Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, реферат
Понятие банковской тайны неразрывно связано с коммерческой тайной. В российском законодательстве коммерческая тайна впервые была упомянута в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности (1990 г.). Согласно этому акту перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия; предприятие имеет право не представлять информацию, составляющую коммерческую тайну.
Введение
1. Понятие банковской тайны
2. Содержание банковской тайны
3. Субъекты, обязанные хранить банковскую тайну
4. Содержание правомочий клиентов по банковской тайне и пределы их осуществления
5. Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну
6. Преступления, направленные на незаконное получение информации
7. Нарушение банковской тайны и ответственность
Заключение
Список литературы
- в-третьих, в законодательных
актах о деятельности
Учитывая изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, отдельным государственным органам.
Суды, арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65 ГПК РСФСР, ст. 54 АПК РФ, ст. 70 УПК РФ.
В деятельности кредитных организаций нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах", закрепляющую их право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, обязывают кредитные организации предоставлять им сведения о наличии денежных средств клиента-должника и их движении по банковскому счету.
Такие требования судебного пристава-исполнителя нельзя признать правомерными. Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено. В соответствии с иной точкой зрения ст. 12 ФЗ "О судебных приставах" предоставляет право судебным приставам-исполнителям получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну.
В соответствии с п. 3 ст. 46
Федерального закона "Об исполнительном
производстве" сведения о наличии
или отсутствии у должника - организации
счетов и вкладов в кредитной
организации судебный пристав-исполнитель
запрашивает у налоговых
Согласно ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно - финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Уголовным кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате РФ.
В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Предоставление налоговым
органам сведений, составляющих банковскую
тайну, неверно сводить только к
предоставлению запрашиваемой ими
информации. Следует учитывать, что
предоставление определенного объема
такой информации вменено в обязанность
банков: например, банки обязаны
сообщать налоговым органам по месту
учета налогоплательщиков в пятидневный
срок об открытии или закрытии ими
счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной
организацией налоговым органам
сведений, составляющих банковскую тайну,
гарантируется налоговой
Статьей 135 Налогового кодекса
установлена налоговая
По Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" у органов налоговой полиции есть право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации (п. 9 ст. 11). Однако такое полномочие органов налоговой полиции, по мнению автора, не предоставляет им право получать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, так как в приведенной норме указанное право специально не закреплено.
Спорной представляется также
правомерность использования
Вместе с тем полномочия
органов налоговой полиции
Исходя из функций органов
налоговой полиции, которые состоят
в предупреждении, выявлении, пресечении
и расследовании нарушений
В иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются органами налоговой полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой п. 3 ст. 36 Налогового кодекса, в силу которой органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.
Таким образом, в ст. 26 Закона о банках нужно внести изменения, исключив органы налоговой полиции из перечня государственных органов, которым выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Органам предварительного следствия информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при наличии двух условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции.
Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.
Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают в практике кредитных организаций.
Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.
Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено милиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции").
В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов и органов налоговой полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.
В-четвертых, право требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.
Предоставление кредитными
организациями органам
6. Преступления, направленные на незаконное получение информации
Очевидно, что лица, незаконно получающие или разглашающие банковскую тайну, преследуют корыстную цель. Т.к. ее умелое использование может привести к получению прибыли.
Признаки противоправности
и безвозмездности изъятия
Незаконное копирование (и даже просто доступ к такой информации) приводит к исчезновению тайны (ее важнейшего ценностного признака), а следовательно, к изъятию из фондов собственника части его имущества.
Ведь, несмотря на то, что информация, составляющая банковскую (и коммерческую тоже) тайну, как таковая, не является предметом материальным, она является объектом права собственности и имеет, как уже сказано, действительную или потенциальную коммерческую ценность. Вследствие утечки информации, составляющей банковскую тайну, теряется ее ценность, что может привести к невосполнимому ущербу, который понесут банки и их клиенты, считающиеся по праву ее собственниками.
Проблема состоит в
том, что преступления, направленные
на незаконное получение информации
и являющиеся преступлениями против
собственности, мы не можем назвать
имущественными преступлениями в строгом
смысле слова в виду того, что
российское гражданское законодательство
не относит информацию к имуществу.
В этой связи непоследовательно
отнесение к преступлениям
Разрешение дилеммы видится либо в замене термина "имущество" в примечании к ст. 158 УК РФ на термин "собственность" законодателем, либо в расширенном толковании имущества правоприменительными органами.
7. Нарушение банковской тайны и ответственность
Нарушение банковской тайны
состоит в раскрытии
За вред, причиненный клиенту
разглашением тайны, банк несет договорную
ответственность в соответствии
со ст.222 ГК: лицо, не исполнившее обязательства
либо исполнившее его ненадлежащим
образом, несет имущественную
Если банковская тайна
раскрыта в отношении лица, не связанного
с банком каким-либо договором (например,
наследник, упомянутый в завещательном
распоряжении банку), то наступает внедоговорная
ответственность банка по правилам
ГК (обязательства, возникающие вследствие
причинения вреда). Такие лица вправе
требовать возмещения им морального
вреда. Его размер определяется потерпевшим
в исковом заявлении
Служащие банка, виновные в нарушении банковской тайны, могут нести ответственность, предусмотренную трудовым законодательством, если обязанность хранить эту тайну включена в их должностные инструкции или контракты, заключенные с ними при приеме на работу.