Бюджетный федерализм в межбюджетных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Для любых органов власти во все времена главным вопросом был вопрос о финансовом обеспечении функций властных структур. Без конкретного решения этого вопроса выполнение органами власти своих полномочий становится весьма затруднительным, а порой и невозможным. Провозглашенное в Конституции Российской Федерации равенство всех субъектов федерации между собой не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся условиям для самообеспечения функционирования и развития субъектов федерации, что необходимо учитывать при формировании межбюджетных отношений.

Содержание работы

Введение ......................................... 3

1.Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения... 5
2.Принципы построения межбюджетных отношений...... 11
3.Регулирующие доходы и трансферты, и их значение
в формировании межбюджетных отношений. ……………………. 14
4. Возможные направления устранения противоречий
в межбюджетных отношениях……….. 17
Заключение ....................................... 20
Список использованной литературы ................. 21

Файлы: 1 файл

KURS2.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Методика  расчета  трансфертов  настолько  сложна  и  запутана, что воспроизвести  ее, а  тем  более  проверить  за пределами Министерства Финансов   Российской   Федерации   практически   невозможно.  Расчеты перегружены исходными параметрами, которые пересматриваются каждый год и согласовываются с региональными представителями. К тому же, исходные принципы и критерии  не   имеют  строгого финансово-экономического обоснования и поэтому  уязвимы  для   лоббирования. Следовательно, в существующей  системе  межбюджетных  отношений  сохраняются довольно широкие  возможности  для  проявления субъективизма и негласного торга властей разных уровней.

Региональные и местные власти не имеют стимулов для укрепления собственной налоговой базы и повышения уровня доходов. Сегодня налоговая база регионов оценивается прямым счетом от достигнутого. Отчетные данные о собранных налогах ежегодно пересчитываются по неформализованной методике на условия следующего бюджетного года. При этом согласуются ожидаемые поступления с  представителями  регионов. При  таком  подходе  любые попытки хотя бы минимально учесть при бюджетном выравнивании налоговые усилия  региональных и местных властей оказываются неэффективными. Именно поэтому местные власти заинтересованы не в повышении собираемости  налогов, а в сокрытии налоговой базы и выпрашивании у центра финансовой помощи.

До сих пор в России отсутствует методика оценки бюджетных потребностей регионов. Использование единых для всех регионов индексов - дефляторов и определение дополнительных бюджетных расходов по  32 позициям  приводят к достаточно отдаленным от реальных потребностей  результатам прогнозируемой или  целевой структуры расходов.

Трансферты, направлены на   субсидирование  текущих  расходов и не влияют  на перераспределение инвестиций  регионов, чем  закрепляются сложившиеся различия в уровне бюджетной обеспеченности, подрываются стимулы к развитию региональной инфраструктуры, резко  снижается эффективность бюджетных капиталовложений.

Перечисленные недостатки носят системный характер и их устранение требует принятия кардинальных мер. Начало переменам положило принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, но за  первым шагом стоит огромная работа по систематизации и совершенствованию налоговой и бюджетной систем. С первого января 1999 года вступила в законную силу первая часть Налогового кодекса. Издание Указа Президента Российской Федерации о вступлении в законную силу Бюджетного кодекса Российской Федерации должно стать началом нового этапа в совершенствовании бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.

 

 

Заключение.

Бюджетный федерализм в межбюбжетных отношениях в настоящее время в нашей стране, как показывает проведенный анализ литературы, находится еще на первоначальных этапах становления. Принятый бюджетный кодекс содержит основу для формирования данных отношений, но невыполнение условий, необходимых для издания Указа Президента Российской Федерации о вступлении в законную силу данного документа, а именно – переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, делает в настоящее время невозможным сделать первый шаг к развитию цивилизованного бюджетного федерализма. Конечно в бюджетном кодексе существует много пробелов, но это первый шаг и он, практически, сделан. И, хотя, в Бюджетном кодексе не определено само понятие бюджетного федерализма, главное не в этом. Указанный документ довольно хорошо определяет построение бюджетной системы Российской Федерации, ее основные понятия, механизм формирования бюджетов всех уровней. В документе даны возможные направления использования профицита и покрытия дефицита бюджета. В кодексе также определен порядок внесения  изменений в закон "О федеральном бюджете", определены основы исполнения  бюджетов, формы государственного и муниципального финансового контроля  и  органы  его осуществляющие. Особо следует отметить, что в бюджетном кодексе определена ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Определены права и обязанности участников бюджетного процесса.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что бюджетный кодекс, определяет отношения государственной власти и органов  местного самоуправления в вопросах реализации бюджетной политики государства, разграничения бюджетных и налоговых полномочий, распределения и перераспределения средств между бюджетами различных  уровней, дает субъектов Российской Федерации большую самостоятельность в вопросах реализации бюджетного процесса, при условии полной взаимосвязи и взаимозависимости между получением доходов   и расходами бюджетов. Бюджетный кодекс определяет выравнивания уровня расходов бюджетов территорий и одновременно дает определенные стимулы к самостоятельному поиску дополнительных доходов  бюджетов, отучая таким образом от иждивенчества.

В представленной работе произведена попытка рассмотреть основные достоинства и недостатки существующей бюджетной системы Российской Федерации и определены возможные пути ее совершенствования в ближайшем будущем на основе на анализе мнений российских  экономистов, а также рассмотрены взаимоотношения между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований.

 

Список использованной литературы.

  1. Коституция Российской Федерации. Информационная система «Консультант плюс».
  2. Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Информационная система «Консультант плюс».
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Российская газета.12 августа 1998 г.
  4. Закон « О федеральном бюджете Российской Федерации на 1998 год».  Новые законы и  нормативные  акты. Библиотека РГ, приложение 13, 1998. с.4
  5. Богачева О., Амиров В. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления, Финансы, №9,1997г., с.17 – 19.
  6. Игудин А. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации, Финансы, №9, 1994 г., с. 18 – 22.
  7. Игудин А. Финансовая политика и совершенствование межбюджетных отношений, Финансы, №3, 1994 г., с. 3 – 11.
  8. Игудин А. О Принципах реформирования межбюджетных отношений  Российской Федерации, Финансы, № 8, 1998 г., с. 6 – 12.

9. Игудин А. Почему не снижается  острота противоречий в межбюджетных отношениях, Финансы, № 2, 1998 г., с. 9 – 12.

10.Игудин  А. Почему не снижается острота  противоречий в межбюджетных отношениях, Финансы, № 2, 1998 г., с. 9 – 12.

11. Игудин А. Становление и развитие бюджетного федерализма в России, Финансы, № 4, 1995 г., с. 3 – 7.

12.Пансков В. Формирование  федерального бюджета и межбюджетные  отношения, Финансы, № 6, 1994 г., с. 3 – 10.

13.Романенков А. Реализация  принципов бюджетного федерализма органами федерального казначейства, Финансы, № 10, 1998 г., с.16 –

14.Улюкаев А. Система межбюджетных  отношений в Российской Федерации, Финансы, № 2, 1998 г., с. 13 – 16.

15.Хурович С. Почему неустойчива  бюджетная вертикаль, Экономика  и жизнь, № 35 1998 г., с. 5.

 

 

 

1 см.  Богачева О.,   Амиров В.   " Проблемы  укрепления бюджетов субъектов федерации  и местного самоуправления." Финансы. №9, 1997.  с.18.

2 см. Бюджетный кодекс  Российской  Федерации.  ст.6.  Российская газета  от 12.08.98. с.2.

 

3 см. . там же ст. 47,

 

4 см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 47,Российская газета 12.08.1998 г.

5 см. А. Игудин "О принципах реформирования межбюджетных отношений в  Российской Федерации". Финансы. №8, 1998.

6 см. А. Игудин "О принципах реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации". Финансы. №8, 1998. с.7.

7 см. Закон « О федеральном бюджете РФ на 1998 год».  Новые законы  и  нормативные  акты. Библиотека РГ, приложение 13, 1998. с.4

8 Улюкаев А. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации, Финансы. №2, 1998. с.15

9 см. там же


Информация о работе Бюджетный федерализм в межбюджетных отношениях