Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:48, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение центральных банков, их функций, оценить их роль в регулировании экономических процессов государства через выполнение центральными банками различных операций.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты изучения сущности центрального банка;
2) определить основные направления деятельности центральных банков, их функции и операции;
3) рассмотреть национальный опыт по организации деятельности центральных банков;
4) рассмотреть особенности экономико-правовой организации Центрального Банка Российской Федерации;
5) определить основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Аспекты деятельности центрального банка………………………..…….5
1.1 Возникновение центральных банков……………………………………..……5
1.2 Сущность и правовые основы деятельности центральных банков……..….10
1.3 Функции центральных банков…………………………………………..…….15
Глава 2. Роль центральных банков в банковской системе и экономике….…….21
2.1 Особенности деятельности Центрального банка Российской Федерации и перспективы развития……………………………………………………………...21
2.2 Денежно- кредитная политика Центрального банка Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
2.3 Стабилизация денежно-кредитного рынка на перспективу………………..38
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………………46
Приложения
В зависимости от динамики мировых цен на сырьевые товары, направления движения трансграничных потоков капитала и ответной реакции российской экономики можно выделить три основных сценария развития национальной банковской системы: оптимистический, консервативный (наиболее вероятный) и пессимистический. Все три сценария характеризуются опережающим ростом банковского сектора по сравнению с темпами роста экономики и дальнейшим повышением емкости национального кредитно-финансового рынка.
Достижение целей развития
банковского сектора будет
- совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
- формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества;
- развитие и совершенствование системы банковского регулирования и банковского надзора;
- развитие конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
- повышение требований к качеству корпоративного управления кредитных организаций;
- участие в развитии инфраструктуры банковского бизнеса.
Кроме того, правительством заявлено, что развитие банковской деятельности должно стимулироваться преимущественно экономическими методами, а увеличение объемов банковских услуг не может достигаться в ущерб устойчивости банковского сектора.
Безусловно, в общем цели и задачи верны, однако не до конца понятно, какие конкретные меры собирается принимать правительство и ЦБ для их решения. Кроме того, непонятно, почему основным разработчиком Стратегии, судя по всему, является Минфин. Очевидно, что ЦБ совершенно потерял самостоятельность. Трудно спорить с тем, что банковский сектор должен развиваться темпами, превосходящими темпы роста экономики. Однако заложенные темпы роста банковского сектора недостаточно амбициозны. Как показывает анализ, прогнозные значения роста примерно в 3 раза меньше реально сложившихся в течение последних лет. Таким образом, при отсутствии серьезных потрясений банковская система инерционно может выйти на заложенные темпы роста и раньше. Кроме того, совершенно размыты механизмы регулирования и стимулирования развития данных процессов со стороны государства. Как таковой четкой стратегии действий денежных властей не прослеживается12.
Основная задача Центрального банка России на ближайшие три года – переход к гибкому курсу рубля и адаптация инвесторов к возможным скачкам валюты из-за шоков на внешних рынках. Пройдут интервенции для поддержания курса, золотовалютные резервы снизятся с $526 млрд до $505 млрд, говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на плановый период 2013-го и 2014 годов.
В октябре 2011 доллар стремительно рос. Средневзвешенный курс к рублю поднялся на 47,9 копейки, до 32,59 рубля. «В течение переходного периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке», – резюмируют экономисты ЦБ. Россия сохраняет профицит счета текущих операций, и это, по мнению экспертов ЦБ, пока создает предпосылки для укрепления рубля. Но резкий рост импорта может изменить ситуацию – усилить влияние на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами.
В 2013–2014 годах сальдо счета текущих операций, вероятней всего, станет отрицательным, говорится в проекте.
Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе, – предупреждает ЦБ.
Отток капитала продолжается. В основных направлениях денежно-кредитной политики указан ориентир на 2011 год – $36 млрд (ранее ЦБ ждал оттока на уровне $35 млрд).
ЦБ рассматривает три сценария денежно-кредитной политики. В пессимистичном варианте предполагается снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до $75 за баррель. Рост ВВП в этом случае составит 3,3%.
В качестве второго варианта на 2012 год используется прогноз правительства, положенный в основу проекта федерального бюджета. Он предусматривает, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить $100 за баррель, прирост ВВП – 3,7%.
Третий, оптимистичный, вариант развития российской экономики основывается на показателях стоимости нефти до $125 за баррель и приросте ВВП на уровне 4,7%.
В 2013–2014 годах увеличение ВВП в зависимости от выбранного варианта прогноза ожидается в диапазоне от 3,5 до 4,8%.
ЦБ ставит задачу «перелома тенденции оттока частного капитала за границу, начиная с 2012 года». Но при условии, что будет реализован либо правительственный вариант, либо оптимистичный. В обоих случаях случится приток капитала на уровне $10–15 млрд в год, прогнозирует ЦБ.
Пессимистичный сценарий предусматривает распродажу валюты для поддержания курса рубля.
К концу этого года золотовалютные резервы сократятся с $526 до $515 млрд. Через год (на 1 января 2013 года) до $505 млрд (при $75 за баррель).
Существующий запас резервов позволит ЦБ страховать банки от валютных рисков. Это не является прямой обязанностью ЦБ. Но такая практика получила применение в 2008–2009 годах – прямое финансирование госбанков плюс «плавная девальвация», позволившая банкам дефакторекапитализироваться, а ЦБ – не допустить крупномасштабного банковского кризиса.
ЦБ уже потратил $6 млрд на поддержание рубля. Но если ЦБ будет активно проводить интервенции, то рублевая масса в экономике сократится и банки начнут повышать для бизнеса ставки по кредитам. А это приведет к еще большему замедлению экономического роста. В сентябре это уже происходило. Прогноз ЦБ при стоимости нефти в $75 – рост ВВП составит в 2012 году всего 2%.
Отпускание рубля в совсем свободное плавание в обозримом будущем России не грозит, учитывая высокую и только увеличившуюся во время кризиса нефтяную зависимость. ЦБ признает, что будет продолжать вмешиваться в курсообразование.
Курс доллара по состоянию на 28 октября 2011 опустился ниже психологической отметки 30 рублей, ниже этого уровня он был лишь в начале сентября текущего года. На саммите ЕС в среду было решено, что Греция сможет получить до 100 миллиардов евро финансовой поддержки от ЕС и МВФ в рамках второго пакета помощи, а списание ее долга может достигнуть 50%.
Саммит также решил, что ключевой показатель достаточности основного капитала банков ЕС должен быть увеличен до 9% к июню следующего года. Европейским банкам в рамках этого плана рекапитализации потребуется 106,447 миллиарда евро дополнительного капитала. Провести рекапитализацию банкам будет необходимо до середины 2012 года. Банкам ЕС запретят выплачивать бонусы работникам и дивиденды акционерам, пока не будет завершен процесс рекапитализации.
Кроме того, объем временного Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) может быть увеличен до 1 триллиона евро с нынешних 440 миллиардов евро. Кроме того, фонду может быть предоставлено право страховать от потерь покупателей бондов еврозоны. ЕФФС планируется увеличивать не за счет живых денег, а за счет гарантий.
Также ажиотаж на рынке вызвали слухи о возможном привлечении Китая как внешнего инвестора к участию в ЕФФС, созданном в 2010 году для оказания финансовой помощи «проблемным» странам еврозоны.
На фоне оптимизма в Европе курс евро вырос, и пара евро-доллар в ходе торгов превысила уровень в 1,41 доллара, что поддержало европейскую валюту и на российском рынке. Помимо этого, поддержку российской валюте оказывает продолжающийся налоговый период, 28 октября начались выплаты налога на прибыль. Кроме того, пример валютному рынку РФ подали фондовые площадки, которые демонстрировали в четверг уверенный рост. Индекс РТС перешагнул психологическую отметку 1600 пунктов, вернувшись к уровням середине сентября текущего года.
Правительство и Банк России в настоящее время готовы к возможному финансовому кризису лучше, чем в 2008 году. У ЦБ есть необходимые инструменты управления ликвидностью, правительство имеет программы субсидирования и госгарантий, есть законодательная база для докапитализации банков через ОФЗ, работает система страхования вкладов в банках, есть ряд других инструментов. Если цена на нефть снизится до 90 долларов за баррель, то вполне можно обойтись монетарными инструментами ЦБ РФ.
Основополагающей задачей кредитно-денежной политики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства и отсутствие инфляции. Кредитно-денежная политика государства вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.