Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа
В этой курсовой подробно рассматривается денежное обращение и денежная система, в целом, Российской Федерации. Предложены свежие данные о нынешнем состоянии денежной системы…
1. Введение
2. Рынок денег
2.1. Денежные потоки в экономике.
2.2. Способы измерения денежной массы.
2.3. Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие на рынке денег.
2.4. Основные теории, характеризующие роль денег в экономике.
3. Денежная система Российской федерации
3.1. Виды денежных знаков и порядок их выпуска в обращение.
3.2. Проблемы инфляции в России.
3.3. Методы регулирования денежного обращения.
3.4. Механизмы наличного и безналичного денежного обращения.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Нормативы обязательных резервов — это беспроцентные обя-
зательные вклады кредитных организаций в Банке России. Раз-
мер обязательных резервов устанавливается Советом директоров
Банка России в процентах к обязательствам кредитных органи-
заций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредит-
ной организации и не могут быть единовременно изменены бо-
лее чем на 5 пунктов.
Эти резервы используются для пога-
шения обязательств кредитной организации перед вкладчика-
ми и кредиторами. Однако основное назначение нормативов
обязательных резервов — регулирование денежного обращения.
Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резер-
вы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных
резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги.
Количество новых кредитных денег определяется с помощью
банковского мультипликатора, который представляет собой
процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммер-
ческих банков в период их движения от одного коммерческого
банка к другому:
М = 1/ R,
где М — банковский мультипликатор;
R — норма обязательных резервов.
Максимальное количество новых денег (Д), которое может
быть создано банковской системой, составляет
Д= ЕМ,
где Е — избыточные резервы
Зная норму обязательных резервов, легко можно определить,
сколько новых денег будет создано банковской системой.
Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Уве-
личение норм означает изъятие денег у коммерческих банков,
при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы ком-
мерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска
денег в обращение, но и за счет создания новых денег банков-
ской системой.
Операции на открытом рынке — это купля-продажа Банком
России государственных ценных бумаг, краткосрочные опера-
ции с ценными бумагами с совершением затем обратной сдел-
ки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом
директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обра-
щение, продажа ценных бумаг — изъятие денег из обращения.
Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования
денежного обращения, который чаще других методов использу-
ется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение
функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г.,
Банк России не отказался от этого метода регулирования де-
нежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ
выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал
операции с ними.
Рефинансирование банков — это кредитование Банком Рос-
сии коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк
России устанавливает процентную ставку рефинансирования.
Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и
уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки — к
удешевлению кредитов и росту массы денег. До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерче-
ским банкам три вида кредитов:
• ломбардные — под залог государственных ценных бумаг,
включенных в Ломбардный список Банка России;
• внутридневные кредиты — предоставлялись банкам в тече-
ние операционного дня при наличии неисполненных платеж-
ных поручений;
• однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт»)—
предоставлялись для завершения расчетов в конце операцион-
ного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет
банка в расчетном подразделении Банка России.
В таблице 3.1. можно посмотреть динамику выданных кредитов коммерческим банкам за 2001-2002гг.
Динамика кредитных вложений[10]
(по данным банка России)
| Кредиты, предостав- | В % к | Из них | ||
предприятиям | банкам | физическим | |||
2001г. | |||||
Январь | 956,3 |
| 763,3 | 104,7 | 44,7 |
Февраль | 971,9 | 101,6 | 757,2 | 122,5 | 50,7 |
Март | 1009,0 | 105,5 | 785,6 | 121,5 | 58,6 |
Апрель | 1067,5 | 111,6 | 808,1 | 154,5 | 60,1 |
Май | 1105,7 | 115,6 | 836,6 | 157,4 | 64,4 |
Июнь | 1151,5 | 120,4 | 852,3 | 173,7 | 76,4 |
Июль | 1181,1 | 123,5 | 894,5 | 163,0 | 72,3 |
Август | 1237,4 | 129,4 | 921,8 | 187,6 | 75,6 |
Сентябрь | 1271,5 | 133,0 | 972,2 | 165,1 | 80,7 |
Октябрь | 1322,6 | 138,3 | 1034,8 | 149,8 | 84,5 |
Ноябрь | 1354,2 | 141,6 | 1053,0 | 156,6 | 89,7 |
Декабрь | 1418,0 | 148,3 | 1111,4 | 157,0 | 95,6 |
2002г. | |||||
Январь | 1467,5 |
| 1191,5 | 129,9 | 94,7 |
Февраль | 1492,0 | 101,7 | 1178,7 | 166,4 | 94,7 |
При неисполнении банком обязательств по возврату креди-
та Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа
не производилась и Банк России начинал процедуру реализа-
ции заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали
пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3
ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем
году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных
ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка
России по реализации этих бумаг, затем — задолженность бан-
ков по кредиту и процентам и в последнюю очередь — суммы
пеней за неисполнение обязательств.
Депозитные операции. Это операции по привлечению в де-
позиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России
привлекать временно свободные денежные средства банков и
тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный
рынок.
Валютное регулирование осуществлялось с помощью валют-
ной интервенции, под которой понимается купля-продажа Бан-
ком России иностранной валюты на валютном рынке для воз-
действия на курс рубля, суммарный спрос и предложение ва-
люты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк
России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.
Если предложение валюты превышало спрос, то Банк Рос-
сии покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря
значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России.
Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню,
равному финансированию трехмесячных объемов импорта. В таблице[11] 3.2. указаны данные по движению наличной иностранной валюты в банках РФ.
В условиях роста российской экономики, замедления темпов инфляции, восстановления финансового и валютного рынков, увеличения золотовалютных резервов в последние годы были созданы предпосылки для либерализации системы валютного регулирования и валютного контроля. Опираясь на международный опыт и учитывая уроки кризиса 1998 г., Банк России исходил из предпочтительности постепенной и взвешенной либерализации валютного законодательства, сопровождаемой мерами по укреплению банковской системы, совершенствованию банковского регулирования и надзора, повышению эффективности фискальной системы и системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.
В 2001-2002 гг. Банком России были предприняты шаги по упрощению (переводу с разрешительного на уведомительный) порядка проведения валютных операций движения капитала. Принятые меры имели целью способствовать решению таких важнейших задач, как стимулирование привлечения иностранного капитала в российскую экономику и развития интеграционных процессов со странами СНГ. В этих целях с июля 2001 г. Банком России был введен уведомительный порядок проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций на сумму до 10 млн. долл., связанных с прямыми инвестициями в страны СНГ, а с октября 2001 г. - уведомительный порядок привлечения резидентами (не являющимися кредитными организациями) от нерезидентов финансовых кредитов и займов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней.
Наряду с этим, в целях создания более комфортных условий для развития российского бизнеса в октябре 2002 г. вместо ранее действовавшего разрешительного был установлен уведомительный порядок открытия юридическими лицами-резидентами счетов в иностранных банках для обслуживания деятельности их представительств за пределами Российской Федерации.
В рассматриваемом периоде были приняты меры, направленные на развитие рыночных принципов функционирования внутреннего валютного рынка. Одним из важнейших таких решений, принятых на законодательном уровне, стало снижение с августа 2001 г. норматива обязательной продажи экспортерами валютной выручки с 75% до 50%. Целью данной меры являлось создание условий для увеличения валютных активов, остающихся в распоряжении экспортеров, и снижение их издержек по приобретению иностранной валюты. Основываясь на результатах более чем годовой практики ее применения, Банк России в условиях макроэкономической и финансовой стабильности, сильного платежного баланса и в целях оптимизации финансовой деятельности экспортеров с 1 декабря 2002 г. отменил требование об осуществлении обязательной продажи валютной выручки исключительно на межбанковских валютных биржах и предоставил экспортерам право ее продажи на межбанковском рынке, либо непосредственно обслуживающему уполномоченному банку.
Таблица 3.2.
Установление ориентиров роста денежной массы. Банк Рос-
сии устанавливал минимальные и максимальные границы при-
роста денежной массы на контрольный срок.
Прямые количественные ограничения — установление лими-
тов на рефинансирование банков, проведение кредитными ор-
ганизациями отдельных банковских операций. В качестве при-
мера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и
однодневных расчетных кредитов Банком России коммерчес-
ким банкам в пределах установленного лимита. Другим приме-
ром могут служить ограничения на проведение валютных опе-
раций. Валютные операции могут производить только уполно-
моченные банки, получившие от Банка России лицензию на
проведение таких операций. При этом различают три типа ли-
цензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная
лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в
иностранных банках без ограничения их количества. Расширен-
ная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения
с шестью иностранными банками и бывшими заграничными
банками СССР (Московским народным банком в Лондоне,
Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право
работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внеш-
ний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в
любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.
Помимо основных методов регулирования существуют вто-
ростепенные методы.
Предписываемая законом маржа — минимальный процент
первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных
средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так
как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с
ценными бумагами в кредит строго регулируются.
Потребительский кредит — продажа товаров в кредит. Если
она ограничивается, то уменьшается количество денег в обра-
щении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в
обращении. Вследствие низких доходов населения развитие потребитель-
ского кредита в России возможно только при определенном подъ-
еме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита
является перспективным направлением в, деятельности банков,
которые ищут новые сферы приложения капитала. Использова-
ние этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры,
законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Не-
смотря на это, потребительский кредит является стимулом эко-
номического роста, активизации совокупного спроса.
Увещевание. Это когда Банк России дает рекомендации юри-
дическим и физическим лицам, банкам. Когда и какие из вышеназванных мер используются? Если
необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк
России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных
резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая по-
литика получила название политики дешевых денег. В условиях
же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в
обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает
нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансиро-
вания и т. д. Такая политика называется политикой дорогих де-
нег. По существу, это антициклическое регулирование.
После августовская денежно-кредитная политика ориентиро-
вана на умеренную инфляцию с контролируемой эмиссией де-
нежных средств. Такая политика имеет целый ряд преимуществ.
Политика умеренной инфляции выгодно отличается тем, что
стимулирует отечественное производство, увеличивает его кон-
курентоспособность, не допускает роста безработицы. Она долж-
на дополняться ростом капиталовложений в сферу производст-
ва, переносом налогового бремени с производства на потребле-
ние, отказом от жесткой стабилизации курса рубля, увеличени-
ем массы денег в обращении в разумных пределах.
3.4. Механизмы наличного и безналичного денежного обращения.
Расчеты — это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Они де-
лятся на наличные и безналичные. Все предприятия и организации обя-
заны хранить свои денежные средства в банках. Для осуществ-
ления расчетов наличными деньгами каждое предприятие
должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных
денег при осуществлении расчетов с населением производит-
ся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Расчеты между юридическими лицами осуществляются в без-
наличном порядке через учреждения банков. Предприятие имеет право получать наличные
деньги на оплату труда, хозяйственные нужды, командировоч-
ные расходы, выдавать наличные деньги под отчет на хозяйст-
венно-операционные нужды.
Предприятия в своих кассах могут иметь наличные деньги в
пределах лимитов, установленных банком по согласованию с
руководителями предприятий, и обязаны сдавать в банк всю
денежную наличность сверх установленных лимитов в сроки,
согласованные с учреждением банка. Предприятия имеют пра-
во хранить в своих кассах наличные деньги сверх установлен-
ных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по
социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок
не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в
учреждении банка. За нарушение порядка работы с денежной
наличностью на предприятия могут быть наложены финансо-
вые санкции.