Денежная масса и факторы ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Денежную массу необходимо скоординировать с физическим объемом ВВП, его стоимостной структурой и ценами. Целесообразно также определить ориентировочные размеры денежной массы на 2-3 года в увязке с прогнозом ВВП, цен и оценкой материальных активов. Анализ показал особое влияние на денежную массу ценовой политики. Поэтому планирование разумной динамики цен имеет исключительное значение для определения ориентиров денежной массы.

Файлы: 1 файл

Denezhnaya_massa_i_faktory_ee_formirovania.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

      Статья 13. Расчеты 

      Расчеты на територии Республики  Казахстан осуществляются в валюте  Республики Казахстан, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

      Расчеты на территории Республики  Казахстан осуществляются в виде  наличных и безналичных платежей.

      Статья 14. Форма безналичных расчетов 

      Формы безналичных расчетов определяются  Правилами, устанавливаемыми Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с действующим законодательством.

      Образцы платежных документов, используемых  для безналичных расчетов на  территории Республики Казахстан  - платежных поручений, векселей, чеков и других утверждаются Национальным Банком Республики Казахстан.

      Статья 15. Наличные расчеты 

      Наличноденежные расчеты между  юридическими лицами, а также  между юридическими и физическими  лицами осуществляются в соответствии  с Правилами, устанавливаемыми  Национальным Банком Республики Казахстан.

      Статья 16. Регулирование денежного  обращения 

      Регулирование денежного обращения  в Республике Казахстан осуществляется  в сооответствии с Законом  Республики Казахстан "О Национальном  Банке Республики Казахстан" и основными направлениями денежно-кредитной политики.

Деньги  как объект и инструмент международной  торговли

  439. Экономическими  функциями денег являются: измерение  (мера имущественных ценностей), средство расчетов и платежей, средство накопления (тезаврация). Однако не только исторически, но и до наших дней все названные функции не принадлежат исключительно деньгам: мерой измерения ценностей имущества, средством тезаврации и средством платежа могут быть практически и любые иные ценности. С другой стороны, деньги могут представлять собой по сути и просто товар, наглядный пример: покупка-продажа иностранной валюты.

Эмиссия денег, авторитарное установление их стоимости (курса) по отношению к деньгам  других государств, к золоту и т.п. - давно монополизировано государствами, использующими эту монополию в своих экономических и политических целях, нередко в ущерб интересам и собственного населения, и других государств.

§ 440. Деньги, их обращение внутри государства представляют собой один из важнейших составных  элементов государственного суверенитета. Вся внутригосударственная финансовая (денежно-эмиссионная, налоговая, банковская и т.п.) система - есть суверенная компетенция государства. Вместе с тем в силу межгосударственных договоренностей элементы этой системы и даже вся она целиком могут быть переданы (как и другие составные части государственного суверенитета) общей коллективной межгосударственной системе (например, в рамках Евросоюза), которая в этих случаях приобретает качества самостоятельности в межгосударственных валютно-финансовых отношениях. Такая практика, однако, не меняет принципиального суверенного качества денежной функции государства, будь то унитарная, федеративная иная межгосударственная форма.

§ 441. Наряду с  этим в условиях широких международных экономических связей денежная валютная, финансовая политика государства может иметь весьма чувствительный эффект для интересов других государств и их физических и юридических лиц. Так, например, девальвация национальной валюты удорожает тем самым иностранную валюту, а таким образом и иностранные товары, соответственно затрудняя их импорт в данную страну, а с другой стороны, снижая относительную в сравнении с импортными товарами стоимость отечественных товаров, способствует тем самым их экспорту. Другой пример: повышение банковской кредитной ставки (в условиях свободы обращения межгосударственных банковских капиталов) привлекает в страну иностранный капитал и снижает кредитные возможности для капитала в собственной валюте, вызывая отток капиталов из других стран, оживляя приток иностранных капиталов, однако в ущерб инвестиционным возможностям отечественного капитала.

Не менее  наглядное влияние на внешнюю  торговлю и на движение инвестиционного  капитала имеет внутринациональная валютная политика в части свободы , напротив, ограничения трансграничных переводов капиталов. Для привлечения иностранных капиталов ( их оттока) прямое значение имеет и национальная налоговая политика.

Таким образом, с одной стороны, валютно-финансовое регулирование в каждой стране (как, впрочем, и общая экономическая и торговая политика) - есть суверенное дело каждого государства. С другой же стороны (в частности, в силу действия принципа уважения суверенитета других государств), внутригосударственные экономические, торговые, а равно валютные, налоговые и т.п. акции государства небезразличны для интересов других государств, что и является действенной причиной выработки государствами договорных и иных норм в рамках международного экономического (в том числе и валютно-финансового) права для обеспечения сбалансированных взаимных интересов государств.

§ 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной  в основном с обеспечением международных  торговых сделок, включает:

- регулирование  международного обращения (обмена) национальных валют (международное валютное право);

- регулирование  международных кредитных взаимоотношений,  включая проблемы погашения государственных  долгов (по сути - "международное  кредитное право");

- регулирование  взаимных международных расчетов и платежей (по сути - "международное платежное право").

Регулирование приведенных выше международных  валютно-кредитно-платежных взаимоотношений  государств рассматривается в настоящем  курсе в составе международного торгового права. В ГАТС финансовые услуги (кредитные, депозитные, расчетные, страховые и т.д.) прямо трактуются в качестве услуг, шь особая специфика торговли финансовыми услугами оправдывает рассмотрение их под особой рубрикой.

§ 443. В частности, что касается современной валютной системы в рамках Международного валютного фонда (МВФ), основная целевая этой системы заключается в валютно-обменном и стабзационном обеспечении международной торговли, что наглядно выражено в Уставе Фонда, согласно которому он должен "поощрять гармоничное развитие и рост международной торговли" (ст. I.ii) и "способствовать учреждению многосторонней системы упорядочения текущих сделок (выделено мной. - Г.В.) между государствами-членами и содействовать устранению ограничений обмена валют, тормозящих развитие международной торговли" (ст. I.4).

 

Эта доминантная  целевая установка убедительно  подтверждает обоснованность рассмотрения международного валютного права, в  частности, в его изначально "Бреттон-Вудском" выражении, - именно в рамках современного международного торгового права, в его магистральном развитии по лекалам ГАТТ/ВТО/МВФ.

Реально международный  оборот, взаимообмен валют есть, цивстически оценивая, не что иное, как купля-продажа одной валюты за другую валюту.

§ 444. То, что  касается включенности международных валютных отношений в международное торговое право, в неменьшей степени относится и к международным кредитам, и к международным платежным операциям, которые в доктринально-теоретическом и в формально-конвенционном (см. § 442) аспектах в более узком смысле следует относить к сектору услуг. Однако, учитывая специфику всей валютно-финансовой сферы, представляется целесообразным выделить ее особо.

§ 445. Международные  инвестиционные отношения по сути также  носят часто торговый характер (покупка-продажа  иностранных акций, иной собственности). Однако их следует трактовать в качестве особых, имущественных отношений. Главное в них - защита, охрана имущественных прав на инвестиционные капиталы. Не случайно инвестиционные отношения не подпадают под сферу регулирования в рамках системы МВФ, в том числе и отношения в сфере движения капиталов. Методологически представляется в этой связи оправданным рассматривать вопросы защиты и поощрения иностранных капиталовложений, коллизий в сфере налогообложения и т.п. в рамках международного имущественного права (см. ниже). 
Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:

Денежная  реформа в Казахстане

Первый этап: 1992 -конец 1993 гг.Начавшаяся либерализация  цен и ненасыщенность внутреннего  рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудер­жимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.

В 1992 г. объем  денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.

В условиях высокой  инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка" неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги.

 

Второй этап

 начался  с момента введения национальной  валюты -конец 1993 г. - 1995 г.

 и характеризуется  осуществлением в стране жесткой  денежно-кредитной политики, направленной  на подавление инфляции путем  сокращения денежного предложения.  Результатом такой монетарной  политики стали: ухудшение финансового  состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.

В 1994 г. Минфин совместно  с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность которых была огромной: в 1994 г. она  составила 190,3% (ГКО-3);

в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%. Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%).2

УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы.

Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции  Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан  от 29 октября 1993 г. постановляю:

1. Ввести в обращение  на территории Республики Казахстан  с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики  Казахстан - тенге. 

3. Тенге обязательны к  приему на территории Республики  Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»

Денежные  реформы в России

В течение последних  пятисот лет в России было проведено  более 10 денежных реформ, как полных, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичныx, общей задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения.

Денежные реформы Московского  княжества и дореволюционной России

1535 г. Денежные реформы  Елены Глинской

Основная статья: Денежная реформа 1535 года

Первая централизованная денежная реформа в России была проведена  Еленой Глинской — вдовствующей великой  княгиней московской, женой Василия III и матерью малолетнего Ивана IV Васильевича «Грозного». Основной причиной реформы было разнообразие монет, использовавшихся на Руси, из-за чего возникали большие сложности с денежным обращением и заключением торговых сделок. Процветали обрез и подмесь монет. Целью реформы был запрет всех старых русских и иностранных монет (обрезанных и необрезанных) и замена их новой монетой — копейкой.

1654 г. Реформа Алексея  Михайловича Романова

Основная статья: Монетная реформа Алексея Михайловича

В 1654 году при  царе Алексее Михайловиче (1645—1676) впервые  были выпущены реальные рублевые серебряные монеты — «ефимки», перечеканенные из западногерманских талеров —  полноценных ходячих монет Европы. На монете впервые была помещена надпись  «Рубль», на лицевой стороне — двуглавый орел, на оборотной — царь на коне. Однако в это время рубль был неполноценной монетой, он содержал меньше серебра, чем 100 серебряных копеек. Фактическая его стоимость равнялась 64 копейкам.

Также в обращение  были выпущены медные копейки по образцу серебряных, фактически по 400-рублевой монетной стопе.

Попытка введения в денежное обращение необеспеченных легковесных денег привела к  инфляции и нарастанию внутренней напряженности  и в конце концов окончилась народными  волнениями, В 1655 году выпуск «ефимков» был прекращён, на смену им пришли полновесные талеры с клеймом (всадник на лошади и год — 1655), которые получили название «ефимки с признаками», а после Медного бунта в Москве выпуск медной монеты тоже был прекращен.

Регулярная  чеканка серебряных рублей и медных копеек началась лишь в 1704 г. в ходе проведения денежной реформы 1700—1718 гг.

Информация о работе Денежная масса и факторы ее формирования