Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:32, реферат
Денежную массу необходимо скоординировать с физическим объемом ВВП, его стоимостной структурой и ценами. Целесообразно также определить ориентировочные размеры денежной массы на 2-3 года в увязке с прогнозом ВВП, цен и оценкой материальных активов. Анализ показал особое влияние на денежную массу ценовой политики. Поэтому планирование разумной динамики цен имеет исключительное значение для определения ориентиров денежной массы.
Денежная масса и факторы ее формирования
На основе анализа сложившейся ситуации с денежной массой можно сделать следующие выводы. 1. Денежную массу необходимо скоординировать с физическим объемом ВВП, его стоимостной структурой и ценами. Целесообразно также определить ориентировочные размеры денежной массы на 2-3 года в увязке с прогнозом ВВП, цен и оценкой материальных активов. Анализ показал особое влияние на денежную массу ценовой политики. Поэтому планирование разумной динамики цен имеет исключительное значение для определения ориентиров денежной массы. Установление хотя бы на 2-3 года контрапунктов ценовой политики, с одной стороны, способствовало бы реструктуризации экономики, инновациям, а, с другой — сдерживало бы ценовой напор монополистов и рост цен в определенных границах. Политики прогнозирования опережения роста денежной массы по сравнению с ценами, которую ЦБ проводит второй год, явно недостаточно. Требуется создать информационно-аналитическую систему изменения денежной массы во взаимосвязи с динамикой цен. Важно в каждой конкретной ситуации устанавливать предел опережения роста денежной массы по сравнению с ценами и динамикой ВВП. 2. Слабость научного инструментария обусловливает необходимость активизации теоретических разработок в области денег и кредита. Тогда банковская система, опираясь на научно обоснованные финансово-кредитные инструменты, смогла бы насыщать экономику достаточным количеством денег в широком их понимании и контролировать их эффективное использование. 3. Признавая особую значимость денежных агрегатов МО, М1 и М2, тем не менее надо расширить состав денежной массы, включив в нее государственные ценные бумаги. Следует также учитывать емкость рынка акций и его влияние на основные агрегаты денежной массы. 4. Исходя из опыта функционирования банковской системы необходимо уточнить функции ЦБ и соответственно скорректировать его организационную структуру. В дополнение к положениям закона о ЦБ целесообразно возложить на него функции кассового исполнения бюджета с соблюдением принципа единства кассы (увязав поступления налогов и других платежей с выделением средств экономическим агентам). 5. Основываясь на принципах федерализма, повышения роли и ответственности субъектов Федерации, для обеспечения единства денежно-кредитной массы на всей территории Федерации нужно существенно укрепить территориальные органы ЦБ, уполномочив их контролировать движение бюджетных средств, определять спрос на деньги с учетом имеющихся экономических активов. Эти региональные учреждения постепенно должны стать центрами кредитных ресурсов, способствовать их созданию за счет использования всех региональных экономических активов и источников роста.
Основные черты денежной системы стран с рыночной экономикой
Денежные системы, основанные на бумажных и кредитных деньгах, существенно отличаются в административно-командной и рыночной экономиках. Основными, наиболее характерными чертами административно-командной денежной системы являются следующие: денежные средства предприятий хранятся на счетах единого государственного банка; директивное управление денежной системой жестко централизовано; валютный курс национальной денежной единицы устанавливается директивно; государственный банк является монополистом в привлечении сбережений населения. Основными же чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются: децентрализация денежного оборота между различными кредитными организациями, которая проявляется в разделении функций выпуска безналичных и наличных денег между звеньями банковской системы (выпуск наличных денег осуществляется центральными банками, безналичных – коммерческими банками); отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличными платежными оборотами, они находятся в тесной связи, при этом безналичный оборот имеет приоритетный характер; механизм государственного денежно-кредитного регулирования носит не административный, а экономический характер; управление денежной системой централизовано и осуществляется через центральных банк, который независим от правительства в принятии решений, кроме того, активный финансовый контроль за денежными средствами осуществляется со стороны налоговых органов; денежные знаки обеспечиваются активами банковской системы: золотом и драгоценными металлами, валютой, ценными бумагами; сбережения населения привлекаются системой коммерческих банков, отсутствует монополия государственного банка.
Характеристика денежной системы республики казахстан
Под денежной системой понимается форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная в законодательном порядке.
В каждом
государстве существует своя
национальная денежная система.
Денежная
система на современном этапе
должна включать две
Наглядно
элементы денежной системы
Как видно
из схемы, первым
Современная денежная система включает в себя следующие элементы:
Наименование денежной единицы. Этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако, в некоторых случаях может установить новое наименование денежной единицы. В России в период с 1922 г. по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: « рубль » и « червонец ». После денежной реформы 1947 г. по настоящее время сохранилось единое наименование денежной единицы « рубль ».
В Казахстане
денежной единицей является 1 тенге.
Национальная валюта
Порядок обеспечения
денежных знаков. Государственным
законодательством
В Республике
Казахстан обеспечением
Эмиссионный механизм. Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятие из оборота. В Республики Казахстан выпуск наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляется исключительно Национальным банком в форме продаж банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента.
Безналичные
деньги выпускаются
Структура денежной массы в обороте. Ее можно рассматривать двояко. Как соотношение между наличной и безналичной денежной массы или как соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.
Порядок прогнозного планирования денежного оборота. Он включает систему прогнозных планов денежного оборота: органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.
Механизм денежно – кредитного регулирования. Он представляет собой набор инструментов денежно – кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно – кредитное регулирование; задачи и объекты денежно – кредитного регулирования.
Порядок установления валютного курса или котировка валют. Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единицы другой страны.
Поскольку
сейчас ни в одной стране
золотое содержание денежной
единицы не фиксируется,
« корзине валют», при которой национальная валюта сопоставляется с рядом других видов национальных валют, входящих в «корзину».
Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве. Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на коммерческие банки.
О денежной системе Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан от 13 декабpя 1993 года. Утpатил силу Указом Пpезидента РК, имеющим силу закона от 30 марта 1995 г. N 2157
Настоящий Закон устанавливает
правовые основы и формы
Статья 1. Денежная единица, денежный знак
Денежной единицей (национальной валютой) Республики Казахстан является тенге. Тенге состоит из 100 тиын.
Денежные знаки Республики
Структура номинала банкнот и
монет определяется
Статья 2. Денежное обращение
Денежное обращение в
Статья 3. Требования к приему банкнот и монет
Банкноты и монеты, выпущенные
в обращение Национальным
Статья 4. Ответственность за подделку денежных знаков
(фальшивомонетничество)
Лица, виновные в подделке и
незаконном изготовлении
Статья 5. Выпуск банкнот и монет
Выпуск наличных денежных
Статья 6. Изготовление и характеристика банкнот и монет
Национальный Банк Республики
Казахстан определяет
Статья 7. Характеристика банкнот и монет
Банкноты и монеты, выпущенные
в Республике Казахстан,
Указанные характеристики
Статья 8. Дизайн банкнот и монет
Дизайн банкнот и монет
Утвержденный дизайн банкнот
и монет является
Статья 9. Обеспечение денежной единицы
Банкноты и монеты являются
безусловными обязательствами
Национальный Банк Республики
Казахстан не реже одного раза
в месяц публикует в средствах
массовой информации сообщение
об обеспеченности тенге
Статья 10. Право на замену денежной единицы
Право на замену денежной единицы принадлежит Верховному Совету Республики Казахстан.
Право определения порядка,
Статья 11. Замена банкнот и монет
Порядок определения платежности и обмена бывших в употреблении банкнот и монет определяется Национальным Банком Республики Казахстан и публикуется в печати.
Статья 12. Платежное средство
Единственным платежным
Физические и юридические лица,
находящиеся в Республике
Информация о работе Денежная масса и факторы ее формирования