С помощью кредитного
регулирования государство стремится
смягчить экономические кризисы, сдержать
рост инфляции, в целях поддержания
конъюнктуры государство использует
кредит для стимулирования капиталовложений
в различные отрасли народного
хозяйства.
Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия.
Различие между ними состоит в том, что
центральный банк либо оказывает косвенное
воздействие через ликвидность кредитных
учреждений, либо устанавливает лимиты
кредитования экономики (т.е. количественные
ограничения кредита).
В условиях высокоразвитой
рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип
«компенсационного регулирования». Принцип
компенсационного регулирования включает
сочетание двух комплексов мероприятий:
- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).
Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих
денег») применяется в условиях циклического
оживления хозяйственной конъюнктуры.
Политика денежно-кредитной экспансии
(политика «дешевых денег») применяется
в кризисной фазе цикла, в условиях падения
производства и увеличения безработицы.
Она заключается в стимулировании кредитных
операций банков, введении более льготных
условий кредитования в целях хозяйственного
оживления. Эти политики более широко
рассматриваются далее.
Оновные цели денежно - кредитной политики
государства меняются в зависимости от
уровня социально-экономического развития,
на котором находится это государство.
Приоритет целей денежно-кредитной
политики определяется состоянием государственных
финансов, стабильностью экономики государства
или ее отсутствием, наличием сбалансированности
доходов и расходов государственного
бюджета или его дисбалансом.
В связи с этим, представляется
нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной политики
без их привязки к характеристике социально-экономического
уровня развития государства. В общем
случае, основными целями денежно-кредитной
политики государства являются:
- регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
- достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
- создание безинфляционной экономики.
1.4. Денежно- кредитная политика,
ее методы и инструменты.
Методы денежно- кредитной
политики – это совокупность приемов
и операций, посредством которых субъекты
денежно- кредитной политики – центральный
банк как государственный орган денежно-
кредитного регулирования и коммерческие
банки как проводники денежно- кредитной
политики- воздействуют на объекты ( спрос
на деньги и предложение денег) для достижения
поставленных целей. Методы проведения
повседневной денежно- кредитной политики
называют тактическими целями денежно-
кредитной политики.
Классификацию
методов денежно- кредитной политики
можно проводить по различным признакам. В
зависимости от связи метода денежно-
кредитной политики с поставленной целью
различают прямые( административные) и
косвенные( экономические) методы.
Прямые методы – это административные меры
в форме различных директив центрального
банка, касающихся объема денежного кредитного
предложения и цены на финансовом рынке.
Применение
прямых методов денежно- кредитной
политики позволяет непосредственно
влиять на денежные агрегаты, распределение
ссуд и издержки заимствований.
Они наиболее привлекательны для государственных
органов как методы регулирования и перераспределения
денежных ресурсов, особенно в условиях
экономического кризиса. Прямые методы
легче применять, они требуют меньше затрат,
последствия их применения более предсказуемы.
Вместе с тем прямые методы денежно-
кредитной политики являются грубыми
методами внешнего воздействия на функционирование
субъектов денежного рынка, затрагивают
основы их экономической деятельности.
Они могут противоречить микроэкономическим
интересам кредитных организаций, вести
к неэффективному распределению кредитных
ресурсов, к ограничениям межбанковской
конкуренции, затруднениям в появлении
новых финансово устойчивых институтов
на банковском рынке.
Негативные
последствия прямых методов денежно-
кредитной политики зачастую превалирует
над преимуществом их применения в условиях
рынка, поскольку деформируют рыночный
механизм.
Косвенные методы регулирования денежно- кредитной
сферы воздействуют на мотивацию поведения
хозяйствующих субъектов при помощи рыночных
механизмов, имеют больший временной лаг
( временные лаги- это определенный период
времени между моментом возникновения
потребности в применении той или иной
меры в сфере денежно- кредитной политики
и осознанием этой потребности, выработкой
меры воздействия и началом ее реализации),
последствия их применения менее предсказуемы,
чем при использовании прямых методов.
Однако их применение не приводит к деформациям
рынка, а эффективность использования
косвенных методов регулирования тесно
связана со степенью развития денежного
рынка.
Переход к
преимущественно косвенным методам
денежно- кредитной политики объективно
сопряжен с общемировым процессом
финансовой либерализации, повышением
степени независимости центрального
банка, его функциями в экономике. В настоящее время в нормативно-
правовых источниках юридически закрепляется
переход от административных к экономическим
методам регулирования денежного обращения,
кредитной эмиссии и уровня банковских
процентных ставок.
На сегодняшний
день взаимоотношения Банка России с коммерческими банками
выстроены таким образом, что Банк России
не имеет права вмешиваться в текущую
деятельность последних, его регулирующие
и контрольные функции ограничиваются
пределами действия соответствующих законов
и направлены на поддержание стабильности
денежно- кредитной системы, защиту интересов
банковских кредиторов и вкладчиков.
Помимо деления
методов денежно- кредитной политики
на прямые и косвенные различают
также общие и селективные
методы.
Общие методы являются преимущественно
косвенными, оказывающими влияние на денежный
рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды
кредита и носят в основном директивный
характер. Посредством этих методов решаются
частные задачи, такие как ограничение
выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых
видов ссуд, рефинансирование на льготных
условиях отдельных коммерческих банков
и т.д. Используя селективные методы, центральный
банк сохраняет за собой функции централизованного
перераспределения кредитных ресурсов,
несвойственных центральным банкам стран
с рыночной экономикой, поскольку они
искажают рыночные цены и распределение
ресурсов.
Под инструментом
денежно- кредитной политики понимают средство, способ
воздействия центрального банка как органа
денежно- кредитного регулирования на
объекты денежно- кредитной политики.
В мировой
экономической практике центральные
банки используют следующие инструменты
денежно- кредитной политики:
- изменение
норматива обязательных резервов,
или так называемых резервных
требований;
- процентную
политику центрального банка, т.е. изменение
механизма заимствования средств коммерческими
банками у центрального банка или депонирования
средств коммерческих банков в центральном
банке;
- операции
на открытом рынке с государственными
ценными бумагами.
Первичные
цели конкретизируют стратегическую
установку государства в долгосрочном
периоде, тактические цели – способы достижения
общей цели в конкретных условиях меняющейся
конъюнктуры, а промежуточные – основные
показатели, которыми руководствуется
центральный банк в своей повседневной
деятельности.
|
|
|
Стабильность
цен |
Первичные
цели |
|
|
Полная
занятость |
|
|
Соразмерный
и стабильный экономический рост |
|
|
|
Внешнеэкономическая
стабильность |
|
|
|
|
Тактическая
цель |
|
|
Форма
кривой предложения денег |
|
|
|
|
|
|
|
Темпы
роста денежной массы |
Промежуточные
цели |
|
|
Ставка
процента |
|
|
Номинальный
объем производства |
|
|
|
Уровень
цен |
Следует
отличать:
Первичные
цели сводятся к достижению ориентиров
магического четырехугольника:
- стабилизация уровня цен (процент инфляции);
- достижение полной занятости (процент безработицы);
- равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);
- внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).
Правительство
ежегодно корректирует значения этих
экономических ориентиров. Следует
подчеркнуть, что
от того, насколько четко сформулирована
первичная цель денежно-кредитной политики,
в большой степени зависит особенность
экономического развития страны.
Если
цель развития национальной экономики
заключается в обеспечении достаточного экономического
роста, то такова и стратегическая цель
денежно-кредитной политики. Следовательно,
высшая цель денежно-кредитной политики
государства заключается в обеспечении
стабильности цен, эффективной занятости
населения и росте реального объема валового
национального продукта. Эта цель достигается
с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной
политики, которые осуществляются довольно
медленно, рассчитаны на многие годы и
не являются быстрой реакцией на изменение
рыночной конъюнктуры
Промежуточная
цель денежно-кредитной политики –
это экономическая переменная, которую
центральный банк избирает в качестве
объекта своего повседневного контроля,
так как считает, что она способствует
достижению основных целей монетарной
политики.
Промежуточная
цель должна удовлетворять следующим
условиям:
- Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.
- Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить.
- Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно.
- Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.
ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Сущность
и функции Центрального Банка РФ
Центральный
Банк РФ (Банк России) - государственное
кредитное учреждение, наделенное правом
выпуска банкнот, регулирования
денежного обращения, кредита и
валютного курса, хранения официального
золотовалютного резерва. Является
банком банков, агентом правительства
при обслуживании госбюджета.
Центральный
Банк РФ наделяется также правом выпуска
денег и государственных ценных
бумаг, устанавливает нормативную
величину кредитного спроса, хранит денежные
резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым
центром. Основная его задача - это проведение
государственной политики в области эмиссии,
кредита, денежного обращения.
Статус, задачи,
функции, полномочия и принципы организации
и деятельности Банка России как
публично-правовой организации законодательно
определяются Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «О Центральном
Банке Российской Федерации (Банке России)»
и другими федеральными законами. Согласно
Конституции Российской Федерации главной
задачей Банка России является защита
и обеспечение устойчивости рубля. Основными
целями деятельности Банка России являются:
укрепление покупательной способности
и курса рубля по отношению к иностранным
валютам; развитие и укрепление банковской
системы России; обеспечение эффективного
и бесперебойного функционирования системы
расчетов. Реализация этих целей осуществляется
Банком России независимо от органов государственной
власти. Получение прибыли не входит в
цели деятельности Банка России.