Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работ - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы, межбюджетные отношения на современном этапе и разработать мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать современные межбюджетные отношения;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Цель межбюджетных отношений –  создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и  функций при соблюдении минимальных  государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

• распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

      В августе 2001 г. Правительство РФ приняло Программу развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г., в которой был намечен новый этап реформирования бюджетной системы. Поэтому с 2001 г. начинается четвертый этап реформирования межбюджетных отношений, который длится и сегодня. Главная цель этого этапа состоит в формировании и развитии бюджетного устройства, позволяющего проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную бюджетно-налоговую политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.

            Реформирование системы межбюджетных отношений на современном этапе должно обеспечить:

• сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

• заинтересованность органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе налогов как собственных, так и регулирующих;

• повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;

• сокращение дотационности территориальных бюджетов за счет минимизации встречных финансовых потоков;

• применение в межбюджетном регулировании единых для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности;

• наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;

• ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений.

 

      1. Экономические аспекты межбюджетных отношений

 

  •        Изучение истории вопроса о межбюджетных отношениях имеет не столько познавательное, сколько практическое значение.
  •       Во всем мире на протяжение тысячелетий действовал и действует закон централизации финансов. Изучение развития территориальных финансов и вопроса о соотношении общегосударственных и территориальных финансов свидетельствует о наличии следующих закономерностей.
  • 1) С повышением концентрации финансовых ресурсов в центральном бюджете ухудшается состояние территориальных финансов.
  • 2) Уменьшение доли территориальных финансов влечет за собой ухудшение экономического и социального положения в регионах.
  • 3) Снижение параметров экономического и социального развития регионов ведет к ухудшению этих показателей в целом по стране.
  •      Это позволило сформировать следующий закон: «Чем выше уровень концентрации средств в центральном бюджете, тем ниже уровень экономического и социального развития государства»
  •     В настоящее время доля территориальных бюджетов в общегосударственных финансовых ресурсах не достаточно. Она ниже, чем доля федерального бюджета. Отсюда и причина слабого состояния нашей социальной инфраструктуры и состояния страны в обеспеченности  ее населения услугами по сравнению со многими странами.
  •      В 1998г. был принят важный документ, регулирующий межбюджетные отношения  в России, - «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах». В основе этой Концепции лежат следующие мероприятия:
  •       существенное сокращение объемов финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки регионов, при этом число регионов, получающих средства, уменьшается незначительно;
  •      ликвидация субвенций всем городам Российской Федерации;
  •     определение расходов региональных бюджетов на нормативной основе;
  •    постепенный переход к оказанию финансовой помощи инвестиционного характера на принципах софинансирования;
  •     введение особого финансового режима для регионов, особо нуждающихся в финансовой поддержки.
  •   В Концепции были сформулированы задачи создания сбалансированной системы взаимных прав и ответственности федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
  •   Концепцией намечается осуществить постепенный переход на нормативную основу определения бюджетных потребностей при оказании помощи на текущие расходы из федерального бюджета. При этом нормативы должны базироваться  на минимальных государственных стандартах и социальных нормативов с учетом реальных возможностей консолидированного бюджета российской Федерации по их финансированию в данном финансовом году. Дифференциация нормативов по регионам должна производиться по единой методике  с учетом объективно обусловленных географических, при родно-климатических и социально – экономических особенностей.
  •  Сейчас Министерством финансов РФ разрабатывается новая Концепция развития межбюджетных отношений.
  •  

    2.3Проблемы межбюджетных  отношений и способы их решения

     

                Основная причина кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов России — резкая диспропорция между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование.

    Также одной из основных причин является недостаточно эффективная система распределения межбюджетных трансфертов между регионами, не стимулирующая регионы усиленно работать в плане оптимизации своих финансово-хозяйственных ресурсов и поощряющая иждивенчество. Конечно, определенные позитивные сдвиги в данном направлении есть, но они все еще недостаточны, чтобы в ближайшее время существенно изменить ситуацию к лучшему.

    Система межбюджетных трансфертов  должна быть ориентирована не на само по себе выравнивание в плане реализации финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов и снижения уровня различий в их социально-экономическом развитии, а на выравнивание социально-экономической базы действительно нуждающихся регионов, отсталость которой является причиной финансовой несостоятельности этих регионов. Должна быть создана четкая нормативно-правовая основа и система, объективно оценивающая усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы. Эффективное стимулирование регионов в данном плане должно привести со временем к снижению или ликвидации отсталости социально-экономической базы, что приведет к существенному сокращению дотационных регионов. Таким образом выделять необходимо трансферты дифференцированно и не просто исходя из нуждаемости, а под программы лучшего использования внутренних возможностей регионов в интересах их самостоятельного развития и при условии последующего снижения дотаций, а также проведения политики рыночных реформ.

         Также необходимо применять систему санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.

    В Бюджетном послании определены следующие основные задачи на 2010-2012 годы:

    - превращение федерального бюджета  в эффективный инструмент макроэкономического  регулирования;

    - обеспечение долгосрочной сбалансированности  бюджетов всех уровней

    - дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования.

    Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение  «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

              Большое значение для модернизации межбюджетных отношений имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать не расплывчатое «социально-экономическое развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированных с ресурсами региона.

    Инициатива по решению таких  задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации и муниципальных образований.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

            

     

     

     

     

                                                               

    3Реклама

           Реклама – французское reclame – это информация  о потребительских свойствах товаров и различных видов услуг с целью их реализации, создания спроса на них, а также распространения сведений о лице, организации, произведении литературы с целью создания им популярности.

           По официальным данным, в настоящее время на территории России действует более 3000 крупных отечественных и зарубежных рекламных агентств, обладающих мощной полиграфической базой, а также исследовательскими центрами.

           Рекламные материалы служат многим целям, и хотя, как может показаться, реклама всегда преследует одну цель, на самом деле это не совсем так.

    Основные цели рекламы  состоят в следующем:

    - привлечь внимание потенциального  покупателя;

    - представить покупателю  выгоды для него от приобретения  товара (услуги);

    - предоставить покупателю  возможности для дополнительного  изучения товара;

          Реклама выполняет несколько основных функций:

    • Экономическая функция рекламы — стимулирование сбыта товара или услуг, а так же вложения инвестиций;
    • Информационная функция — предполагает распространение в массовом масштабе информации о товаре или услуге, их характере, месте продажи, выделение той или иной фирменной или торговой марки и т.п.;
    • Просветительская функция рекламы — пропаганду различного рода нововведений во всех сферах производства и потребления, здорового образа жизни и т.п.";
    • Социальная функция рекламы направлена на формирование общественного сознания, усиления коммуникативных связей в обществе и улучшение условий существования;
    • Эстетическая функция рекламы нацелена на формирование вкуса потребителей.      

             Чтобы выполнить свое основное предназначение, реклама стремится найти способ привлечь внимание, завоевать потенциального покупателя, а потом его "соблазнить" и в конечном счете побудить совершить покупку. Поиск таких способов продолжается на протяжении более полувека и привел к современным их формам. Все многообразие приемов ориентировано на то, чтобы представить покупателю его собственный образ, который отвечает его же чаяниям и ожиданиям.

     

     

     

     

    Рисунок 1. Реклама

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    Осуществление политических и экономических  преобразований в России требует  формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

    Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения  между бюджетами различных уровней  в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

    Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе