Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:45, реферат
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.
1.Введение
2.Банковская система РФ. Региональная банковская система
3.Методы государственного регулирования банковской деятельности
4.Банковское обслуживание физических и юридических лиц
5. Этапы выдачи кредита
6. Заключение
7. Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ВВЕДЕНИЕ В СФЕРУ
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выполнил:
студент группы ФиК-12
Проверил:
Кандидат экономических наук, доцент
Братск 2012
Содержание
1.Введение
2.Банковская система
РФ. Региональная банковская
3.Методы государственного регулирования банковской деятельности
4.Банковское обслуживание физических и юридических лиц
5. Этапы выдачи кредита
6. Заключение
7. Список используемой литературы
1.Введение
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеютсвои подсобные предприятия. Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация. Решение поставленной задачи возможно лишь на основе изучения, практического осмысления функционирования банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на
практике.
2. Банковская система РФ. Региональная банковская система.
Банковская система государства - это совокупность различных
финансово-кредитных институтов в стране в их взаимосвязи, действующая в рамках общего денежно-кредитного механизма в определенный исторический период.
Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так как на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.
Основные задачи банковской системы любой страны:
1. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве;
2. аккумуляция временно свободных ресурсов в стране;
3. кредитование производства, обращения товаров и потребностей физических лиц.
Существует два основных типа построения банковской системы:
¾ одноуровневая;
¾ двухуровневая.
В рамках одноуровневой банковской системы все финансово-кредитные
институты, включая Центральный банк (ЦБ), находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры. Подобные принципы построения характерны в основном как для стран со слаборазвитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными и административно-командными режимами управления.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях – По-горизонтали и по- вертикали.
I Центральный банк
II Коммерческий банк
По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком страны как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями, являющимися универсальными и специализированными коммерческими банками.
По горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями, коммерческими банками. При этом происходит разделение административных функций и операционных функций, связанных с обслуживанием народного хозяйства. Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков.
|
Рис. 1 Банковская система России
1. Центральный банк РФ - единственный банк России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег, который выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны.
2. Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального решения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные банковским законодательством.
3. Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
4. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные банковским законодательством.
5. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Региональные банковские системы являются частью единой банковской системы страны. Наряду с определяющими общими чертами и закономерностями развития региональные банковские системы имеют в то же время и свои особенности, обусловленные состоянием экономической конъюнктуры рынка и местом в системе межрегиональных хозяйственных связей.
Применительно к региональной банковской системе можно утверждать, что она содержит следующие элементы:
- различные коммерческие банки (мелкие, средние, крупные);
- кредитные учреждения;
- вспомогательные организации.
В последнее время вопросы формирования и функционирования региональных банковских систем выходят на первый план. Процесс создания региональных банковских систем представляется в настоящее время как перспектива развития банковской системы страны в целом.
Ресурсы региональных банков в массе своей представляют собой совокупные
ресурсы банковской системы
страны, закрепляя тем самым
Банковская система представляет собой не случайный набор предприятий -
финансовых посредников. Среди множества финансовых институтов, осуществляющих деятельность по перемещению средств от различных кредиторов к различным заемщикам, банки занимают особое место в силу специфики своей деятельности и особого статуса, свойственного только банкам. Возможность приобщения к банковскому сообществу получают только те финансовые посредники, которые осуществляют свою деятельность на основании специального разрешения (лицензии) государственных органов, определяющего круг специфических операций
банков. Приобретая статус банка, и используя свои исключительные права проведения банковских операций, банки одновременно принимают на себя и исключительные обязательства перед обществом, которые выражаются в совокупности действий, направленных на достижение общих целей. В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О
банках и банковской деятельности в РСФСР", целью всех банков, действующих на территории РФ, является извлечение прибыли.
Прибыль – это необходимое условие существования банка, определяющее стабильность его финансового положения на микроэкономическом уровне, а, следовательно, и стабильность всей банковской системы страны на макроэкономическом уровне.
Получение прибыли является основной, но не единственной целью деятельности банков. С получением прибыли неразрывно связано достижение ликвидности и платежеспособности, поскольку, привлекая ресурсы, банк принимает на себя обязательства по своевременному и полному их возврату.
Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности. Если банк
не выполнил своевременно
свои обязательства перед
Проблема поддержания и регулирования ликвидности, по-прежнему остается
серьезной в особенности для региональных банков (55% межбанковских кредитов и депозитов адсорбируются 30 крупнейшими банками).
Большая роль отводится банкам в обслуживании потребностей региональных
бюджетов. Основные направления взаимодействия региональных банков с
экономикой региона в самом общем виде определяются Федеральным законом от 25 сентября 1997 года №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым, региональные банки во взаимодействии с региональными властями выполняют функции по организации финансов, как на территории соответствующего территориального образования, так и за ее пределами.
Учитывая, что банковская система РФ сформирована по территориальному
принципу, можно выделить как минимум два уровня управления банковской
системой:
- федеральный, на котором
осуществляется управление
- региональный, на котором
осуществляется управление
Подобное деление уровней управления получило и законодательное закрепление в Федеральном законе РФ от 2 декабря 1990 года №394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому в структуру Банка России включаются территориальные учреждения Банка России, которые создаются по экономическим регионам, в том числе и объединяющим территории нескольких субъектов РФ.
Если говорить о проблемах функционирования банковской системы РФ,
начать, очевидно, следует с традиционных недостатков отечественной банковской системы: низкая капитализация, высокая стоимость ресурсов, недостаточная конкурентоспособность, непрозрачность структуры собственности, слабое корпоративное управление. «Депозитная пирамида», свидетельствуя о частичном восстановлении доверия к
банкам, создает определенные
угрозы для устойчивого
Открытие банковских филиалов в нынешних условиях - дело достаточно хлопотное и дорогостоящее. Этому, казалось бы, естественному и закономерному процессу нередко препятствуют местные административные органы, а иногда и главные территориальные управления Центрального банка РФ. В ряде регионов местные органы допускают некомпетентное вмешательство в дела банков, разделяя их на своих и чужих, включая и распределение клиентуры. Это ведет к недобросовестной конкуренции.
Банковская статистика показывает сложность и неоднозначность процессов в
региональной структуре банковской системы, которые обусловлены как
общеэкономическими факторами,
так и региональными
Между тем, как показывает практика, создание в регионах новых банков и
упрочение их позиций тормозятся такими факторами, как недостаточное развитие средств связи, сложившиеся прочные отношения между крупными региональными банками и промышленными предприятиями, сопротивление местных властей, отсутствие квалифицированных кадров, финансовых и материальных ресурсов. Такое положение объясняется и нестабильностью денежного обращения в России, что негативно сказывается на регионах, удаленных от концентрации бюджетных средств, корпоративного капитала и частных сбережений. К этому следует добавить боязнь конкуренции, хотя одна из задач реформирования банковской системы в стране состояла именно в том, чтобы создать конкурентную среду как естественный стимул для саморазвития банков. Поэтому региональные банки нуждаются в повышенном внимании со стороны Правительства РФ и Банка России и требуют необходимой разработки эффективной государственной программы поддержки региональных банков. Заметим, что нет общепринятой концепции развития банковской системы в масштабах страны, хотя попытки ее создания предпринимались учеными не раз. Отсутствие четкого представления о том, какую банковскую систему необходимо формировать и иметь в перспективе, неизбежно порождает высокий риск для всех структурных звеньев системы. В настоящее время Правительство РФ совместно с ЦБР целенаправленно занимается разработкой комплекса мер по реструктуризации