Денежная система Российской Федерации, ее элементы и структура: проблема и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить особенности функционирования денежной системы Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи развития системы денежного обращения и национальной экономики в РФ.
Методологической основой курсовой работы является выявление различных приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование денежного обращения в РФ.
Задачи: 1) привести понятие денежной системы; 2) перечислить типы денежной системы страны; 3) рассмотреть общие показатели функционирования денежной системы в Российской Федерации; 4) провести анализ динамики элементов денежной системы РФ; 5) ознакомиться с денежной системой за рубежом (в данном случае США) Работа состоит из 3-х глав: в первой главе раскрываются теоретические основы денежной системы, во второй главе рассматривается исторический аспект возникновения денежной системы Российской Федерации, в третьей главе выделяются основные проблемы развития денежной системы РФ и пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..4
Глава I «Денежная система: её основные типы и элементы»……..6

1.1 «Теоретические характеристики и законодательное регулирование денежной системы РФ»…………………………………………………………6
1.2 «Сущность и типы денежных систем»……………………………...8
1.3 «Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное денежное обращение »……………………………………………………………………..11

Глава II «Денежная система России»………………………………...17

2.1 «Исторический аспект развития денежной системы России»……17
2.2 «Денежные реформы в России: их сущность и методы проведения»…………………………………………………………………….21

Глава III «Проблемы и перспективы развития денежной системы РФ. Зарубежный опыт (на примере США)»..................................................24

3.1 «Проблемы развития денежной системы России»………………….24
3.2 «Перспективы развития денежной системы России»……………....26
3.3 «Зарубежный опыт (на примере США)»…………………………….28

Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

3) восстановления функций  рубля как средства обращения  и платежа путем урегулирования  проблемы неплатежей, просроченной  задолженности предприятий друг другу.

Не менее важным, на мой взгляд, вопросом является определение  роли Центрального банка Российской Федерации в социально-экономической  жизни страны. Функции Банка России закреплены в Конституции (ст.75) и  в Федеральном Законе "О Центральном  банке Российской Федерации" (ст. З и 4)Дж.М.Кейнс в годы потрясений и кризисов писал: "Самый легкий способ разрушить экономику и политический строй государства - это подорвать стабильность его национальной валюты".

Нестабильная денежная система, крайние формы проявления которой - гиперинфляция, господство денежных суррогатов и иностранных валют, разрушение товарно-денежных отношений и бартер, никогда в истории не приводила к экономическому подъему и социальному оздоровлению.

Таким образом, история показывает, что там, где государство "портит" монету, печатает денежные знаки, кредитует без ограничений, резко обостряются экономические и социальные болезни.

 

 

 

3.3 «Зарубежный  опыт (на примере США)»

 

Так в чём же отличие  денежной системы Российской Федерации, её существенные преимущества и недостатки. Для того, чтобы это узнать, нужно проанализировать денежную систему другой страны. Я хочу это сделать в сравнении с денежной системой США. Этот выбор не случаен. США имеет сильную рыночную экономику, которая развивалась не одну сотню лет.

Для начала стоит отметить, что официальной денежной единицей США является доллар. В Америке  функции Центрального Банка выполняет  Федеральная резервная система  США (ФРС). Федеральная Резервная  Система состоит из рабочих органов  трёх уровней – Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным  законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную  Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки  должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.

 ФРС подотчетна  конгрессу США, а не одной  из его палат, в отличие от  Центрального Банка, который подотчетен   только Государственной Думе, а не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ неоправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.

Важной проблемой является обеспечение достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий  закон о Центральном банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету.

Законодательство же США предусматривает практически  непрерывную открытость и подотчетность  работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”. Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко.

Связующим звеном между  руководством ФРС и общественностью  является также Федеральный консультативный  совет из 12 членов, по одному от каждого  резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.

Гибкая денежная система  должна обеспечиваться соответствующей  системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой. В законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” говорится, что “под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей”. Таким образом, переучет векселей - единственная форма рефинансирования, непосредственно названная в законе.

При распределении прибыли  ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов.

Наше законодательство предусматривает возможность предоставления Центральным банком кредитов своим  служащим “на личные нужды”. Американское законодательство такую возможность  исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.

Перейдем к законодательному регулированию деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:

· контроль над направлением использования средств, предоставленных  в ссуду коммерческим банкам,

· недопущение использования  этих средств в спекулятивных  и “иных ненадлежащих целях”,

· дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности  коммерческих банков),

· удовлетворение сезонного  спроса на кредит и денежную массу,

· преодоление банками  чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств).

У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций. Более того, Центральный Банк России расширяет кредитование коммерческих банков - первичных дилеров на рынке ГКО-ОФЗ перед новыми выпусками государственных облигаций, тем самым прямо финансирует их спекулятивную деятельность на фондовом рынке. В США такого рода рефинансирование полностью исключено действующим законодательством

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.

Рыночная экономика не может  существовать без денег. Деньги выполняют  в экономике три главные функции:

— средство обращения (помогают товарам обмениваться, минуя трудности бартера, эта функция обеспечивает разделение труда в экономике);

–– измерение ценности товара (деньги почти такая же единица измерения ценности, как метр - единица измерения длина);

–– средство сбережения (надежнее всего хранить богатство именно в деньгах, если есть уверенность в том, что не будут инфляции).

Самой ранней формой обмена одного продукта труда на другой был бартер, или непосредственный обмен одной вещи на другую, одной услуги на другую. Деньги как таковые здесь отсутствуют. При всей простоте такого обмена у бартера есть множество недостатков. Важнейший из них заключается в том, что в условиях экономики бартера необходимо найти человека, который имеет то, что вам необходимо, и хочет то, что у вас есть. Кроме того, совпадение интересов должно произойти как по времени, так и по количеству и качеству товара, что требует значительных усилий, времени, затрат и зачастую невозможно.

Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Таким образом, и наличные, и безналичные формы расчетов просто необходимы для нормального функционирования экономики.

Несмотря на всю важность наличного  денежного обращения и его  неотделимость от безналичного, можно смело говорить о том, что будущее принадлежит именно безналичным расчетам. Уже сейчас они очень актуальны для экономики, и платежный оборот современной России в подавляющей своей массе производится безналичное, хотя российская система расчетов еще очень далека от совершенства.

 

Список литературы

 

    1. Конституция РФ
    2. ГКРФ. Части 1,2,3.
    3. НКРФ. Части 1,2,3.
    4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «Центральном банке Российской Федерации» (ред. от 18.07.2005).
    5. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия учебники, укчебные пособия» Ростов – на –Дону: «Феникс», 2001 – 448 с.
    6. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов/ С.Ф. Жуков, Л.М. Максимова и др.; под редакцией прф. Е.Ф. Жукова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 622с.
    7. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка – М.: ДИС, 1997.
    8. Финансы. Денежное обращение. Кредит./ Под редакцией Дробозиной Л.А. М.: Финансы, 1997.
    9. Общая теория денег и кредита: Учеб./ Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Финстатинформ,1995.
    10. Положение Банка России от 03. 10.  2002 № 2 – П «О безналичных расчетах в РФ».
    11. Учебник «Финансы, денежное обращение и кредит». Крлимович В.П. – 2 изд., 2006г.
    12. Деньги, кредит, банки: Учеб. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 48 с.
    13. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.
    14. Белоусов Р. К истории товарно-финансовых отношений в СССР // Вопросы экономики, 2002. – №1. с.95-104.
    15. Маневич В.Е. Кредитно-денежная политика и экономическая динамика в России // Бизнес и Банки, 2006. - №7. – С. 31-35.
    16. Инфляция: ценообразование и денежное обращение.М., ИМЭМО РАН, 2009;
    17. Стратегия развития платежной системы России//Деньги и кредит 2008, №6;
    18. www.duma.gov.ru
    19. www.fin-crisis.ru
    20. www.minfin.ru
    21. http://ru.wikipedia.org
    22. www.cbr.ru
    23. http://revolution.allbest.ru
    24. http://5ballov.qip.ru
    25. http://www.vuithelp.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

«Динамика выявления поддельных денежных знаков Банка России в 2009 году (в штуках)»

 

 

Приложение 2

 

«Выявление поддельных денежных знаков Банка России в федеральных округах  
в 2009 году (в штуках)»

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

«Динамика выявления поддельных денежных знаков иностранных государств в 2009 году (в штуках)»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

«Количество поддельных денежных знаков иностранных государств,  
выявленных в 2009 году».

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Бузулукский финансово-экономический колледж – филиал Финуниверсистет

 

 

Кафедра финансовых дисциплин

 

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

Фамилия, инициалы студента _____________________________

Группа № ___________________________________________________

Специальность_______________________________________________

Специализация_______________________________________________

Фамилия, инициалы рецензент


Оценка: ____________________

СОДЕРЖАНИЕ  РЕЦЕНЗИИ

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рецензент: _______________________________________________________________

Информация о работе Денежная система Российской Федерации, ее элементы и структура: проблема и перспективы развития