Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работ - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы, межбюджетные отношения на современном этапе и разработать мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать современные межбюджетные отношения;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

выделение бюджетных средств для  выплаты заработной платы работникам государственных предприятий.

Из вышеизложенного можно сделать  вывод, что Правительством был взят правильный курс подъема российской экономики (хотя некоторые моменты экономической политики РФ вызывают вопросы уже не только у экономистов, но и других категорий работников) и ослабления социальной напряженности в обществе.

 

1.2 Принципы построения  современной бюджетной системы

 

Характер бюджетного устройства зависит  не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально-государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.

Принципы построения бюджетной  системы - один из составляющих элементов  бюджетного устройства РФ.

Бюджетным кодексом РФ (гл.5) законодательно закреплено, что бюджетная система  Российской Федерации основана на следующих принципах:

  • единство бюджетной системы Российской Федерации; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов;
  • равенство бюджетных прав субъектов Федерации;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы  заключается как в единообразном  порядке составления бюджета, так  и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в  нем отражаются все доходы и расходы  государства.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета  нарушается путем выделения из бюджета  специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

                  Исходным условием обеспечения этого принципа является разграничение бюджетных полномочий между органами власти разных уровней. Это означает законодательное разграничение предметов ведения, прав и обязанностей в области бюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также ответственности за реализацию этих полномочий.

          Принцип  равенства бюджетных прав означает, что для всех органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления государство устанавливает одинаковые и обязательнее нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса. В правовом поле единого государства недопустимо сепаратное представление «индивидуальных», «особых», «временных» и прочих льгот и привилегий некоторым субъектам Российской Федерации, что автоматически приводит к дискриминации оставшихся «равноправных» субъектов РФ.

         Очевидно, что сегодня ни одно  из указанных условий или не  выполняется вовсе, или выполняется лишь частично. Практически отсутствует реальная «независимость» функционирования многих бюджетов на уровне органов субъектов Федерации, не говоря уже об уровне органом местного самоуправления.

         Нет долгосрочных нормативов бюджетных взаимоотношений, кроме законодательно закрепленной за каждым уровнем власти номенклатуры налогов и доли федеральных налогов, поступающих в распоряжение субъектов Федерации.

         Не разработаны минимальные социальные  стандарты, устанавливаемые федеральными органами государственной власти.

         Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Стандарты и методы учета и отчетности, которые сегодня  используются в российском бюджетном  регулировании, не в полной мере обеспечивают контроль и получение информации, полезной для анализа и принятий решений. Поэтому реализация принципа полноты бюджета требует разработки специальной системы бюджетного учета и отчетности, которая позволяет усовершенствовать процесс мониторинга  и контроля на последовательных этапах расходования средств.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Для современных бюджетов характерны затушивание направлений расходов и сокрытие реального участия  различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип  гласности бюджета не соблюдается ни в одной стране.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны. Реальность бюджета основывается на достоверности прогноза социально-экономического развития, других показателей, используемых при составлении проекта бюджета, и принципах исполнения бюджета, обеспечивающих финансирование расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Отсутствие реального подхода  к определению бюджетных параметров создает опасную иллюзию неограниченных бюджетных полномочий правительства, а по существу загоняет его в ловушку прогрессирующего роста государственного долга. Секвестрование на этапе   исполнения бюджета приводит к тому, что бюджет начинает рассматриваться лишь как набор индикативных показателей, вызывает рост неплатежей и является причиной крупных сбоев при оказании общественных услуг.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

                                              1.2.1 Бюджетная классификация

 

 Для составления  и исполнения бюджетов, а также  обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, представляющая собой определенную группировку по единой системе доходов, расходов и источников покрытия дефицита, основанную на однородных признаках, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

              Для нормального функционирования бюджетной системы в федеративном государстве необходим "перелив" бюджетных ресурсов, который не может быть произвольным. Механизм его реализации должен быть четко отработан и отлажен. Это, возможно, сделать только на базе единой бюджетной классификации.

   Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом, регламентирующим формы составления, представления и исполнения бюджетов Российской Федерации.

Бюджетная классификация ориентирована  на решение следующего круга проблем:

  • законодательного контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом;
  • формирование механизма реализации принципа «единства» бюджетной системы;
  • получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
  • формирование механизмов законодательного контроля бюджетного процесса.

  Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании.

Начиная с 1995 г. в России введена  новая единая для бюджетов всех уровней классификация, которая обеспечивает общегосударственную и межгосударственную сопоставимость бюджетных данных. При составлении экономической классификации за основу была взята классификация расходов, рекомендуемая Международным валютным фондом, поэтому показатели бюджета также можно использовать для сопоставления с другими странами. По единой бюджетной классификации составляется и консолидированный бюджет.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе