Денежная масса и факторы ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Денежную массу необходимо скоординировать с физическим объемом ВВП, его стоимостной структурой и ценами. Целесообразно также определить ориентировочные размеры денежной массы на 2-3 года в увязке с прогнозом ВВП, цен и оценкой материальных активов. Анализ показал особое влияние на денежную массу ценовой политики. Поэтому планирование разумной динамики цен имеет исключительное значение для определения ориентиров денежной массы.

Файлы: 1 файл

Denezhnaya_massa_i_faktory_ee_formirovania.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Денежная  масса и факторы ее формирования

На основе анализа  сложившейся ситуации с денежной массой можно сделать следующие  выводы. 1. Денежную массу необходимо скоординировать с физическим объемом  ВВП, его стоимостной структурой и ценами. Целесообразно также определить ориентировочные размеры денежной массы на 2-3 года в увязке с прогнозом ВВП, цен и оценкой материальных активов. Анализ показал особое влияние на денежную массу ценовой политики. Поэтому планирование разумной динамики цен имеет исключительное значение для определения ориентиров денежной массы. Установление хотя бы на 2-3 года контрапунктов ценовой политики, с одной стороны, способствовало бы реструктуризации экономики, инновациям, а, с другой — сдерживало бы ценовой напор монополистов и рост цен в определенных границах. Политики прогнозирования опережения роста денежной массы по сравнению с ценами, которую ЦБ проводит второй год, явно недостаточно. Требуется создать информационно-аналитическую систему изменения денежной массы во взаимосвязи с динамикой цен. Важно в каждой конкретной ситуации устанавливать предел опережения роста денежной массы по сравнению с ценами и динамикой ВВП. 2. Слабость научного инструментария обусловливает необходимость активизации теоретических разработок в области денег и кредита. Тогда банковская система, опираясь на научно обоснованные финансово-кредитные инструменты, смогла бы насыщать экономику достаточным количеством денег в широком их понимании и контролировать их эффективное использование. 3. Признавая особую значимость денежных агрегатов МО, М1 и М2, тем не менее надо расширить состав денежной массы, включив в нее государственные ценные бумаги. Следует также учитывать емкость рынка акций и его влияние на основные агрегаты денежной массы. 4. Исходя из опыта функционирования банковской системы необходимо уточнить функции ЦБ и соответственно скорректировать его организационную структуру. В дополнение к положениям закона о ЦБ целесообразно возложить на него функции кассового исполнения бюджета с соблюдением принципа единства кассы (увязав поступления налогов и других платежей с выделением средств экономическим агентам). 5. Основываясь на принципах федерализма, повышения роли и ответственности субъектов Федерации, для обеспечения единства денежно-кредитной массы на всей территории Федерации нужно существенно укрепить территориальные органы ЦБ, уполномочив их контролировать движение бюджетных средств, определять спрос на деньги с учетом имеющихся экономических активов. Эти региональные учреждения постепенно должны стать центрами кредитных ресурсов, способствовать их созданию за счет использования всех региональных экономических активов и источников роста.

 

Основные  черты денежной системы  стран  с рыночной экономикой

Денежные системы, основанные на бумажных и кредитных  деньгах, существенно отличаются в административно-командной и рыночной экономиках. Основными, наиболее характерными чертами административно-командной денежной системы являются следующие: денежные средства предприятий хранятся на счетах единого государственного банка; директивное управление денежной системой жестко централизовано; валютный курс национальной денежной единицы устанавливается директивно; государственный банк является монополистом в привлечении сбережений населения. Основными же чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются: децентрализация денежного оборота между различными кредитными организациями, которая проявляется в разделении функций выпуска безналичных и наличных денег между звеньями банковской системы (выпуск наличных денег осуществляется центральными банками, безналичных – коммерческими банками); отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличными платежными оборотами, они находятся в тесной связи, при этом безналичный оборот имеет приоритетный характер; механизм государственного денежно-кредитного регулирования носит не административный, а экономический характер; управление денежной системой централизовано и осуществляется через центральных банк, который независим от правительства в принятии решений, кроме того, активный финансовый контроль за денежными средствами осуществляется со стороны налоговых органов; денежные знаки обеспечиваются активами банковской системы: золотом и драгоценными металлами, валютой, ценными бумагами; сбережения населения привлекаются системой коммерческих банков, отсутствует монополия государственного банка.

Характеристика денежной системы республики казахстан

Под денежной системой понимается форма организации денежного  обращения в стране, сложившаяся  исторически и закрепленная в законодательном порядке.

 В каждом  государстве существует своя  национальная денежная система.  Как и любая система, денежная  система состоит из ряда элементов.

 Денежная  система на современном этапе  должна включать две подсистемы: система наличных расчетов и система безналичных расчетов.

 Наглядно  элементы денежной системы представлены  в следующей схеме 1.

 Как видно  из схемы, первым основополагающим  элементом денежной системы являются  принципы ее организации. Под  принципами понимаются правила  организации денежной системы установленные государством.

 Современная  денежная система включает в  себя следующие элементы:

Наименование  денежной единицы. Этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако, в некоторых  случаях может установить новое наименование денежной единицы. В России в период с 1922 г. по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: « рубль » и « червонец ». После денежной реформы 1947 г. по настоящее время сохранилось единое наименование денежной единицы  « рубль ».

 В Казахстане  денежной единицей является 1 тенге.  Национальная валюта Республики  Казахстан – тенге – введена  15 ноября 1993 г. 

Порядок обеспечения  денежных знаков.  Государственным  законодательством устанавливается,  что может служить в качестве обеспечения (товарно-материальные ценности, золото и  драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, гарантии правительства, банков и т.д.).

 В Республике  Казахстан обеспечением денежных  знаков являются все активы  Национального Банка.

Эмиссионный механизм. Он представляет собой порядок выпуска  денег в оборот и их изъятие  из оборота. В Республики  Казахстан  выпуск наличных денег, организация  их обращения и изъятия из обращения  осуществляется исключительно Национальным банком  в форме продаж банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента.

 Безналичные  деньги выпускаются коммерческими  банками в процессе совершения  ими кредитных операций. При погашении  ссуд осуществляется изъятие  денег из оборота.

Структура денежной массы в обороте. Ее можно рассматривать двояко. Как соотношение между наличной и безналичной денежной массы или как соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Порядок прогнозного  планирования денежного оборота. Он включает систему прогнозных планов денежного оборота: органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно  – кредитного регулирования. Он представляет собой набор инструментов денежно – кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно – кредитное регулирование; задачи и объекты денежно – кредитного регулирования.

Порядок установления валютного курса или котировка  валют. Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единицы другой страны.

 Поскольку  сейчас ни в одной стране  золотое содержание денежной  единицы не фиксируется, используется  способ котировки, учитывающий  колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярной является способ котировки, основанный на

 « корзине  валют», при которой национальная  валюта сопоставляется с рядом  других видов национальных валют, входящих в «корзину».

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве. Он отражает набор общих правил, форм первичных  кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться  предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на коммерческие банки.

О денежной системе Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 13 декабpя 1993 года. Утpатил силу Указом Пpезидента РК, имеющим силу закона от 30 марта 1995 г. N 2157

      Настоящий Закон устанавливает  правовые основы и формы организации  денежного обращения, включающий  в себя официальную денежную  единицу, порядок чеканки монет  и эмиссии денежных знаков, организацию  и регулирование денежного обращения.

      Статья 1. Денежная единица, денежный  знак 

      Денежной единицей (национальной  валютой) Республики Казахстан  является тенге. Тенге состоит  из 100 тиын.

      Денежные знаки Республики Казахстан,  находящиеся в обращении, состоят из банкнот и монет.

      Структура номинала банкнот и  монет определяется Национальным  Банком Республики Казахстан. 

      Статья 2. Денежное обращение 

      Денежное обращение в Республике  Казахстан включает в себя  движение наличных и безналичных денег в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей.

      Статья 3. Требования к приему  банкнот и монет 

      Банкноты и монеты, выпущенные  в обращение Национальным Банком  Республики Казахстан, обязательны  к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

      Статья 4. Ответственность за подделку  денежных знаков 

                (фальшивомонетничество)

      Лица, виновные в подделке и  незаконном изготовлении банкнот  и монет, преследуются в соответствии  с действующим законодательством. 

      Статья 5. Выпуск банкнот и монет 

      Выпуск наличных денежных средств,  организация их обращения и изъятие из обращения на территории Республики Казахстан осуществляется исключительно Национальным Банком Республики Казахстан и в форме продажи банкнот и монет банкам, с получением безналичного эквивалента.

      Статья 6. Изготовление и характеристика  банкнот и монет

      Национальный Банк Республики  Казахстан определяет потребность  в необходимом количестве банкнот  и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных  денежных средств. 

      Статья 7. Характеристика банкнот и монет

      Банкноты и монеты, выпущенные  в Республике Казахстан, должны  иметь номинальный состав и  соответствующий дизайн.

      Указанные характеристики банкнот  и монет публикуются в печати.

      Статья 8. Дизайн банкнот и монет

      Дизайн банкнот и монет утверждает  Национальный Банк Республики  Казахстан. 

      Утвержденный дизайн банкнот  и монет является собственностью  Национального Банка Республики  Казахстан и обеспечивается охрана  использования авторских прав, которые закрепляются настоящим Законом и Законом "О национальном Банке Республики Казахстан".

      Статья 9. Обеспечение денежной единицы 

      Банкноты и монеты являются  безусловными обязательствами Национального  Банка Республики Казахстан и  обеспечиваются всеми его активами.

      Национальный Банк Республики  Казахстан не реже одного раза  в месяц публикует в средствах  массовой информации сообщение  об обеспеченности тенге золотовалютным  резервами. 

      Статья 10. Право на замену денежной  единицы 

      Право на замену денежной единицы принадлежит Верховному Совету Республики Казахстан.

      Право определения порядка, сроков  и условий функционирования денежной  единицы принадлежит Президенту  Республики Казахстан. 

      Статья 11. Замена банкнот и монет 

      Порядок определения платежности и обмена бывших в употреблении банкнот и монет определяется Национальным Банком Республики Казахстан и публикуется в печати.

      Статья 12. Платежное средство 

      Единственным платежным средством  в Республике Казахстан является тенге.

      Физические и юридические лица, находящиеся в Республике Казахстан,  не имеют право пользоваться  для внутренних расчетов иными  платежными средствами, за исключением  лиц, имеющих специальные лицензии  Национального Банка Республики  Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан "О валютном регулировании".

Информация о работе Денежная масса и факторы ее формирования