения своей жизнеспособности в условиях конкуренции многие коммерческие банки стремились повышать качество обслуживания клиентуры, расширять сферу услуг, находить новые источники ресурсов и сферы выгодного приложения капитала.
Таким образом, в 1988 - 1989 гг.
начала формироваться трехъярусная
банковская система, состоящая из Госбанка
СССР, государственных
В декабре 1990 г. Верховный
Совет СССР принял новый проект кредитной
системы, который воплотился в законах
о Госбанке СССР и о банковской
деятельности. Законодательно была установлена
двухуровневая банковская система,
состоящая из Госбанка и сети коммерческих
банков. С тех пор многое поменялось
и в политическом устройстве страны,
и в экономической системе. Нормативы
деятельности банковской системы постоянно
корректируются и дополняются Национальным
банком Республики Беларусь. Современное
положение в банковской сфере
отличается особой, чисто белорусской
спецификой по многим параметрам деятельности.
Далее будут рассмотрены
Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков.
Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк
осуществляет свою
Национальный банк
подотчетен Президенту
Основными целями деятельности Национального банка являются:
защита и обеспечение
устойчивости белорусского
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного,
надежного и безопасного
Получение прибыли
не является основной целью
деятельности Национального
Национальный банк выполняет следующие функции:
разрабатывает и совместно
с Правительством Республики
Беларусь проводит единую
осуществляет эмиссию денег;
регулирует денежное обращение;
регулирует кредитные отношения;
является для банков
кредитором последней
осуществляет валютное регулирование;
организует и осуществляет
валютный контроль как
выполняет функции
центрального депозитария
осуществляет эмиссию
ценных бумаг Национального
организует эффективное,
надежное и безопасное
консультирует, кредитует
и выполняет функции
осуществляет государственную
регистрацию банков и
осуществляет регулирование
деятельности банков и
выполняет другие функции
в соответствии с Банковским
кодексом Республики Беларусь (ст.
26) и иными законодательными
Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
В соответствии со ст. 58 Банковского кодекса Республики Беларусь органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов.
Компетенция Правления
Национального банка и порядок
созыва его заседаний
Члены Правления
Председатель и члены
Правления Национального банка
назначаются Президентом
Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:
истечения срока полномочий;
неспособности исполнения
служебных обязанностей по
отставки;
ухода на пенсию по собственному желанию;
несоблюдения Конституции
Республики Беларусь, законов Республики
Беларусь, декретов, указов и распоряжений
Президента Республики
разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;
признания виновным в совершении преступления по приговору суда;
совершения виновных действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу;
в иных случаях,
предусмотренных
Совет директоров Национального банка является исполнительным коллегиальным органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.
Совет директоров Национального банка состоит из девяти членов, включая руководителя Совета.
Компетенция Совета
директоров Национального
Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.
Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.
В Республике Беларусь могут
создаваться в соответствии с
законодательными актами Республики Беларусь
либо нормативными правовыми актами
Национального банка
Банк имеет устав, утверждаемый
в порядке, определенном законодательством
Республики Беларусь для юридического
лица соответствующей