Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работ - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы, межбюджетные отношения на современном этапе и разработать мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать современные межбюджетные отношения;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Основные принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

              1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

      2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

      3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

      4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

      5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

      6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

      7) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

      8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

          Данный вариант бюджетной классификации далеко не единственный, используемый в мировой практике, она меняется в зависимости от изменения тех или иных экономических условий и ситуаций. Тем не менее, важен тот факт, что по единой бюджетной классификации формируются бюджеты всех звеньев, это обеспечивает их сопоставимость при оценке и контроле за их исполнением и соответствием своему назначению.

 

1.2.2 Структура доходной  части бюджетов

 

Доходы бюджета выражают экономические  отношения, между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет,  а их  материально-вещественным воплощением – денежные средства.

 Бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а также выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.

Доходы бюджета образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными.

Структуру доходной части бюджетов приведена на схеме 1:

   

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Структура доходов бюджета

 

Налоговые доходы включают в себя следующее:

  1. Налоги на прибыль;
  2. Налоги на товары и услуги;
  3. Налоги на совокупный доход;
  4. Налоги на имущество;
  5. Прочие налоги, пошлины и сборы.

Неналоговые доходы включают:

  1. Доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности или от деятельности;
  2. Доходы от продажи нематериальных активов;
  3. Штрафные санкции, возмещение ущерба;
  4. Доходы от внешнеэкономической деятельности;
  5. Прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления:

  1. От нерезидентов;
  2. От бюджетов других уровней;
  3. От государственных организаций;
  4. От государственных внебюджетных фондов;
  5. От наднациональных организаций.;
  6. Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают:

  1. Дорожные фонды;
  2. Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  3. Целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

 

1.2.3 Структура расходной части бюджетов

 

        Расходы бюджета – это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления . Экономические отношения, возникающие в связи с нормативно- правовым регулированием  и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

          Классификация расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации включает в себя:

  1. функциональная классификация;
  2. экономическую классификацию;
  3. ведомственную классификацию.

         Унифицированный код классификации расходов бюджетов предусматривает разряды для классификации администраторов бюджетных средств – главнх распорядителей средств соответствующего   бюджета: ведомственная классификация   (с 1-го по 3-й разряд ), функциональной классификации и расходов бюджета (с 4-го по 17-й разряд)  и экономической классификации расходов бюджета (с 18-го по 20-й разряд).

         Структуру  унифицированного кода классификации  расходов бюджета можно представить  в следующем виде:

Структура классификации

Администратор

поступлений

раздел

Подраздел

Целевая статья расходов

Вид расходов

Экономическая классификация доходов

целевая статья

программа

подпрограмма

Разряды классификации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Виды классификации

Ведомственная

Функционально-программная 

Экономическая


    

 

1.3 Правовое регулирование  бюджетных отношений

 

          Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Предметом бюджетного права являются бюджетные общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов как составной части финансовой системы государства. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленностью, формами проявления, связанными с функциями по образованию, распределению или использованию государственных денежных фондов, а также контролем за этими процессами. Такое содержание предмета бюджетного права обуславливает и особенности его приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними.

В настоящее время все более  широкое применение в сфере бюджетных  отношений получают следующие метод: рекомендации, согласования и т.п., что обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

Следовательно, бюджетное право  – совокупность финансово-правовых, норм, которые устанавливают структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, регламентируют бюджетный процесс, а также регулируют формирование и использование государственных внебюджетных фондов.

Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующими основ  правовых бюджетных отношений и  бюджетного права, являются:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993г.
  2. Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 25 сентября 1997г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 №145-ФЗ
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая и многие другие правовые акты.

          Конституция РФ в области бюджетных отношений регламентирует следующие положения:

         Статьей 5 определяет, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

          Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

          Статьей 8 Конституция РФ гарантирует  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

           В статье 11 устанавливается, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

           Статья 12 устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

             Еще одно важное конституционное положение, которое формирует законодательную основу бюджетных отношений в Российской Федерации, заключается в том, что законы и другие правовые акты, действующие на территории Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

            В 1998 году был принят Бюджетный кодекс РФ, который стал главным законодательным актом в области бюджетных отношений.

            Кодекс – законодательный акт, в котором обычно сводятся принятые законы по соответствующему направлению с учетом того, что они за относительно длительный период в основном оправдали себя на практике и в процессе кодификации – сведения воедино отдельных законодательных актов в их взаимосвязи,- получают новое качество.

          Форма целостного комплексного законодательного акта дает возможность увязать и сбалансировать права и обязанности участников бюджетных отношений, их взаимные гарантии и ответственность на всех уровнях бюджетной систем и установление адекватной правовой ответственности за бюджетные правоотношения. Одновременно кодекс должен определить систему критериев оценки любых нормативных актов, издаваемых в различных социально-экономических сферах, но извиняющих бюджетные правоотношения, что по существу означает приоритет прямого действия бюджетных законов.

          В Бюджетном  кодексе РФ уточнены основные  аспекты закрытия бюджета, подведения баланса бюджета. Введены нормы, которые ограничивают выполнение отдельных операций по финансированию расходов бюджета и проведению платежей в системе казначейства.

         Достаточно  детально проработана в Бюджетном  кодексе система управления государственным долгом, определен возможные источники финансирования и предельные размеры дефицитов бюджетов всех  уровней, определяются условия предоставления государственных гарантий, а также порядок отражения предоставленных гарантий в структуре государственного долга и расходах бюджета.

       Упорядочиваются  Бюджетным кодексом также и  вопросы предоставления средств  бюджета на реализацию государственных  заказов и заключения государственных  договоров, а также регламентируется  предоставление бюджетных инвестиций негосударственным предприятиям. 

 

 

 

 

  1. Межбюджетных отношений на современном этапе
      1. Сущность и принципы межбюджетных отношений

 

      Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе