Денежно кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на её формирование, деятельность и соответственно размещению на территорию государств. Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от её структуры функции, но и размещения банков по территории государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Денежно-кредитная политика и ее организация………………………………….5
1.1 Формы и методы государственного регулирования экономики………………5
1.2 Основные понятия денежно-кредитной системы……………………………..10
1.3 Основные административные методы регулирования
денежно-кредитной сферы………………………………………………………….15
1.4 Типы кредитно-денежной политики…………………………………………...16
2 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………………19
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………………...20
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………………….23
2.3 Операции на открытом рынке…………………………………………………25
3 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу……………………….…………………………………………………27
3.1 Особенности развития денежно-кредитной системы в России………………27
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2012-2013гг……..30
Заключение………………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

УРА! Курсовая по дкб.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Европейско-Азиатский  институт управления и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Организация деятельности коммерческого банка.

 

Тема: Кредитная система Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

                                                                   Исполнитель: студентка гр. ФК-08-2з

                           Цыганова С.Л.

                                                         Руководитель:.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

1 Денежно-кредитная политика и ее организация………………………………….5

1.1 Формы и методы государственного регулирования экономики………………5

1.2 Основные понятия денежно-кредитной системы……………………………..10

1.3 Основные административные методы регулирования

денежно-кредитной сферы………………………………………………………….15

1.4 Типы кредитно-денежной политики…………………………………………...16

2 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………………19

2.1 Политика обязательных  резервов……………………………………………...20

2.2 Рефинансирование коммерческих  банков…………………………………….23

2.3 Операции на открытом  рынке…………………………………………………25

3 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу……………………….…………………………………………………27

3.1 Особенности развития денежно-кредитной системы в России………………27

3.2 Основные направления  денежно-кредитной политики на 2012-2013гг……..30

 Заключение………………………………………………………………………...35

Список литературы………………………………………………………………..37

Приложение 1………………………………………………………………………38

Приложение 2………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   В развитии любого государства значительное место  занимает кредитная система, которая  во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства  и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на её формирование, деятельность и соответственно размещению на территорию государств. Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от её структуры функции, но и размещения банков по территории государства.

 

   Возникновению современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 года наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.

 

  Проводимая  в стране  радикальная экономическая  реформа  открыла новый этап в  развитии  кредитной системы. Банковская  система как составной элемент   кредитной системы и всего хозяйственного механизма должна совершенствоваться по мере накопления российского опыта. Однако практика показывает, что процесс перестройки денежно-кредитной сферы находится ещё на начальной стадии, в то время как в западных странах он прошёл более чем столетний путь своего развития и достиг совершенства. Российским коммерческим банкам необходимо пройти этот путь за более короткий срок.

 

  Формирование  системы  коммерческих банков в России  является главным завоеванием  переходного периода к экономике рыночного типа. Однако в условиях высокой инфляции, спада производства, коммерческие банки на протяжении десяти лет не раз оказывались в кризисных ситуациях, которые вызывались дестабилизацией валютного рынка, рынка межбанковских кредитных ресурсов, а также масштабным финансовым кризисом.

 

В обеспечении нормативного функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю, даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

     По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, осуществляет широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению.

     Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и форм воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно – денежная политика, экономическое законодательство и т.д..

    На одной  из важнейших форм государственного  регулирования экономики, а именно: денежно-кредитной политике мы  остановимся. 

     Кредитно-денежная политика это регулирование предложения кредитно-денежных ресурсов (с учетом спроса на них) в целях обеспечения не инфляционного экономического роста.

      Кредитно-денежная политика бывает стимулирующей и ограничительной:

  • стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) связана с увеличением денежного предложения (денежной массы) в целях активизации экономической активности в стране.
  • ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВНП.

     Государство  проводит кредитно-денежную политику  через центральные (эмиссионные)  банки. В нашей стране эта  роль отводится Банку России, который является государственным,  но обладает значительной степенью  самостоятельности в регулировании денежного обращения.

     Банк России регулирует денежное предложение путем воздействия на денежную базу. Денежная база в широком определении включает в себя: наличные деньги в обращении и кассах кредитных организаций, обязательные резервы и средства на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, депозиты кредитных организаций, размещенные в Банке России и облигации Банка России у кредитных организаций. Указанные средства составляют значительную сумму.1

     Основными инструментами, с помощью которых Банк России воздействует на денежную базу, а через нее и на все денежное предложение являются:

а) изменение нормы  обязательных резервов;

б) изменение учетной  ставки (ставки рефинансирования);

в) операции на открытом рынке.

     С помощью  названных инструментов Центральный  Банк реализует цели кредитно-денежной  политики: поддержание на определенном  уровне денежной массы (жесткая  монетарная политика) или ставки  процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по разному интерпретируются на графике денежного рынка.

     Все это,  и многое другое мы рассмотри  более подробно по ходу нашего  исследования на данную тему.

1 Денежно-кредитная  политика и организация

1.1 Формы и методы государственного регулирования экономики

 Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:

1. Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.

2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3. Государственное потребление — правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.

4. Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.2

7. Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

Важный компонент механизма — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

Административные  методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

Информация о работе Денежно кредитная политика РФ