Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа
Цель работ - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы, межбюджетные отношения на современном этапе и разработать мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать современные межбюджетные отношения;
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
7) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Данный вариант бюджетной классификации далеко не единственный, используемый в мировой практике, она меняется в зависимости от изменения тех или иных экономических условий и ситуаций. Тем не менее, важен тот факт, что по единой бюджетной классификации формируются бюджеты всех звеньев, это обеспечивает их сопоставимость при оценке и контроле за их исполнением и соответствием своему назначению.
1.2.2 Структура доходной части бюджетов
Доходы бюджета выражают экономические отношения, между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства.
Бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а также выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.
Доходы бюджета образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными.
Структуру доходной части бюджетов приведена на схеме 1:
Схема 1. Структура доходов бюджета
Налоговые доходы включают в себя следующее:
Неналоговые доходы включают:
Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления:
Доходы целевых бюджетных фондов включают:
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
1.2.3 Структура расходной части бюджетов
Расходы бюджета – это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления . Экономические отношения, возникающие в связи с нормативно- правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Классификация расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации включает в себя:
Унифицированный код классификации расходов бюджетов предусматривает разряды для классификации администраторов бюджетных средств – главнх распорядителей средств соответствующего бюджета: ведомственная классификация (с 1-го по 3-й разряд ), функциональной классификации и расходов бюджета (с 4-го по 17-й разряд) и экономической классификации расходов бюджета (с 18-го по 20-й разряд).
Структуру
унифицированного кода
Структура классификации | ||||||||||||||||||||||||||
Администратор поступлений |
раздел |
Подраздел |
Целевая статья расходов |
Вид расходов |
Экономическая классификация доходов | |||||||||||||||||||||
целевая статья |
программа |
подпрограмма | ||||||||||||||||||||||||
Разряды классификации | ||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |||||||
Виды классификации | ||||||||||||||||||||||||||
Ведомственная |
Функционально-программная |
Экономическая |
1.3 Правовое регулирование бюджетных отношений
Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Предметом бюджетного права являются
бюджетные общественные отношения,
возникающие в связи с
В настоящее время все более широкое применение в сфере бюджетных отношений получают следующие метод: рекомендации, согласования и т.п., что обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Следовательно, бюджетное право
– совокупность финансово-правовых,
норм, которые устанавливают структур
Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующими основ правовых бюджетных отношений и бюджетного права, являются:
Конституция РФ в области бюджетных отношений регламентирует следующие положения:
Статьей 5 определяет, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Статьей 8 Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В статье 11 устанавливается, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 12 устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Еще одно важное конституционное положение, которое формирует законодательную основу бюджетных отношений в Российской Федерации, заключается в том, что законы и другие правовые акты, действующие на территории Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.
В 1998 году был принят Бюджетный кодекс РФ, который стал главным законодательным актом в области бюджетных отношений.
Кодекс – законодательный акт, в котором обычно сводятся принятые законы по соответствующему направлению с учетом того, что они за относительно длительный период в основном оправдали себя на практике и в процессе кодификации – сведения воедино отдельных законодательных актов в их взаимосвязи,- получают новое качество.
Форма целостного комплексного законодательного акта дает возможность увязать и сбалансировать права и обязанности участников бюджетных отношений, их взаимные гарантии и ответственность на всех уровнях бюджетной систем и установление адекватной правовой ответственности за бюджетные правоотношения. Одновременно кодекс должен определить систему критериев оценки любых нормативных актов, издаваемых в различных социально-экономических сферах, но извиняющих бюджетные правоотношения, что по существу означает приоритет прямого действия бюджетных законов.
В Бюджетном кодексе РФ уточнены основные аспекты закрытия бюджета, подведения баланса бюджета. Введены нормы, которые ограничивают выполнение отдельных операций по финансированию расходов бюджета и проведению платежей в системе казначейства.
Достаточно
детально проработана в
Упорядочиваются
Бюджетным кодексом также и
вопросы предоставления
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.